Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию"
Проект федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" разработан в соответствии с положениями статей 183, 255 Трудового кодекса Российской Федерации и статьи 8 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Законопроект определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Законопроект направлен на установление с 1 января 2007 г. нового правового регулирования в части предоставления пособий по временной нетрудоспособности (отмена зависимости размера пособия по временной нетрудоспособности от продолжительности непрерывного трудового стажа), а также упорядочение условий определения размера пособия по беременности и родам.
В соответствии с действующими нормативными правовыми актами размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от продолжительности непрерывного трудового стажа. Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 2 марта 2006 г. N 16-О с 1 января 2007 г. соответствующие положения нормативных правовых актов не подлежат применению, как противоречащие Конституции Российской Федерации, а федеральному законодателю надлежит урегулировать порядок и условия реализации конституционного права каждого на социальное обеспечение в случае болезни и обеспечить введение нового правового регулирования в срок не позднее 1 января 2007 г.
Кроме того, в Конституционном Суде Российской Федерации в настоящее время рассматриваются жалобы, связанные с ограничением размера пособия по беременности и родам минимальным размером оплаты труда для женщин, проработавших в последних 12 календарных месяцах перед наступлением отпуска по беременности и, родам менее трех месяцев.
В проекте федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" предусматривается исчисление пособий по временной нетрудоспособности в зависимости от продолжительности общего трудового стажа, с сохранением существующих размеров пособий:
100 процентов среднего заработка - застрахованному лицу, имеющему общий трудовой стаж 8 и более лет;
80 процентов среднего заработка - застрахованному лицу, имеющему общий трудовой стаж от 5 до 8 лет;
60 процентов среднего заработка - застрахованному лицу, имеющему общий трудовой стаж до 5 лет.
Под общим трудовым стажем предлагается подразумевать периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, а также периоды иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации застрахованными лицами при условии, что за эти периоды уплачивались налоги и (или) страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации на цели обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Законопроектом предусмотрена также постепенная отмена льгот по выплате пособий по временной нетрудоспособности в размере 100% заработка для отдельных категорий граждан. Законопроект не предусматривает исключений из общей нормы об определении размера пособия по временной нетрудоспособности в зависимости от продолжительности общего трудового стажа.
При этом предусматривается, что гражданам, поступившим на работу до 1 января 2007 г. и имевшим до 1 января 2007 г. право на пособие по временной нетрудоспособности в размере, превышающем размер пособия, полагающийся по нормам проекта федерального закона, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается в прежнем более высоком размере. Таким образом, для лиц, начавших свою трудовую деятельность до 1 января 2007 г., установленные ранее льготы по выплате пособий по временной нетрудоспособности в размере 100% заработка независимо от продолжительности трудового стажа сохраняются.
Максимальный размер пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам предлагается сохранить в размере, установленном Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. N 180-ФЗ "Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году" - 15 000 рублей за полный календарный месяц (в районах и местностях, в которых применяются районные коэффициенты к заработной плате, - с учетом этих коэффициентов).
Для лиц, не имеющих необходимого общего трудового стажа для выплаты пособий по обязательному социальному страхованию в общеустановленном размере, скорректированы условия применения ограничения размера пособия. Законопроектом установлено, что застрахованным лицам, имеющим общий трудовой стаж менее 6 месяцев, пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам выплачиваются в сумме, не превышающей за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда. В настоящее время такое ограничение применяется в отношении работников, которые в последние 12 календарных месяцах перед наступлением страхового случая проработали фактически менее 3 месяцев.
В законопроекте сохранено действующее условие о выплате пособия по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя. Сохраняется также действующее правило об исчислении пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам из средней заработной платы застрахованного лица за последние 12 календарных месяцев. При этом в целях унификации порядка исчисления указанных пособий предусмотрена выплата пособий независимо от режима работы застрахованного лица за календарные дни нетрудоспособности (отпуска по беременности и родам).
С целью отмены необоснованных ограничений в обеспечении пособиями лиц, работающих на условиях внешнего совместительства, для работников, занятых у нескольких работодателей, вводится правило о выплате пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам каждым работодателем.
Законопроект также содержит положения о случаях обеспечения застрахованных лиц пособиями по временной нетрудоспособности, продолжительности выплаты пособия, основаниях для отказа в его назначении и снижения размера. Закрепляется порядок назначения и выплаты пособий, исчисления общего трудового стажа.
Срок вступления в силу Федерального закона в соответствии с предлагаемым проектом - 1 января 2007 года.
