Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 137-ФЗ
"О внесении изменений в часть первую и часть вторую
Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные
законодательные акты РФ в связи с осуществлением
мер по совершенствованию налогового администрирования"
Летом 2006 года по сложившейся традиции, которую при всем желании трудно назвать доброй, принят блок законов, вносящих изменения в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Наибольшее количество изменений, вступающих в силу с 1 января 2007 года, вносится Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (далее - Закон N 137-ФЗ). В части первой НК РФ (в которую достаточно давно не вносились поправки) изменяются 106 статей. В частности, вводятся 6 новых статей, полностью исключаются 4 статьи, в новой редакции излагается 21 статья, вносятся отдельные изменения и дополнения в остальные 75 статей. Всеобъемлющий комментарий изменений потребует издания целой книги. В настоящем комментарии мы ограничимся только рассмотрением изменений, вносимых в ст. 23, 24, 31 и 32 НК РФ. Для удобства читателей журнала материалы излагаются в табличной форме по соответствующим статьям НК РФ. Различия новых и действующих до 1 января 2006 года положений НК РФ выделены в тексте подчеркиванием.
Статья 23. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)
НК РФ в редакции Закона N 137-ФЗ, действующей с 1 января 2007 года |
НК РФ в редакции, действующей до 1 января 2007 года |
Комментарий |
1. Налогоплательщики обязаны: | 1. Налогоплательщики обязаны: | |
1) уплачивать законно установ- ленные налоги |
1) уплачивать законно установ- ленные налоги |
Без изменений |
2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом |
2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом |
Без изменений |
3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах |
3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах |
Без изменений |
4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах |
4) представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность преду- смотрена законодательством о на- логах и сборах, а также бух- галтерскую отчетность в соот- ветствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" |
1. Уточнено, что с 1 января 2007 года на налогоплательщиков возлагается обязанность предста- влять декларации (расчеты). 2.Обязанность налогоплательщиков представлять бухгалтерскую от- четность с января 2007 года отражена в новом подпункте 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, комментарии к которому приводятся ниже |
5) представлять по месту жительства индивидуального пред- принимателя, нотариуса, занима- ющегося частной практикой, адво- ката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных опера- ций; представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчет- ность в соответствии с требова- ниями, установленными Федераль- законом "О бухгалтерском учете", за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета |
Подпунктом 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, введенным Законом N 137-ФЗ, законодательно закрепляются: а) обязанность индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатс- кий кабинет,представлять по мес- ту жительства по запросу налого- вого органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных опе- раций; б) обязанность организаций пред- ставлять бухгалтерскую отчет- ность по месту нахождения ор- ганизации (прежде - по месту учета); исключение составляют случаи, когда организации не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета |
|
6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодек- сом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов |
5) представлять налоговым орга- нам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных насто- ящим Кодексом, документы, не- обходимые для исчисления и уплаты налогов |
1. В связи с выделением в отдельный подпункт 5 п. 1 ст. 23 НК РФ положений об обязанностях налогоплательщиков в части отчетности, вводимых в действие с 1 января 2007 года, изменена нумерация подпунктов п. 1 данной статьи Кодекса (вместо 5 и 6 соответственно будет 6 и 7). 2. Внесена редакционная правка в рассматриваемую норму: вышеука- занные документы представляются не налоговым органам, а в нало- говые органы. 3. Новая редакция НК РФ опре- деляет не только случаи, но и и порядок представления доку- ментов налогоплательщиками |
7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законода- тельства о налогах и сборах, а также не препятствовать за- конной деятельности должностных лиц налоговых органов при испол- нении ими своих служебных обя- занностей |
6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законода- тельства о налогах и сборах, а также не препятствовать за- конной деятельности должностных лиц налоговых органов при испол- нении ими своих служебных обя- занностей |
В связи с выделением в отдельный подпункт 5 п. 1 ст. 23 НК РФ положений об обязанностях нало- гоплательщиков по представлению отчетности, вводимых в действие с 1 января 2007 года, изменена нумерация подпунктов п. 1 дан- ной статьи Кодекса (вместо 5 и 6 соответственно будет 6 и 7) |
7) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном настоящим Кодек- сом |
Этот подпункт п. 1 ст. 23 НК РФ с 1 января 2007 года исключен (см. подпункт 6 п. 1 ст. 23 Кодекса в ред. Закона N 137-ФЗ) |
|
8) в течение четырех лет обес- печивать сохранность данных бух- галтерского и налогового учета и других документов, необходи- мых для исчисления и уплаты налогов, в том числе докумен- тов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуаль- ных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов |
8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для органи- заций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержан- ные) налоги |
1. С 1 января 2007 года отдельно вводится обязанность налогопла- тельщика обеспечивать сохран- ность данных не только бух- галтерского, но и налогового учета. Ранее отдельно не ука- зывалась необходимость сохране- ния данных налогового учета, которые назывались в числе других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов. 2. С 1 января 2007 года предусматривается обязанность налогоплательщика обеспечивать сохранность в том числе соот- ветствующих документов (прежде - "а также документов", то есть сверх отчетности). 3. С 1 января 2007 года вводится обязанность индивидуальных пред- принимателей (наряду с организа- циями) обеспечивать сохранность документов, подтверждающих осу- ществление расходов |
9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательст- вом о налогах и сборах |
9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательст- вом о налогах и сборах |
Без изменений |
2. Налогоплательщики - органи- зации и индивидуальные пред- приниматели помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 насто- ящей статьи, обязаны письменно сообщать в налоговый орган со- ответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя: |
2. Налогоплательщики - органи- зации и индивидуальные пред- приниматели помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 насто- ящей статьи, обязаны письменно сообщать в налоговый орган со- ответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя: |
С 1 января 2007 года внесено небольшое уточнение: положения данного пункта касаются налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимате- лей (прежде - налогоплательщиков организаций и индивидуальных предпринимателей) |
1) об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) - в течение семи дней со дня откры- тия (закрытия) таких счетов. Ин- дивидуальные предприниматели со- общают в налоговый орган о сче- тах, используемых ими в предпри- нимательской деятельности |
- об открытии или закрытии счетов - в десятидневный срок |
Законом N 137-ФЗ в п. 2 ст. 23 НК РФ вводится нумерация подпун- ктов, при этом в подпункте 1: 1) уточняется обязанность со- общения об открытии или о закрытии лицевых счетов (см. изменения, вносимые в ст. 11 НК РФ в части определения понятия "лицевой счет"); 2) сокращается срок для вы- шеуказанного сообщения - с 10 до 7 дней, а также конкрети- зируется начало исчисления семи- дневного срока - со дня открытия (закрытия) таких счетов; 3) уточняется, что индивидуаль- ные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, ис- пользуемых ими в предпринимате- ской деятельности |
2) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия |
- обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия |
Без изменений |
3) обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в течение одного месяца со дня создания обособленного подраз- деления или прекращения де- ятельности организации через обособленное подразделение (за- крытия обособленного подразделе- ния). Указанное сообщение пред- ставляется в налоговый орган по месту нахождения организации |
- обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации |
1. Изменяется срок сообщения налогоплательщиками в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в течение одного месяца (прежде - не позднее одного месяца). 2. Предусматривается, что со- общать о вышеуказанных обо- собленных подразделениях на- логоплательщикам следует в слу- чае прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособ- ленного подразделения), а не в случае его ликвидации. Не следует сообщать о реорганизации обособленного подразделения (см. комментарии к подпункту 4 п. 2 ст. 23 НК РФ, приводимые ниже). 3. Предусматривается, что вы- шеуказанное сообщение представ- ляется в налоговый орган по месту нахождения организации |
4) о реорганизации или ликвидации организации - в течение трех дней со дня принятия такого решения |
- о реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения |
1. Налогоплательщикам необходимо сообщать в налоговый орган не только о реорганизации, но и о ликвидации организации. 2. Изменяется срок сообщения о реорганизации организации - в течение трех дней (прежде - не позднее трех дней) |
3. Нотариусы, занимающиеся час- тной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (закры- тии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессио- нальной деятельности |
Законом N 137-ФЗ в ст. 23 НК РФ вводится новый пункт, обязы- вающий нотариусов и адвокатов представлять информацию о сче- тах, что повлекло изменение ну- мерации пунктов (4, 5, 6 вместо 3, 4, 5) |
|
4. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах |
3. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные за- конодательством о налогах и сборах |
1. Вносится техническая поправ- ка: "а также" заменено на "и". 2. Уточняется, что плательщики сборов обязаны уплачивать за- конно установленные сборы и нести иные обязанности, уста- новленные только законодатель- ством Российской Федерации о налогах и сборах (см. положе- ние НК РФ в части законода- тельства о налогах и сборах, где указываются международные акты по налогам и сборам) |
5. За невыполнение или не- надлежащее выполнение возло- женных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации |
4. За невыполнение или не- надлежащее выполнение возло- женных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации |
Без изменений |
6. Налогоплательщики, уплачива- ющие налоги в связи с переме- щением товаров через тамо- женную границу Российской Фе- дерации, также несут обязан- ности, предусмотренные тамо- женным законодательством Рос- сийской Федерации |
5. Налогоплательщики, уплачива- ющие налоги в связи с переме- щением товаров через тамо- женную границу Российской Фе- дерации, также несут обязан- ности, предусмотренные тамо- женным законодательством Рос- сийской Федерации |
Без изменений |
Статья 24. Налоговые агенты
НК РФ в редакции Закона N 137-ФЗ, действующей с 1 января 2007 года |
НК РФ в редакции, действующей до 1 января 2007 года |
Комментарий |
1. Налоговыми агентами призна- ются лица, на которых в со- ответствии с настоящим Кодек- сом возложены обязанности по исчислению, удержанию у на- логоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации |
1. Налоговыми агентами призна- ются лица, на которых в со- ответствии с настоящим Кодек- сом возложены обязанности по исчислению, удержанию у на- логоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (вне- бюджетный фонд) налогов |
В связи с проводимой в Российской Федерации бюджетной реформой с 1 января 2007 года налоги будут перечисляться не в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд, а в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федераль- ьного казначейства |
2. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обеспечение и защита прав налоговых агентов осуществляются в соответствии со статьей 22 настоящего Кодекса |
2. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. |
Законом N 137-ФЗ в п. 2 ст. 24 НК РФ вводится новый абзац, законодательно регламентирующий обеспечение и защиту прав налоговых агентов |
3. Налоговые агенты обязаны: 1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из де- нежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечис- лять налоги в бюджетную сис- тему Российской Федерации на соответствующие счета Федераль- ного казначейства |
3. Налоговые агенты обязаны: 1) правильно и своевременно ис- числять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщи- кам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответст- вующие налоги |
1. Закон N 137-ФЗ конкрети- зирует, что налоговый агент удерживает налог из денежных средств, выплаченных налогопла- 2. Закон N 137-ФЗ уточняет, что с 1 января 2007 года изменяется порядок перечисления налогов - с вышеуказанной даты они перечис- ляются в бюджетную систему Российской Федерации на соот- ветствующие счета Федерального казначейства (см. комментарии к п. 1 ст. 24 НК РФ) |
2) письменно сообщать в на- логовый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах |
2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика |
1. Закон N 137-ФЗ предус- матривает, что срок, в те- чение которого налоговый агент должен сообщить о невозможности удержать налог и о сумме задолженности, исчисляется со дня, когда налоговому агенту стало известно о невозможности удержать налог. 2. Вносится редакционная правка в формулировку текста подпункта: слово "налогоплательщика" ис- ключено |
3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику |
3) вести учет выплаченных на- логоплательщикам доходов, удер- жанных и перечисленных в бюд- жеты (внебюджетные фонды) на- логов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику |
1. Законом N 137-ФЗ вводится с 1 января 2007 года обязанность налогового агента вести учет не только выплаченных доходов и удержанных налогов, но и на- начисленных доходов и исчис- ленных налогов соответственно. 2. С 1 января 2007 года налоги перечисляются в бюджетную сис- стему Российской Федерации на соответствующие счета Федераль- ного казначейства (см. коммен- тарии к п. 1 ст. 24 НК РФ) 3. В новой редакции НК РФ изменяется формулировка обя- занности налогового агента вес- ти учет доходов и налогов: из формулировки исключается слово "персонально" |
4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осу- ществления контроля за пра- вильностью исчисления, удержа- ния и перечисления налогов |
4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осу- ществления контроля за пра- вильностью исчисления, удержа- ния и перечисления налогов |
Без изменений |
5) в течение четырех лет обес- печивать сохранность необходи- мых для исчисления, удержания и перечисления налогов |
С 1 января 2007 в п. 3 ст. 24 НК РФ вводится новый подпункт 5. Закон N 137-ФЗ законодательно закрепляет обязанность налоговых агентов в течение четырех лет обеспечивать сохранность доку- ментов, необходимых для исчис- ления, удержания и переначисле- ния налогов (см. комментарии к подпункту 8 п. 1 ст. 23 НК РФ) |
|
4. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодек- сом для уплаты налога налогопла- тельщиком |
4. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодек- сом для уплаты налога налогопла- тельщиком |
Без изменений |
5. За неисполнение или ненадле- жащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации |
5. За неисполнение или ненадле- жащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации |
Без изменений |
Статья 31. Права налоговых органов
НК РФ в редакции Закона N 137-ФЗ, действующей с 1 января 2007 года |
НК РФ в редакции, действующей до 1 января 2007 года |
Комментарий |
1. Налоговые органы вправе: 1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие осно- ваниями для исчисления и уп- латы (удержания и перечиления) налогов, сборов, а также до- кументы, подтверждающие пра- вильность исчисления и свое- временность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов |
1. Налоговые органы вправе: 1) требовать от налогоплатель- щика или налогового агента документы по формам, уста- новленным государственными ор- ганами и органами местного самоуправления, служащие осно- ваниями для исчисления и уп- латы (удержания и перечисле- ния) налогов, а также пояс- нения и документы, подтвержда- ющие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержа- ния и перечисления) налогов |
1. Закон N 137-ФЗ ограничивает права налоговых органов в части документов, которые они могут требовать от налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента. С 1 января 2007 года налоговые органы могут требовать документы только в соответствии с законодательством о налогах и сборах. 2. С 1 января 2007 года налоговые органы могут требовать только документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов, но не вправе требовать пояснений. Прежде налоговые органы могли требовать пояснения в случаях, не предусмотренных подпунктом 4 п. 1 ст. 23 НК РФ. 3. Расширяется круг лиц, с которых налоговые органы могут требовать документы: в него включены плательщики сборов. Со- ответственно слово "сбор" добав- лено в текст данного подпункта п. 1 ст. 31 НК РФ |
2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоя- щим Кодексом |
2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоя- щим Кодексом |
Без изменений. Напомним, что в п. 5.13 По- ложения о Федеральной налого- вой службе, утвержденного поста- новлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (далее - Положение о ФНС России), также предусмотрено, что ФНС России осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хо- зяйств в установленной сфере деятельности |
3) производить выемку документов у налогоплательщика, платель- щика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут унич- тожены, сокрыты, изменены или заменены |
3) производить выемку документов при проведении налоговых про- верок у налогоплательщика или налогового агента, свидетель- ствующих о совершении налого- вых правонарушений, в случа- ях, когда есть достаточные ос- нования полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены |
1. Закон N 137-ФЗ уточняет, что выемка документов возможна у плательщиков не только налогов, но и сборов. 2. Из текста подпункта 3 п. 1 ст. 31 НК РФ исключается по- ложение о том, что возможно производство выемки только документов, свидетельствующих о совершении налоговых правона- рушений |
4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогопла- тельщиков, плательщиков сбо- ров или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах |
4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогопла- тельщиков, плательщиков сбо- ров или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах |
Закон N 137-ФЗ конкретизирует, что в налоговые органы можно вызывать налогоплательщика и плательщика сборов для дачи пояснений в связи с уплатой не только налогов, но и сборов |
5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, пла- тельщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотрен- ном настоящим Кодексом |
5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, пла- тельщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сбора или налоговых агентов в порядке, предусмотрен- ном настоящим Кодексом |
1. Вносится редакционная правка: множественное число слов "нало- гоплательщиков, плательщиков сборов" заменено единственным. 2. Закон N 137-ФЗ заменяет словосочетание "и налоговых агентов" словосочетанием "или налогового агента", лишая тем самым налоговые органы формаль- ного права приостанавливать од- новременно операции по счетам налогоплательщика и у налогового агента |
6) в порядке, предусмотренном статьей 92 настоящего Кодекса, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извле- чения дохода либо связанные с содержанием объектов налого- обложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные по- мещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. По- рядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российс- кой Федерации |
