МСФО и РСБУ: как выплатить дивиденды
В настоящее время все большее количество организаций составляет отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Имея на руках два документа с разными суммами прибыли по МСФО и по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ), менеджмент компании должен определить, на основании какой отчетности предложить собственникам предприятия рассчитать и выплатить дивиденды.
Решение о выплатах собственникам организации принимается не только исходя из размера чистой прибыли. Принимается во внимание и множество других факторов, например вероятность изменения рыночной стоимости акций компании - принятие решения о невыплате или уменьшении размера дивидендов может привести к падению курса ценных бумаг предприятия. Для того чтобы этого избежать, руководство должно предложить выплаты не меньше, чем в предыдущем году.
Сколько надо платить
При определении размера дивидендов необходимо учитывать требования законодательства. Так, Гражданский кодекс разрешает выдавать их только при условии, что после их уплаты чистые активы компании не станут меньше уставного капитала. Следовательно, если нераспределенная прибыль по международным стандартам больше, чем по РСБУ, то дивиденды в размере всей прибыли по МСФО выплатить нельзя, поскольку их максимальный размер ограничен прибылью по РСБУ. Если наоборот, то этот факт может быть дополнительным ограничителем. В этом случае менеджменту надо обратить внимание на то, что часть прибыли, возможно, распределять не стоит из-за того, что в будущем произойдут оттоки денежных средств, которые негативно скажутся на финансовом состоянии компании.
Пример
Компания является генеральным подрядчиком по строительству офисного здания. Общая цена договора - 300 млн руб., его ожидаемая себестоимость - 240 млн руб. На конец отчетного года руководство оценило степень завершенности строящегося здания в 20 процентов. За период были подписаны акты на 40 млн руб., фактические затраты, отнесенные на сданные этапы, составили 25 млн руб. Кроме того, заказчик подал в суд на компанию за нарушение сроков договора. Сумма иска составляет 3 млн руб., и юридический отдел оценивает свои шансы на выигрыш дела весьма низко. Кроме того, в конце декабря отчетного года был сломан подъемный кран остаточной стоимостью 2 млн руб. Акт на списание составили только в январе года, следующего за отчетным. На начало текущего периода нераспределенной прибыли у компании не было.
МСФО:
Выручка по МСФО: 300 х 20% = 60 млн руб.
Себестоимость по МСФО: 240 х 20% = 48 млн руб.
Оценочное обязательство по иску: 3 млн руб.
Списание подъемного крана: 2 млн руб.
Итого прибыль по МСФО: 60 - 48 - 3 - 2 = 7 млн руб.
РСБУ:
Выручка по РСБУ: 40 млн руб.
Себестоимость по РСБУ: 25 млн руб.
Итого прибыль по РСБУ: 80 - 65 = 15 млн руб.
Итак, если исходить из российской отчетности, то из прибыли текущего года акционерам можно выплатить 15 млн руб. в виде дивидендов. Однако руководству компании известно, что, скорее всего, придется уплатить заказчику по его исковым требованиям, а также заменить сломанный кран, что не отражено в отчетности по российским стандартам. Поэтому целесообразно оставить в организации средства на эти расходы.
Учет прибыли: в чем разница
Из примера видно, что прибыль по МСФО и по РСБУ может существенно отличаться. При этом если по международным стандартам она получается меньше, чем по российской отчетности, это может свидетельствовать о том, что компанию ожидают дополнительные расходы в будущем.
Исходя из этого, менеджмент может планировать размер дивидендов. При этом спрогнозировать приблизительный размер прибыли/убытка по МСФО можно на основе данных российской бухгалтерии до проведения процессов трансформации отчетности в соответствии с международными стандартами. Для этого важно знать основные отличия между прибылью в отчетности по МСФО и по российским стандартам. Отличия в прибыли могут относиться либо к прибыли, которая учитывается в форме N 2, либо к доходам и расходам, которые отражаются непосредственно в капитале.
Основные несоответствия в сумме прибыли, отражаемой в Отчете о прибылях и убытках, могут возникать в результате возникновения следующих ситуаций.
Различие в моменте признания выручки от сделок и связанных с ними затрат. Это расхождение возникает вследствие того, что в российском учете выручка признается исключительно при наличии подтверждающих первичных документов (акты, накладные, чеки и т.д.). Момент признания выручки связан с переходом права собственности.
Согласно МСФО 18, выручка должна признаваться, когда покупатель фактически вступил во владение товаром и уже практически не имеет возможности отказаться от покупки без существенных санкций. Например, если оборудование отгружено заказчику, и у него не возникло никаких претензий, то выручку по международным стандартам необходимо признавать вне зависимости от того, перешло ли юридически право собственности на товар или нет. С позиции менеджера это означает, что его компания с очень высокой вероятностью получит причитающиеся ей деньги. Следовательно, организация имеет основания рассчитывать на будущие поступления.
Проведение теста на обесценение в соответствии с МСФО (IAS) 36. Согласно МСФО (IAS) 36 "Обесценение активов", компания обязана проводить тест на обесценение своих долгосрочных активов (то есть основных средств и нематериальных активов), когда можно сделать обоснованное предположение, что выгоды, которые получит компания от их использования или продажи, меньше, чем их балансовая стоимость. Если это предположение подтверждается, то сумма актива снижается до наибольшей из стоимости использования и чистой цены продажи. Например, такая ситуация может сложиться при падении спроса на продукцию предприятия. Основные средства уже не могут производить продукции на ту же сумму, что и раньше, следовательно, в балансе их стоимость должна уменьшиться. Это означает, что активы не отражаются в отчетности по сумме больше, чем денежный поток, которые они способны создать. Поэтому если не производить этой процедуры, то стоимость активов, а значит и нераспределенная прибыль, будет завышена.
Признание оценочных обязательств в соответствии с МСФО (IAS) 37. Если событие, которое в будущем может привести к убыткам для компании, с большей вероятностью произойдет, чем не произойдет, то, согласно IAS 37 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы", сумму этих убытков необходимо признать в балансе и начислить соответствующий расход. Например, если юридическая служба говорит, что в результате судебного разбирательства компании, скорее всего, необходимо будет выплатить крупную сумму, то это обязательство должно быть отражено в балансе в качестве резерва. В РСБУ такие резервы не создаются, а убытки признаются только тогда, когда событие произойдет. В данном случае это момент вынесения вердикта суда. Однако менеджмент предпочтет оставить у предприятия ресурсы, достаточные для покрытия суммы такого иска (который, скорее всего, будет проигран), а не распределять их в виде дивидендов.
Различие в учете договоров подряда. Порядок учета договоров подряда, предусмотренный в IAS 11 "Договоры подряда", существенно отличается от того, который применяется в российском учете. Сложившаяся российская практика учета таких контрактов предполагает признание выручки при подписании акта выполненных работ. Затраты по договору ставятся на баланс в качестве незавершенного производства. IAS 11 предусматривает признание доходов и связанных с ними расходов по мере выполнения работ. Незавершенное производство же при этом вообще не возникает. С точки зрения соотнесения выручки и затрат этот метод более логичен. Он позволяет менеджменту компании оценивать, какую часть прибыли, которую она заработала в текущем периоде, можно распределить в виде дивидендов, а что оставить для покрытия будущих расходов и убытков.
Оценка займов с нерыночной процентной ставкой. Согласно МСФО (IAS) 39 "Финансовые инструменты - признание и оценка", займы, как выданные, так и полученные, должны при первоначальном признании оцениваться по справедливой стоимости. Это означает, что если ставка кредита существенно меньше рыночной, то за счет этой разницы возникает расход (при выдаче займа) или доход (при получении). Действительно, если одна компания выдает другой ссуду по ставке ниже рыночной, то заемщик может пользоваться деньгами на льготных условиях. Этот факт и находит отражение в таких доходах или расходах. По мере приближения срока погашения займа разница между номинальной суммой кредита и его оценкой при первоначальном признании списывается на доходы и расходы. В РСБУ заем учитывается по номинальной стоимости вне зависимости от его ставки. Здесь сложно сказать, что правильнее с точки зрения информативности отчетности. С одной стороны, никаких дополнительных денежных притоков или оттоков в такой ситуации не предвидится. С другой - очевидно, что номинальная стоимость займа, выданного под низкую процентную ставку, меньше реальной (т.е. той суммы, которую предложит за этот актив независимая от кредитора и заемщика компания). В целях выплаты дивидендов лучше учесть тот факт, что часть ресурсов выведена из оборота, следовательно, подход МСФО и в данном случае более применим.
Различие в определении нематериального актива. В определении нематериального актива по международным и российским стандартам существуют принципиальные различия. Согласно РСБУ, нематериальными активами могут считаться, например, торговые марки, созданные внутри компании (а не только приобретенные у других фирм или вместе с другими организациями). По МСФО, данные объекты активами не являются и должны быть списаны на расходы в том периоде, когда были понесены. Кроме того, значительно различается порядок учета затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. В ПБУ 17/02 "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" предписывается признавать все такие расходы в качестве нематериального актива и списывать только в том случае, если они не дали результата. Согласно МСФО (IAS) 38 "Нематериальные активы", подход совершенно другой. До тех пор пока компания не может доказать, что от произведенных расходов будет экономическая выгода, она списывает их на расходы периода. Такой подход дает меньше возможностей для искажения отчетности и не позволяет организации завысить размер своих активов.
Влияние инфляции
Помимо перечисленных расхождений, необходимо учесть также разницу в определении нераспределенной прибыли прошл
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.