На внутризаводских железнодорожных путях, состоящих на балансе предприятия, производится замена рельсов типа Р43 на тип Р50. Работы проводятся в течение нескольких лет на отдельных участках железнодорожной ветки по предписанию районной Горно-технической инспекции. Как нам учесть понесенные расходы - как расходы на капитальный ремонт основных средств или как расходы на реконструкцию и модернизацию основных средств?
Как следует из Классификации основных средств, верхнее строение пути железных дорог (балласт, шпалы, рельсы со скреплениями, стрелочные переводы и другие элементы, переезды) образует основные средства "Дорога железная однопутная и подъездные пути", "Дорога железная двухпутная", "Дорога железная многопутная" (код ОКОФ 12 4526101-12 4526104), которые включены в восьмую амортизационную группу (имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно).
В качестве объекта основного средства учитывается железнодорожный путь, рельсы являются его составной частью и затраты на их замену должны квалифицироваться в зависимости от цели, которую преследует организация. Если расходы на все виды ремонта уменьшают налогооблагаемую прибыль единовременно (ст. 260 НК РФ), то расходы на реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение увеличивают первоначальную стоимость основных средств и в дальнейшем уменьшают прибыль посредством амортизации (ст. 257 НК РФ).
Реконструкция и модернизация основных средств от капитального ремонта отличается тем, что в первом случае производятся такие работы, которые улучшают ранее принятые нормативные показатели функционирования объекта, в результате чего у него появляются новые качественные и количественные характеристики. К капитальному ремонту относятся работы, в процессе которых заменяются изношенные конструкции.
Таким образом, при капитальном ремонте основные технико-экономические показатели сооружения остаются без изменения, а при реконструкции технико-экономические показатели изменяются.
Судя по вопросу, ваша организация меняет рельсы по предписанию Горно-технической инспекции. Чтобы понять, как правильно учесть понесенные расходы, нужно определить причину, по которой инспекция настаивает на замене старых рельсов на новые, а также выяснить, почему для замены выбран другой тип рельсов и какой участок железнодорожного пути заменяется.
Если причина в том, что старые рельсы изношены, содержат неисправности и дефекты и производится частичная замена рельсов на отдельных участках дороги, то работы должны квалифицироваться как капитальный ремонт основных средств. Отметим, что все ремонтные работы должны быть правильно документированы. Необходимость ремонта оформляется дефектным актом, а ввод в эксплуатацию объекта после ремонта - актом формы N ОС-3.
При смене рельсов на всем железнодорожном полотне и изменении характеристик полотна в целом, работы, по нашему мнению, следует отнести к техническому перевооружению объекта основных средств. В пункте 3 ст. 257 НК РФ отмечено, что к техническому перевооружению относится, в том числе, и замена морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.
Для более четкого разграничения затрат рекомендуем вашей организации получить заключение специалистов о технико-экономических последствиях проводимых работ.
1 сентября 2006 г.
"Налоговые споры", N 9, сентябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговые споры"
Официальный печатный орган палаты налоговых консультантов России
Учредители:
Палата налоговых консультантов России
Международный центр финансово-экономического развития (ЗАО "МЦФЭР")
Издатель: ЗАО "МЦФЭР"
Лицензия на издательскую деятельность:
код 221, серия ИД, N 00445 от 15.11.99 Свидетельство: ПИ N 77-16544 от 13.10.2003
Адрес редакции: 129164, Москва, ул. Ярославская, д. 8, корп. 5, а/я 9
Тел.: (095) 937-90-80. Факс: (095) 937-90-85
E-mail: palata.magazine@mcfr.ru
Подписные индексы
по каталогу агентства "Роспечать" - 82989, 82990
по каталогу "Пресса России" - 15157, 15158 по каталогу "Почта России" - 16676, 16677