6) осматривать (обследовать) любые используемые налогопла- тельщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения незави- симо от места их нахождения производственные, складские,тор- говые и иные помещения и тер- ритории, проводить инвентариза- цию принадлежащего налогопла- тельщику имущества. Порядок проведения инвентаризации иму- щества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российс- кой Федерации |
1. Закон N 137-ФЗ конкретизи- рует, что осмотр помещений налогоплательщика проводится в порядке, предусмотренном ст. 92 НК РФ. 2. Закон N 137-ФЗ уточняет, что налоговые органы могут только осматривать, но не обследовать помещения |
7) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогопла- тельщиками в бюджетную сис- тему Российской Федерации, рас- четным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также дан- ных об иных аналогичных нало- гоплательщиках в случаях от- каза налогоплательщика допус- тить должностных лиц нало- гового органа к осмотру про- изводственных, складских, торго- вых и иных помещений и тер- риторий, используемых налого- плательщиком для извлечения до- хода либо связанных с содержани- ем объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета до- ходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения уче- та с нарушением установленного порядка, приведшего к невозмож- ности исчислить налоги |
7) определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплате- льщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на осно- вании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных нало- гоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить дол- жностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) произ- водственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов нало- гообложения или ведения учета с нарушением установленного по- рядка, приведшего к невозможнос- ти исчислить налоги |
1. Законом N 137-ФЗ вносится правка, заменяющая слово "вне- сение" словом "уплата". 2. Расчетным путем можно опре- делять суммы налогов только в случае отказа налогоплательщика допустить налоговый орган к ос- мотру (а не к обследованию) по- мещения. 3. Закон N 137-ФЗ уточняет, что с 1 января 2007 года изменяется порядок перечисления налогов: с вышеуказанной даты они перечис- ляются в бюджетную систему Рос- сийской Федерации на соответст- вующие счета Федерального каз- начейства (см. комментарии к п. 1 ст. 24 НК РФ) |
8) требовать от налогоплательщи- ков, плательщиков сборов, нало- говых агентов, их представи- телей устранения выявленных на- рушений законодательства о на- логах и сборах и контроли- ровать выполнение указанных требований |
8) требовать от налогоплатель- щиков, налоговых агентов, их представителей устранения выяв- ленных нарушений законодатель- ства о налогах и сборах и контролировать выполнение ука- занных требований |
Закон N 137-ФЗ уточняет, что налоговый орган может требовать устранения нарушений и от налогоплательщиков, и от пла- тельщиков сборов |
9) взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном настоящим Кодексом |
9) взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени и штрафы в порядке, установленном настоящим Кодексом |
Закон N 137-ФЗ вносит в текст подпункта 9 п. 1 ст. 31 НК РФ редакционную правку: с 1 января 2007 года могут взыскиваться недоимки; до вышеуказанной даты действует формулировка "недоимки по налогам и сборам" |
10) контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам |
Подпункт 10 п. 1 ст. 31 НК РФ исключается с 1 января 2007 года Законом N 137-ФЗ |
|
10) требовать от банков доку- менты, подтверждающие факт спи- сания со счетов налогоплательщи- ка, плательщика сбора или нало- гового агента и с корреспонден- тских счетов банков сумм нало- гов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюд- жетную систему Российской Фе- дерации |
11) требовать от банков докумен- ты, подтверждающие исполнение платежных поручений налогопла- тельщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налого- вых органов о списании со сче- тов налогоплательщиков, платель- щиков сборов и налоговых аген- тов сумм налогов, пеней и штрафов |
1. Закон N 137-ФЗ изменяет формулировку данного подпункта п. 1 ст. 31 НК РФ в части права налоговых органов требовать от банков документы: с 1 января 2007 года требовать можно документы, подтверждающие факт списания со счетов налогопла- тельщика и с корреспондентских счетов банка сумм налогов и факт перечисления этих сумм в бюд- жетную систему Российской Феде- рации (прежде требовалось под- тверждать исполнение платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений налоговых органов). 2. Вносится редакционная правка: множественное число слов и словосочетаний "налогоплатель- щиков", "плательщиков сборов", "налоговых агентов" заменяется единственным. 3. Закон N 137-ФЗ вносит редакционную правку в словосо- четание "плательщиков сборов и налоговых агентов": союз "и" заменяется союзом "или". 4. В связи с исключением подпункта 10 с 1 января 2007 года изменяется нумерация подпунктов п. 1 ст. 31 НК РФ (вместо 11, 12, 13 и 14 соответственно будут 10, 11, 12 и 13) |
11) привлекать для проведения налогового контроля специалис- тов, экспертов и переводчиков |
11) привлекать для проведения налогового контроля специалис- тов, экспертов и переводчиков |
Без изменений. В связи с исключением подпункта 10 с 1 января 2007 года изменяется нумерация подпунктов п. 1 ст. 31 НК РФ (вместо 11, 12, 13 и 14 соответственно будут 10, 11, 12 и 13) |
12) вызывать в качестве свиде- телей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятель- ства, имеющие значение для про- ведения налогового контроля |
12) вызывать в качестве свиде- телей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятель- ства, имеющие значение для про- ведения налогового контроля |
Без изменений. В связи с исключением подпункта 10 с 1 января 2007 года изменяется нумерация подпунктов п. 1 ст. 31 НК РФ (вместо 11, 12, 13 и 14 соответственно будут 10, 11, 12 и 13) |
13) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостанов- лении действия выданных юриди- ческим и физическим лицам ли- цензий на право осуществления определенных видов деятельности |
13) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостанов- лении действия выданных юриди- ческим и физическим лицам ли- цензий на право осуществления определенных видов деятельности |
Без изменений. В связи с исключением подпункта 10 с 1 января 2007 года изменяется нумерация подпунктов п. 1 ст. 31 НК РФ (вместо 11, 12, 13 и 14 соответственно будут 10, 11, 12 и 13) |
15) создавать налоговые посты в порядке, установленном настоящим Кодексом |
С 1 января 2007 года подпункт 15 исключается Законом N 137-ФЗ |
|
14) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: - о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонару- шения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом |
14) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: - о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах |
В связи с исключением подпунктов 10 и 15 с 1 января 2007 года изменяется нумерация подпунктов п. 1 ст. 31 НК РФ (вместо подпункта 16 будет подпункт 14). Закон N 137-ФЗ конкретизирует следующие положения: 1) возможно взыскание недоимок, пеней и штрафов, а не налоговых санкций вообще; 2) возможно взыскание недоимок, пеней и штрафов только за на- логовые правонарушения и только в случаях, предусмотренных НК РФ, а не просто с лиц, допус- тивших нарушения законодатель- ства о налогах и сборах |
- о возмещении ущерба, причи- ненного государству и (или) му- ниципальному образованию вслед- ствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплатель- щика после получения решения налогового органа о приостанов- лении операций, в результате ко- торых стало невозможным взыс- кание налоговым органом недоим- ки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном настоя- щим Кодексом |
Этот абзац вводится с 1 января 2007 года Законом N 137-ФЗ |
|
- о признании недействительной государственной регистрации юри- дического лица или государст- венной регистрации физического лица в качестве индивидуально- го предпринимателя |
Этот абзац исключается с 1 января 2007 года Законом N 137-ФЗ. Отметим, что данное право не предусмотрено также и в Положении о ФНС России |
|
- о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным зако- нодательством Российской Федера- ции |
Этот абзац исключается с 1 января 2007 года Законом N 137-ФЗ. Отметим, что данное право не предусмотрено также и в Положении о ФНС России |
|
- о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите |
- о досрочном расторжении до- говора о налоговом кредите и договора об инвестиционном на- логовом кредите |
В связи с отменой налогового кредита (внесены изменения в ст. 61 НК РФ) налоговые органы могут предъявлять в суды иски только о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите |
- о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более трех месяцев за органи- зациями, являющимися в соответ- ствии с гражданским законода- тельством Российской Федерации зависимыми (дочерними) общества- ми (предприятиями), с соответст- вующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (товари- ществ, предприятий), когда на счета последних в банках пос- тупает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависи- мых (дочерних) обществ (пред- приятий), а также за органи- зациями, являющимися в соответ- ствии с гражданским законода- тельством Российской Федера- ции основными (преобладающими, участвующими) обществами (то- вариществами, предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их сче- та в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладаю- щих, участвующих) обществ (това- риществ, предприятий) |
Этот абзац исключается с 1 января 2007 года Законом N 137-ФЗ. Отметим, что данное право не предусмотрено также и в Положении о ФНС России |
|
- в иных случаях, предусмот- ренных настоящим Кодексом |
- в иных случаях, предусмот- ренных настоящим Кодексом |
Без изменений |
2. Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмот- ренные настоящим Кодексом |
2. Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмот- ренные настоящим Кодексом |
Без изменений |
3. Вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодатель- ству о налогах и сборах |
3. Вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодатель- ству о налогах и сборах |
Без изменений |
Статья 32. Обязанности налоговых органов
НК РФ в редакции Закона N 137-ФЗ, действующей с 1 января 2007 года |
НК РФ в редакции, действующей до 1 января 2007 года |
Комментарий |
1. Налоговые органы обязаны: | 1. Налоговые органы обязаны: | Без изменений |
1) соблюдать законодательство о налогах и сборах |
1) соблюдать законодательство о налогах и сборах |
|
2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов |
2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов |
Без изменений. Напомним, что согласно п. 5.1.1 Положения о ФНС России Феде- ральная налоговая служба осу- ществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и свое- временностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмот- ренных законодательством Рос- сийской Федерации, - за правиль- ностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в со- ответствующий бюджет иных обя- зательных платежей обязательных платежей |
3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц |
3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц |
Без изменений. Напомним, что согласно п. 5.5.1 Положения о ФНС России Фе- деральная налоговая служба ве- дет в установленном порядке учет всех налогоплательщиков |
4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в со- ответствии с ним нормативных правовых актах, порядке ис- числения и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъ- яснять порядок их заполнения |
4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодатель- стве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, по- рядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обя- занностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения |
1. Закон N 137-ФЗ расширяет круг лиц, которых налоговые органы обязаны бесплатно информировать, - в него включаются плательщики сборов и налоговые агенты. 2. Закон N 137-ФЗ конкретизи- рует, что налоговые органы обязаны предоставлять формы налоговых деклараций (расче- тов) (ранее данное положение формулировалось следующим обра- зом: "предоставлять формы нало- говой отчетности"). Напомним, что текст п. 5.6 Положения о ФНС России соответствует редак- ции НК РФ, действующей до 1 ян- варя 2007 года |
5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства фи- нансов Российской Федерации по вопросам применения законо- дательства Российской Федерации о налогах и сборах |
Подпункт 5 п. 1 ст. 32 НК РФ вводится с 1 января 2007 года Законом N 137-ФЗ |
|
6) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соот- ветствующих счетов Федерального казначейства, а также в поряд- ке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогопла- тельщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации |
Подпункт 6 п. 1 ст. 32 НК РФ вводится с 1 января 2007 года Законом N 137-ФЗ. Введение этого подпункта связано с проводимой в Российской Фе- дерации бюджетной реформой. Поскольку с 1 января 2007 года налоги будут перечисляться не в соответствующий бюджет или вне- бюджетный фонд, а в бюджетную систему Российской Федерации на счета Федерального казначейства, то налоговые органы теперь обязаны сообщать сведения о реквизитах соответствующих сче- тов Федерального казначейства и об изменениях в этих рек- визитах |
|
7) принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пе- ней и штрафов, направлять офор- мленные на основании этих реше- ний поручения соответствующим территориальным органам Феде- рального казначейства для ис- полнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или из- лишне взысканных налогов, сбо- ров, пеней и штрафов в по- рядке, предусмотренном настоящим Кодексом |
5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодек- сом |
1. С 1 января 2007 года изменяется порядок возврата и зачета сумм налогов, сборов, пеней и штрафов (см. изменения, вносимые в ст. 49, 50, 78, 79, 176 НК РФ). Отныне налоговые органы на основании принятого решения о возврате суммы должны будут направлять поручения для исполнения соответствующим тер- территориальным органам Феде- рального казначейства. 2. Закон N 137-ФЗ перечисляет лиц, в отношении которых осу- ществляется возврат/зачет сумм налогов, сборов, пеней и штра- фов: налогоплательщики, платель- щики сборов, налоговые агенты. 3. Закон N 137-ФЗ конкре- тизирует, что возможен за- чет не только налогов, но и сборов. Напомним, что согласно п. 5.7 Положения о ФНС России Федеральная налоговая служба осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов. В связи с введением с 1 января 2007 года подпунктов 5 и 6 изменяется нумерация подпунктов п. 1 ст. 32 НК РФ (вместо 5, 6 и 7 соответственно будут 7, 8 и 9) |
8) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение |
6) соблюдать налоговую тайну | Закон N 137-ФЗ дополняет обязанность налоговых органов по соблюдению налоговой тайны также и обеспечением ее сохранения. Напомним, что согласно п. 5.15 Положения о ФНС России Федеральная налоговая служба обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну. В связи с введением с 1 января 2007 года подпунктов 5 и 6 изменяется нумерация подпунктов п. 1 ст. 32 НК РФ (вместо 5, 6 и 7 соответственно будут 7, 8 и 9) |
