Будет ли соответствовать российскому законодательству следующая ситуация: организация, осуществляющая подбор персонала, предоставляет свои услуги по ведению делопроизводства отдела кадров (и все, что связано с трудовыми кадрами) на предприятиях, в которых отсутствует отдел кадров?
У любой организации должен быть необходимый минимум кадровых документов. Однако такой список ни в одном нормативном акте не указан, равно как отсутствуют и единые правила работы с кадровыми документами. Сведения о них содержатся в различных нормативных актах.
Основные документы кадрового делопроизводства предусмотрены ТК РФ. К ним, в частности, относятся: трудовой договор, приказы о приеме на работу (ст. 68 ТК РФ), об увольнении, о переводе, о предоставлении отпуска и др.; трудовая книжка (ст. 66 ТК РФ); заявления работника; график отпусков (ст. 123 ТК РФ); командировочные документы (ст. 166, 168 ТК РФ); положения по защите персональных данных (ст. 87 ТК РФ), об оплате труда (ст. 135 ТК РФ); правила внутреннего трудового распорядка (ч. 3 ст. 189 ТК РФ); табель учета рабочего времени (ст. 100 ТК РФ); инструкция по охране труда (ст. 225 ТК РФ) и т.п.
При этом процедуру, в соответствии с которой должно осуществляться ведение указанных документов, ТК РФ не содержит.
В соответствии со ст. 9 ФЗ РФ от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухучете) Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, в т.ч. формы приказов о приеме на работу о предоставлении отпусков; формы графика отпусков, штатного расписания и других документов.
Причем в подп. "в" п. 1 ст. 6 Закона о бухучете руководители организаций прямо наделены правом передавать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации или бухгалтеру-специалисту.
Учитывая изложенное, ни ТК РФ, ни Закон о бухучете не запрещают организациям заключать договоры о ведении кадрового делопроизводства со сторонними организациями.
Единственное исключение из этого правила усматривается в Правилах ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (далее - Правила). Указанные Правила приняты в соответствии со ст. 66 ТК РФ и предусматривают (ч. 2 п. 45), что ответственность за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек несет "специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) работодателя".
Исходя из смысла приведенной формулировки можно сделать вывод, что ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек вправе осуществлять только работник организации, состоящий в ее штате. Поэтому заключение договора о передаче функций по ведению трудовых книжек сторонним лицам может вызвать возражения у проверяющих органов.
Л. Зуйкова,
эксперт "АКДИ"
29 сентября 2006 г.
"эж-ЮРИСТ", N 38, сентябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru