Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Проект федерального закона разработан в целях реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года в части стимулирования рождения в семье второго ребенка и регулирует отношения, связанные с приобретением и порядком реализации права на получение дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей.
Под дополнительными мерами государственной поддержки семей, имеющих детей, понимаются меры, обеспечивающие возможность приобретения жилья, получения услуг в сфере образования, улучшения пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных законопроектом.
Обеспечение реализации указанных мер будет осуществляться за счет материнского (семейного) капитала - обособленных средств федерального бюджета, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Проектом федерального закона предусматривается предоставление права на дополнительные меры государственной поддержки женщинам, родившим (усыновившим) второго ребенка, начиная с 1 января 2007 г., женщинам, родившим (усыновившим) третьего или последующего ребенка, начиная с 1 января 2007 г. (если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки). При этом в случае смерти указанных женщин, объявления их умершими, лишения их родительских прав, а также в случае совершения умышленного преступления против жизни и здоровья ребенка (детей), право на дополнительные меры государственной поддержки перейдет к отцу (усыновителю) ребенка (детей) независимо от его гражданства. В случае смерти обоих родителей (усыновителей) ребенка (детей) или единственного родителя (усыновителя) ребенка (детей), объявления их умершими, лишения их родительских прав, совершения ими умышленного преступления против жизни и здоровья своего ребенка (детей) право на дополнительные меры государственной поддержки переходит к ребенку (детям в равных долях).
Право на дополнительные меры государственной поддержки может быть реализовано не ранее, чем по истечении трех лет со дня возникновения права на них, то есть, по достижении ребенком возраста трех лет либо прошествии трех лет со дня его усыновления.
В целях регистрации права на дополнительные меры государственной поддержки проектом федерального закона предусмотрено создание федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки. Ведение этого регистра будет осуществляться Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами.
Кроме того, на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы проектом федерального закона возлагаются обязанности по рассмотрению заявлений и выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. При этом Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы наделяются правом проверять обоснованность выдачи документов (их заверенных копий), удостоверяющих право на дополнительные меры государственной поддержки.
Проектом федерального закона устанавливается размер материнского (семейного) капитала - 250 тыс. рублей, порядок его пересмотра (размер указанного капитала будет ежегодно пересматриваться федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом темпов роста инфляции). Пересмотр размера материнского (семейного) капитала предполагается осуществлять до перечисления средств материнского (семейного) капитала в Пенсионный фонд Российской Федерации по заявлению о распоряжении материнским (семейным) капиталом.
Проектом федерального закона устанавливается механизм реализации права на дополнительные меры государственной поддержки, включающий порядок подачи заявления о распоряжении материнским (семейным) капиталом, его рассмотрения и принятия по нему решения, а также перечень направлений распоряжения материнским (семейным) капиталом и условия распоряжения этим капиталом по выбранному направлению.
Предполагается, что лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, сможет принять решение о распоряжении этим капиталом в размере всей суммы материнского (семейного) капитала либо ее части на:
получение образования (в том числе дополнительных видов образования), за исключением образования, получение которого в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется бесплатно, любым ребенком (как родным, так и усыновленным, в том числе первым, вторым и последующим). При этом возраст лица, на получение образования которого может быть направлена сумма (часть суммы) материнского (семейного) капитала, на момент начала обучения по соответствующей образовательной программе не должен превышать 25 лет;
приобретение жилого помещения на территории Российской Федерации;
на формирование накопительной части трудовой пенсии женщины, родившей (усыновившей) второго ребенка либо женщины, родившей (усыновившей) третьего или последующего ребенка, если ранее она не воспользовались правом на предоставление материнского (семейного) капитала.
Проектом федерального закона предусматриваются основания для перевода средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и порядок их учета в Пенсионном фонде Российской Федерации.
В целях более детальной регламентации положений проекта федерального закона им предусматривается делегирование решения ряда вопросов Правительству Российской Федерации, в том числе в отношении механизмов использования средств материнского капитала.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих в связи с принятием Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию
В связи с принятием проекта федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" потребуется внести изменения в Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния".
Принятие проекта федерального закона потребует издания следующих постановлений Правительства Российской Федерации:
постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающего установление порядка издания разъяснений в целях единообразного применения норм данного федерального закона;
постановления Правительства Российской Федерации, определяющего порядок утверждения правил ведения федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей;
постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего правила обращения граждан за выдачей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, а также форму государственного сертификата на материнский (семейный) капитал;
постановления Правительства Российской Федерации, определяющего правила подачи заявления о распоряжении материнским (семейным) капиталом, а также перечень документов, необходимых для реализации соответствующего распоряжения;
постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего порядок перевода средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающего утверждение правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на приобретение жилого помещения;
постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего правила направления средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми);
постановления Правительства Российской Федерации, определяющего правила отказа от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии;
постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего порядок утверждения правил подачи заявления об учете суммы материнского (семейного) капитала при определении размера накопительной части трудовой пенсии.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
В соответствии с проектом федерального закона право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, может быть реализовано лицами, которые будут получать с 2007 года государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, не ранее 2010 года. В связи с этим объем ассигнований на указанные цели с учетом темпов роста инфляции будет предусмотрен в проекте федерального бюджета на 2010 год. Оценочно указанные расходы составят 131,8 млрд. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.