г. Москва |
|
12.05.2010 г. |
N 09АП-8164/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.05.2010г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.05.2010г.
Девятый арбитражный апелляционный суд
в составе:
Председательствующего судьи П.В. Румянцева,
Судей Л.Г. Яковлевой, Т.Т. Марковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.А. Чайка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по г. Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 05 февраля 2010 года
по делу N А40-155854/09-114-1262, принятое судьей Савинко Т.В.,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Винотерра"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по г. Москве
о признании недействительным решения от 18.08.2009 N 31,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Воскресенской Н.Ф. дов. N б/н от 04.05.2010,
Долгалевой С.В. дов. N б/н от 08.12.2009;
от заинтересованного лица - Николаевой Т.С. дов. N 05-24/09-023д от 02.12.2009.
УСТАНОВИЛ
ООО "Винотерра" (далее - общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением к ИФНС России N 3 по городу Москве (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решение от 18 августа 2009 года N 31 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость частично, заявленного к возмещению.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.02.2010 требования ООО "Винотерра" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав объяснения представителя инспекции, поддержавшего доводы и требования апелляционной жалобы, заявителя, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налоговой декларации общества по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 года инспекция составила акт от 05 мая 2009 года N 10-16/10/708 и приняла решение от 18 августа 2009 года N31. В решении указано на необходимость уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 г. на 90 870 рублей.
На основании соглашения о сотрудничестве в области закупочной деятельности от 16 июля 2004 года, заключенного между обществом (поставщик) и ООО "МГБ Метро ГруппБаингРус", заключен договор от 31 декабря 2007 года N 44758. В соответствии с указанным договором общество обязуется поставлять покупателям товары, а покупатели обязуются принимать и оплачивать эти товары на условиях договора. Покупатели обязуются оказывать поставщику рекламные и иные возмездные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных пунктами 3-5 приложения 3, пунктами 1.1. - 1.10 приложения 4 к договору. В соответствии с условиями договора оказание рекламных и иных возмездных услуг подтверждается актами приемки оказанных услуг, подписанных сторонами.
В апелляционной жалобе инспекция ссылается на то, что в ходе камеральной налоговой проверки заявителем не представлены документы, подтверждающие факт оказания (фактическое исполнение) рекламных услуг, и документы, которые содержали сведения о времени, месте, форме периодичности, способах исполнения в отношении заявителя рекламных услуг контрагентом.
Данный довод судом не принимается по следующим обстоятельствам.
Согласно договору N 44758 от 31.12.2007г., заключенному между ООО "Винотерра" (поставщик) и ООО МГБ МЕТРО Групп Баинг РУС (действующему от имени покупателей (ООО "Метро Кэш энд Керри" и ООО "Реал-Гипермаркет"), ООО "Винотерра" обязуется поставлять покупателям товары, а покупатели обязуются принимать и оплачивать эти товары на условиях договора, при этом, согласно приложениям 3 и 4 договора, покупатели обязуются оказывать поставщику рекламные и мерчендайзинговые услуги в порядке и на условиях, предусмотренных в п. 3.5 приложения N 3, п. 1.1.-1.10 приложения N 4 к договору.
Подтверждением выполнения обязательств поставщика по поставке товаров, являются подписанные сторонами договора товарно-транспортные накладные. При этом под товаром согласно условиям договора стороны понимают алкогольную продукцию, имеющую собственное наименование, наименование и страну производителя, год производства, определенный объем бутылки, поставляемый в течение срока действия договора, и в отношении которого покупателем оказываются рекламные и мерчендайзинговые услуги, направленные на продвижение указанного товара поставщика и повышение объемов продаж в сети покупателя.
При этом документы, подтверждающие факт поставки указанных товаров, оказания (фактическое исполнение) рекламных услуг, и документы, которые содержали бы сведения о времени, месте, форме, периодичности, способах исполнения рекламных услуг контрагентом были представлены инспекции заявителем в ходе камеральной налоговой проверки и содержатся в материалах дела.
В соответствии со статьёй 9 ФЗ от 21.11.1996 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также согласно пункту 1.2. Договора факт оказания рекламных услуг и услуг по мерчендайзингу подтверждается актами приема-передачи услуг. (Копии актов приема-передачи услуг содержатся в материалах дела). При этом факт наличия в составе представленной документации по договору указанных актов и счетов-фактур, содержащих всю необходимую информацию, налоговым органом не оспаривается. Согласно требованиям бухгалтерского учета, приемка оказанных покупателем услуг подтверждается первичными учетными документами (актами приема-передачи услуг и счетами-фактурами), которые должны содержать обязательные реквизиты, согласно исчерпывающему перечню, указанному в п. 2. ст. 9 Федерального закона: наименование документа, дату составления документа, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерителя хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.
В приложении N 3 и приложении N 4 к договору содержатся все необходимые сведения о времени, местах (с указанием перечня торговых центров контрагента, в которых осуществляются услуги по проведению рекламных акций по товарам поставщика), формах (в том числе размещения рекламы товаров поставщика в листовках (средствах маркетинговой коммуникации покупателя), представленных в материалах дела), периодичности, способах исполнения в отношении заявителя рекламных услуг контрагентом. Указанные приложения к договору, перечни, рекламные листовки, товарно-транспортные накладные на поставленный и рекламируемый покупателем товар и иные документы к ним также являются документальным подтверждением оказания данных рекламных и мерчендайзинговых услуг.
Так как указанные приложения N N 3 и 4 к договору содержат обязательства покупателя оказывать рекламные услуги в отношении товара поставщика поставляемого по договору, то все формы и виды (или любая из этих форм и видов) оказания рекламных и мерчендайзинговых услуг могут быть исполнены покупателем в каждом отчетном периоде по договору, включая, в том числе, и спорный период.
