Просим Вас прокомментировать письмо, направленное нам Филиалом "Банка" (ЗАО) в г. Т, следующего содержания:
"В связи с отменой действия Указа Президента РФ от 18.08.1996 г. N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" при определении целей расходования выручки, поступающей в кассу предприятия, следует руководствоваться следующими нормативными документами:
- п. 2 Указа Президента РФ от 14.06.1992 г. N 622,
- п. 7 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации от 22.09.1993 г. N 40.
Согласно названным нормативным документам расходование предприятиями денежной выручки по согласованию с обслуживающими их банками может осуществляться строго на следующие цели:
- оплата труда и выплата социально-трудовых льгот;
- закупка сельскохозяйственной продукции;
- скупка тары и вещей у населения.
На основании вышеизложенного, ранее согласованные Филиалом "Банка" (ЗАО) на 2006 г. разрешения в расчетах на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу на цели: командировочные расходы, покупку канцелярских принадлежностей и хозяйственного инвентаря, оплату срочных ремонтных работ и горюче-смазочных материалов, выплату возмещения убытков по договорам страхования физических лиц, не подлежат применению.
Какие санкции влечет за собой нецелевое расходование наличных денежных средств из выручки, поступающей в кассу предприятия? Могут ли к нам применить в данной ситуации ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ?
Пунктом 9 Указа Президента РФ от 18.08.1996 г. N 1212 на Центральный банк России возложена обязанность установить порядок, при котором предприятия могут получать наличные денежные средства в банках или иных кредитных организациях только с расчетного (текущего) и (или) бюджетного счетов.
На основании Указа Президента РФ было принято Указание Центрального банка РФ от 12.11.1996 г. N 360 "О первоочередных мерах по выполнению указа Президента РФ от 18.08.1996 г. N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного обращения" в соответствии с которым юридические лица, не имеющие задолженности по платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать поступающую в их кассу выручку на заработную плату и выплаты социального характера, закупку сельскохозяйственной продукции у населения, скупку тары и вещей у населения, а также на командировочные расходы, покупку канцелярских принадлежностей и хозяйственного инвентаря, оплату срочных ремонтных работ и горюче - смазочных материалов, выплату возмещений убытков по договорам страхования физических лиц.
Указом Президента РФ от 02.02.2005 г. N 116 "О приведении некоторых актов Президента РФ в соответствие с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" Указ N 1212 был отменен.
При этом необходимо обратить внимание, что, несмотря на то, что нормативный акт, во исполнение которого было принято Указание ЦБ РФ, отменен, само Указание на сегодняшний день является действующим нормативным актом.
Указания Центрального банка являются обязательными для всех государственных органов, всех юридических и физических лиц.*(1)
Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на отмену Указа Президента, на основании которого принято Указание Центрального банка, само Указание никто не отменял и на сегодняшний день оно является действующим. В связи с чем, по нашему мнению, с отменой Указа Президента не были изменены цели, на которые организациями могут быть использованы поступающие в кассу предприятия наличные денежные средства.
При этом следует иметь ввиду, что действующим законодательством не предусмотрено ответственности за нецелевое использование наличных денежных средств. В соответствии со ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность предусмотрена за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов. Среди указанных правонарушений, за которые предусмотрена административная ответственность, нет действий, под которые подпадало бы нецелевое использование организациями наличных денежных средств.
Вывод
С отменой Указа Президента РФ от 18.08.1996 г. N 1212 Указание Центрального банка от 12.11.1996 г. N 360, устанавливающее цели, на которые могут быть потрачены поступившие в кассу организации наличные денежные средства, на сегодняшний день является действующим и является обязательным для всех государственных органов, юридических и физических лиц. В связи с чем, по нашему мнению, с отменой Указа Президента РФ цели, на которые могут быть потрачены наличные денежные средства, не изменились.
Действующим законодательством не предусмотрено ответственности за нецелевое использование организациями наличных денежных средств.
15 августа 2006 г.
ООО "Аудит-новые технологии", август 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Ст. 7 Федерального закона "О центральном банке РФ" от 10.07.2002 г. N 86-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ООО "Аудит-новые технологии"
Ответы на вопросы консультационного характера, созданные авторами, с которыми ООО "Аудит - новые технологии" состоит в трудовых отношениях.