Возврат (зачет) переплаты по пенсионным взносам
В настоящее время возврат (зачет) суммы переплаты по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ представляет собой неразрешимую задачу.
Проблема заключается в следующем.
Требования законодательства
Порядок зачета или возврата излишне уплаченного налога и сбора установлен ст. 78 НК РФ. И в соответствии с п. 13 ст. 78 НК РФ правила, предусмотренные данной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
При этом органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные для налоговых органов.
Однако взносы в Пенсионный фонд на обязательное пенсионное страхование налогом не являются. Это не раз подтверждал Президиум ВАС РФ (см., в частности, Постановление Президиума ВАС РФ от 22.04.2003 N 12355/02).
Согласно ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Поскольку страховые взносы в ПФР не являются налоговыми платежами, действие налогового законодательства не распространяется на отношения, связанные с исчислением, уплатой, а также возвратом страховых взносов в ПФР.
Данные вопросы должны регулироваться Законом N 167-ФЗ, и он предусматривает возможность проведения зачета излишне уплаченных страховых взносов.
В частности, в п. 2 ст. 24 Закона N 167-ФЗ говорится, что разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
При этом Закон N 167-ФЗ не устанавливает ни механизма проведения зачета, ни орган, который вправе такой зачет производить.
Дело в том, что полномочиями в отношении администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное страхование наделены и налоговые органы, и органы Пенсионного фонда.
"Взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона" (п. 3 ст. 25 Закона N 167-ФЗ).
Так, в соответствии со ст. 25 Закона N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующем деятельность налоговых органов, а взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда РФ.
Позиция ПФР
В результате такой ситуации Пенсионный фонд РФ считает, что зачет (возврат) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должны производить налоговые органы, ведь это - задача администратора поступлений в бюджеты РФ.
В соответствии с приложением 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" администратором поступлений в бюджеты РФ по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование признана Федеральная налоговая служба. При этом ст. 2 указанного Закона установлено, что администраторами поступлений в бюджеты РФ считаются федеральные органы, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
Позиция налоговых органов
Налоговые органы, в свою очередь, полагают, что они полномочиями по зачету (возврату) пенсионных взносов не наделены по следующим основаниям.
В соответствии с Законом N 167-ФЗ налоговые органы вправе осуществлять только контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующем деятельность налоговых органов.
"...Положения Закона N 167-ФЗ расщепляют функции администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное страхование между двумя ведомствами - Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации... Контроль за правильностью начисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующем деятельность налоговых органов, а взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда... " (см. письмо ФНС России от 08.06.2006 N 18-0-09/000197).
То есть налоговые органы считают, что они, хотя и признаны администратором страховых взносов в ПФР, не обладают полными правами администратора.
В связи с этим, по мнению ФНС, правовые основания для проведения зачетов (возвратов) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в действующем законодательстве отсутствуют (см. письма ФНС России от 15.03.2006 N 19-4-06/000036;от 08.06.2006 N 18-0-09/000197).
Иной орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов, в Законе N 167-ФЗ не определен. Поэтому в настоящее время произвести зачет (возврат) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование невозможно. Такова позиция и Минфина России (см. письмо Минфина России от 06.03.2006 N 03-11-02/50).
* * *
Таким образом, ситуация с возвратом (зачетом) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование складывается следующим образом.
Имея переплату по страховым взносам, страхователь обращается в органы Пенсионного фонда с заявлением о возврате (зачете). Пенсионный фонд РФ в возврате (зачете) отказывает на том основании, что он не наделен полномочиями по проведению возврата (зачета) и направляет страхователя в налоговые органы.
Налоговые органы в проведении возврата (зачета) откажут по тем же основаниям, сославшись при этом на официальную позицию Минфина России. И предложат подождать до решения данного вопроса на законодательном уровне.
Способ решения проблемы
Единственный выход из сложившейся ситуации - обращаться в арбитражный суд.
Арбитражные суды в таких ситуациях всегда встают на сторону страхователей и, как правило, обязывают именно налоговые органы произвести зачет (возврат) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Позиция арбитражных судов следующая.
Поскольку Закон N 167-ФЗ не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 НК РФ, т.е. статьи 78, 79 НК РФ.
При этом зачет (возврат) излишне уплаченных страховых взносов обязаны производить налоговые органы (см., в частности, Постановление ФАС Уральского округа от 06.03.2006 N Ф09-1201/06-С1).
Аналогичные решения принимают федеральные арбитражные суды и в других округах.
Суды придерживаются мнения о том, что налогоплательщик (плательщик страховых взносов) не должен пострадать из-за неясности законодательства.
В заключение отметим, что в настоящее время разрабатывается проект Федерального закона о внесении изменений в Закон N 167-ФЗ, который должен установить порядок проведения зачета (возврата) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и определить орган федеральной исполнительной власти, уполномоченный проводить эту работу. Об этом говорится в письме Минфина России от 06.03.2006 N 03-11-02/50.
Е. Карсетская,
эксперт АКДИ
"Малая бухгалтерия", N 5, октябрь-ноябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Малая бухгалтерия"
Учредитель ОАО "АКДИ Экономика и жизнь"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ N ФС77-19030 от 25.11.2004 г.
Адрес редакции и издателя: 125319, Москва, ул. Черняховского, д. 16