Проект федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" является первым этапом в формировании необходимой законодательной базы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию"
Сравнительная таблица по основным параметрам размеров и условий выплаты пособий по временной нетрудоспособности
1. Выплата пособия по временной нетрудоспособ- ности 2. Размер пособия в зависимости от стажа работы 3. Максимальный размер пособия, исчисленный за месяц |
Действующее законодательство Выплата пособий за счет средств обязательного социального страхования с 3-го дня временной нетрудоспособности Непрерывный трудовой стаж 8 и более лет - 100% среднего заработка; непрерывный трудовой стаж от 5 до 8 лет - 80%; непрерывный трудовой стаж до 5 лет - 60% Рассчитывается из среднего заработка, исчисленного за 12 месяцев, предшествующих заболеванию Застрахованным, проработавшим менее 3 месяцев в предшествовавшие 12 месяцев, пособие выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимальный размер оплаты труда Оплата рабочих дней 15000,0 рублей |
В соответствии с законопроектом Выплата пособий за счет средств обязательного социального страхования с 3-го дня временной нетрудоспособности Общий трудовой стаж 8 и более лет - 100% среднего заработка; общий трудовой стаж от 5 до 8 лет - 80%; общий трудовой стаж до 5 лет - 60% Рассчитывается из среднего заработка, исчисленного за 12 месяцев, предшествующих заболеванию Застрахованным, имеющим стаж менее 6 месяцев, пособие выплачивается в сумме, не превышающей за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда Оплата календарных дней 15000,0 рублей |
Расчет изменения расходов по выплате пособий по временной нетрудоспособности
Показатели | |
1. Увеличение расходов на выплату пособий в связи с заменой непрерывного трудового стажа на общий трудовой стаж и с учетом роста расходов по выплате пособий застрахованным, имеющим общий трудовой стаж более 6 месяцев, но менее 3 месяцев в предшествующие 12 месяцев Численность застрахованных, имеющих перерыв в трудовой деятельности, влияющий на размер пособия по временной нетрудоспособности в соответствии с действующим законодательством (расчетно по базе статистических данных, тыс. чел.) Число дней временной нетрудоспособности, оплачиваемых за счет средств Фонда в организациях, уплачивающих ЕСН, на одного работающего в 2005 году (дни) Число дней временной нетрудоспособности, предполагаемое к оплате по данной категории работников (млн. дн.) Среднедневной размер пособия в организациях, уплачивающих ЕСН, в 2005 году (руб.) Среднедневной размер пособия в организациях, уплачивающих ЕСН, по действующему законодательству на 2007 год (руб.) Удорожание среднедневного размера пособия, указанной категории работников при переходе к общему трудовому стажу (руб.) Увеличение расходов по выплате пособий за 2007 год за счет отмены непрерывного стажа (млн.руб.) 2. Уменьшение расходов на выплату пособий застрахованным, впервые поступающим на работу, в связи с увеличением с 3 месяцев до 6 месяцев срока, при котором размер пособия в расчете на месяц не должен превышать минимального размера оплаты труда Среднегодовая численность работников, впервые поступающих на работу в течение одного года (на базе статистических данных) (тыс. чел.) Среднемесячная заработная плата указанных работников (оценочно, руб.) Количество дней временной нетрудоспособности за 6 месяцев на одного работника Расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности за 6 месяцев по действующему законодательству (проработавшим менее 3 месяцев - по минимальному размеру оплаты труда, а за остальные 3 месяца - на общих основаниях) (млн.руб.) Расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности в соответствии с законопроектом (проработавшим менее 6 месяцев - по минимальному размеру оплаты труда) (млн.руб.) Уменьшение расходов на выплату пособий для отдельных категорий застрахованных в связи с увеличением минимального стажа с 3 месяцев до 6 месяцев для начисления размера пособия на общих основаниях, а не из расчета минимального размера оплаты труда (млн.руб.) 3. Итого увеличение расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности за счет средств Фонда в соответствии с нормами законопроекта (млн.руб.) |
4100 6,58 27 262,08 386,08 79,84 2155,7 1828,9 3000 3,29 400,2 303,6 96,6 2059,1 |
Расчеты произведены на базе макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2007 год и показателях, применяемых в расчетах прогноза формирования и расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год
Сравнительная таблица по расходам на выплату пособий по временной нетрудоспособности
По действующему законодательству |
В соответствии с законопроектом |
Дополнительные расходы |
|
Сумма расходов (млн. рублей) |
95125,4 | 97184,5 | 2059,1 |
Изменение нормы исчисления размера пособий, исходя из календарных дней (по действующему законодательству - рабочие), не приведет к изменению расходов по выплате пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, так как при одновременном снижении среднедневного размера пособия увеличивается число оплачиваемых дней.
Изменение норм по выплате пособий по беременности и родам не приведет к увеличению расходов на указанные цели.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию"
Принятие федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" потребует принятия следующих актов федерального законодательства:
федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию";
постановления Правительства Российской Федерации "Об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам".
Подготовка проекта федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" обусловлена необходимостью приведения в соответствие с положениями законопроекта законодательных актов Российской Федерации, содержащих в себе нормы о размерах и продолжительности выплаты пособий по временной нетрудоспособности, в том числе по определению размеров пособий по временной нетрудоспособности в зависимости от непрерывного трудового стажа.
Подготовка проекта постановления Правительства Российской Федерации "Об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам" направлена на реализацию положений части 4 статьи 13 проекта федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.