В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации Правительством Российской Федерации рассмотрен указанный законопроект с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается внести изменения в Земельный кодекс Российской Федерации в части бесплатного предоставления гражданам в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества и дачного строительства и ведения личного подсобного хозяйства из земель государственной и муниципальной собственности.
Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Также статьей 13 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" установлено, что приватизация садовых, огородных и дачных земельных участков может осуществляться за плату или бесплатно в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Законопроект охватывает неограниченный круг лиц по неопределенным основаниям, в то время как законодательством Российской Федерации четко установлены категории граждан, наделенных правом бесплатного получения в собственность земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов, дач, под садово-огородные и личные подсобные хозяйства.
Исходя из положений действующего законодательства, основания бесплатного предоставления гражданам земельных участков в частную собственность должны носить характер мотивированного исключения для отдельных групп граждан, а не общего правила. При этом появление правовых норм, устанавливающих новые случаи безвозмездного отчуждения гражданам в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должно основываться прежде всего на принципе предоставления таких земельных участков нуждающимся и социально незащищенным слоям населения.
Бесплатное предоставление земельных участков создаст предпосылки для нерационального землепользования и в отдельных случаях может приводить к ухудшению плодородия почв, неиспользованию, захламлению земельного участка, что противоречит основному принципу земельного законодательства - приоритету охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды.
В связи с изложенным Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.
Заместитель |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 24 апреля 2006 г. N 1402п-П13 "Заключение на проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации в части расширения оснований бесплатного предоставления гражданам в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", вносимый депутатами Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации А.В. Островским, И.В. Лебедевым, Е.Ю. Соломатиным"
Текст письма официально опубликован не был