В апелляционной жалобе инспекция ссылается на то, что переход права собственности на рекламируемые ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" товары наступает в момент подписания сторонами актов приема-передачи товаров, поставляемых заявителем в адрес ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" и соответственно, указанные услуги по рекламе товаров не могут быть использованы налогоплательщиком для осуществления операций, облагаемых НДС.
Данный довод судом не принимается по следующим обстоятельствам.
Заключенный между ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" и ООО "Винотерра" договор является смешанным договором и содержит элементы договора поставки и договора возмездного оказания услуг. Также необходимо учитывать тот факт, что договор заключался сторонами для осуществления периодических поставок в течение определенного периода времени (договор N 44758 был заключен сторонами 31 декабря 2007 г. на неопределенный срок (разделом 4 договора предусмотрена процедура его расторжения по уведомлении сторон за 6 месяцев до предполагаемой даты расторжения), дополнительным соглашением к договору от 31.12.2008 г, в договор сторонами были внесены изменения и дополнения, применяющиеся к отношениям сторон с 01.01.2009г).
Согласно действующему законодательству, существенными условиями договора возмездного оказания услуг являются: сроки оказания услуг, услуги и их виды; существенными условиями договора поставки являются; предмет договора (поставка товаров), сроки поставки и соглашение о цене.
Основной деятельностью ООО "Винотерра" является реализация алкогольной продукции на российском рынке на основании лицензии. В рамках осуществления указанной деятельности заявителем заключены договоры с иностранными компаниями поставщиками (производителями) (Италия, Франция, Испания, Австрия) на поставку алкогольной продукции, имеющих определенные отличительные особенности (наименование производителя, страну производства, марку алкогольной продукции, год выпуска - например: производитель: Н.Кювелье Фис, страна производства Франция, год выпуска 2005, марка: Шато Бель Эр), которую ООО "Винотерра" (поставщик) реализует на российском рынке и реализует в том числе через розничную сеть (ООО "МЕТРО Кэш энд Кэрри"). При этом реализация осуществляется периодически (несколько раз в неделю, раз в неделю, несколько раз в месяц), является последовательно повторяющейся на протяжении длительного периода (в том числе и в спорный период) времени в рамках заключенного с ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" договора.
Данное обстоятельство подтверждается товарно-транспортными накладными, отражающими периодичность и объемы поставок товара, наименования, год выпуска и производителей поставляемого товара, и журналами покупок-продаж, имеющимися в материалах дела, и является доказательством того, что на протяжении определенных последовательных периодов (в том числе и в спорный период - 4 квартал 2008 г.) поставляется именно тот товар (конкретных наименований, марок, годов выпуска и производителей), который поставлялся в предшествующий период и поставлялся в следующем квартале), и в отношении которого осуществляются рекламные и мерчендайзинговые мероприятия (имеется ввиду товар как совокупность характеристик, идентифицирующих именно данную продукцию, а не отдельно взятую бутылку, право собственности на которую перешло к покупателю ООО "МЕТРО Кэш энд Керри", согласно товарно-транспортной накладной). Данные характеристики товара указаны на контрэтикетке каждой бутылки и содержат наименование поставщика (ООО "Винотерра"), марку вина, производителя, год выпуска, характеристики товара). При этом методы оказания рекламных и мерчендайзинговых услуг могут быть разнообразны и оказываться, как с использованием образцов товара, принадлежащих продавцу, так и путем приобретения товара в собственность покупателя, понимая, что покупатель в дальнейшем будет приобретать и реализовывать через свою розничную сеть товар с аналогичными характеристиками (метод, который использовался сторонами в договоре с учетом его специфики - смешанный договор), и поставляемого регулярно.
В материалах дела содержится хронологическая подборка по актам приема-передачи оказанных ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" рекламных и мерчендайзинговых услуг с приложением товарно-транспортных накладных ООО "Винотерра" по конкретному ассортименту товара (с указанием наименования, года выпуска, производителя, характеристики товара), в отношении которых оказывались указанные услуги, подтверждающая, что после проведения рекламных и мерчендайзинговых мероприятий увеличился объем поставок указанного товара, что способствовало увеличению прибыли поставщика и свидетельствовало об обоснованности понесенных расходов по вышеперечисленным услугам.
Инспекция также считает, что в договоре и представленных для камеральной налоговой проверки материалах нет доказательств того, что ООО "МЕТРО Кэш энд Кэрри" не может закупать аналогичный товар (той же марки, производителя, года выпуска, наименования, характеристики) у других поставщиков, что свидетельствует о возможности использования при проведении рекламных и мерчендайзинговых мероприятий товара других поставщиков.
Данный довод судом не принимается по следующим обстоятельствам.
Данный довод строится на предположении, которое не подтверждено документально, так как инспекцией не проводилась встречная проверка ООО "МЕТРО Кэш энд Керри", позволяющая установить факт закупки аналогичных товаров (той же марки, производителя, года выпуска, наименования, характеристики) у других поставщиков, отсутствуют документы, подтверждающие реализацию OОO "МЕТРО Кэш энд Керри" аналогичного товара у других поставщиков. В связи с этим, нельзя считать доказанным утверждение, базирующееся на предположении, а не на подтверждающих данный факт документах.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что анализ представленных в деле доказательств подтверждает правомерность вывода суда первой инстанции о том, что требования заявителя обоснованны и подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы заявителя и заинтересованного лица и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266-269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.02.2010 г. по делу N А40-155854/09-114-1262 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
П.В. Румянцев |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-155854/09-114-1262
Истец: ООО"Винотерра"
Ответчик: ИФНС РФ N 3 по г. Москве