9) направлять налогоплательщи- ку, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных нас- тоящим Кодексом, налоговое уве- домление и (или) требование об уплате налога и сбора |
7) направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных нас- тоящим Кодексом, налоговое уве- домление и требование об уплате налога и сбора |
1. Закон N 137-ФЗ уточняет обязанность налоговых органов отправлять копии акта налоговой проверки не только налого- плательщику, но и платильщику сбора. 2. В подпункте 9 п. 1 ст. 32 НК РФ конкретизируется, что в случаях, предусмотренных Кодек- сом, налоговые органы дол- жны направлять налоговое уве- домление и (или) требование об уплате налога и сбора (до 1 января 2007 года предполагается, что налогоплательщикам направ- ляются как налоговое уведомле- ние, так и требование об уплате налогов). В связи с введением с 1 января 2007 года подпунктов 5 и 6 изменяется нумерация подпунктов п. 1 ст. 32 НК РФ (вместо 5, 6 и 7 соответственно будут 7, 8 и 9) |
8) предоставлять по запросу государственного или муниципаль- ного заказчика, по запросу федерального органа исполнитель- ной власти, органа исполнитель- ной власти субъекта Российской Федерации, органа местного са- моуправления, уполномоченных в соответствии с Федеральным зако- ном от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение ра- бот, оказание услуг для государ- ственных и муниципальных нужд" на осуществление функций по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, ока- зание услуг для государственных или муниципальных нужд для го- сударственных или муниципальных заказчиков, информацию о нали- чии задолженности юридического или физического лица по начис- ленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государствен- ные внебюджетные фонды за про- шедший календарный год, об об- жаловании наличия такой задол- женности и о результатах рас- смотрения жалоб в срок не позд- нее десяти дней со дня поступ- ления такого запроса |
Подпункт 8 п. 1 ст. 32 НК РФ с 1 января 2007 года исключается Законом N 137-ФЗ. Отметим, что с отменой данного подпункта улуч- шилась законодательная защита прав налогоплательщика в час- ти соблюдения налоговой тайны (см. также подпункт 8 п. 1 данной статьи НК РФ в редакции Закона N 137-ФЗ) |
|
10) представлять налогоплатель- щику, плательщику сбора или налоговому агенту по его за- просу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Запрашиваемая справка пред- ставляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налого- плательщика, плательщика сбора или налогового агента |
Подпункт 10 п. 1 ст. 32 НК РФ с 1 января 2007 года вводится Законом N 137-ФЗ |
|
11) осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку сумм упла- ченных налогов, сборов, пеней и штрафов |
Подпункт 11 п. 1 ст. 32 НК РФ с 1 января 2007 года вводится Законом N 137-ФЗ |
|
12) по заявлению налогопла- тельщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать ко- пии решений, принятых нало- говым органом в отношении этого налогоплательщика, пла- тельщика сбора или налогового агента |
Подпункт 12 п. 1 ст. 32 НК РФ с 1 января 2007 года вводится Законом N 137-ФЗ |
|
2. Налоговые органы несут также другие обязанности, предус- мотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами |
2. Налоговые органы несут также другие обязанности, предус- мотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами |
Без изменений |
3. Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора) налогоплательщик (плательщик сбора) полностью не погасил указанную в данном требовании недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоя- тельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбужде- нии уголовного дела |
3. Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позво- ляющих предполагать совершение нарушения законодательства о на- логах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в десятидневный срок со дня вы- явления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения воп- роса о возбуждении уголовного дела |
С 1 января 2007 года изменяются условия, при которых налоговые органы должны направить материалы в органы внутренних дел для возбуждения уголовного дела (до вышеуказанной даты материалы передаются при вы- явлении определенных обстоя- тельств): 1) согласно новой редакции НК РФ материалы передаются, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора) налогоплательщик (пла- тельщик сбора) полностью не погасил указанную в данном требовании недоимку; 2) с 1 января 2007 года материалы направляются в органы внутренних дел в случае, если размер недоимки позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления (а не просто "при выявлении обстоя- тельств"); 3) Законом N 137-ФЗ вносится до 1 января 2007 года материалы направляются "в десятидневный срок", в формулировке Закона N 137-ФЗ - "в течение 10 дней" |
Е.С. Вылкова,
профессор СПбГУЭФ, д.э.н
Е.А. Киселева,
СПбГУЭФ
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 10, октябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1