Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 156-ФЗ
"О внесении изменений в статью 18 Федерального закона
"О лицензировании отдельных видов деятельности"
В результате принятия Федерального закона от 27.07.2006 N 156-ФЗ "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 156-ФЗ) в новой редакции изложен п. 6 ст. 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ).
Все виды деятельности, для осуществления которых требуется лицензия, перечислены в ст. 17 Закона N 128-ФЗ, а ст. 18 этого Закона посвящена переходным положениям, касающимся постепенного отказа государства от лицензирования определенных видов деятельности.
В соответствии с новой редакцией п. 6 ст. 18 Закона N 128-ФЗ с 1 января 2007 года прекращается лицензирование следующих указанных в п. 1 ст. 17 этого Закона видов деятельности:
- аудиторская деятельность;
- туроператорская деятельность;
- турагентская деятельность;
- проектирование зданий и сооружений;
- строительство зданий и сооружений;
- инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений.
Дата отмены лицензирования аудиторской деятельности уже переносилась с 1 января 2006 года на 1 июля 2006 года Федеральным законом от 31.12.2005 N 200-ФЗ. Однако общей позиции по вопросу о том, как должна регулироваться деятельность аудиторов после отмены лицензирования, не было выработано и к середине 2006 года. В связи с этим лицензирование аудиторской деятельности было продлено до конца 2006 года.
Иными словами, Закон N 156-ФЗ фактически продлил лицензирование аудиторской деятельности тем, что срок отмены лицензирования этого вида деятельности был перенесен на 1 января 2007 года.
Что касается остальных перечисленных в п. 6 ст. 18 Закона N 128-ФЗ видов деятельности, то для них ничего не изменилось.
Все функции по контролю за деятельностью организаций, лицензирование которых отменяется, должны выполнять саморегулируемые организации.
Отмена лицензирования вышеуказанных видов деятельности была вызвана тем, что наличие лицензии, в частности у аудиторов и турфирм, не было достаточной гарантией выполнения этими организациями принятых на себя обязательств. Лицензирование, по сути, ничего не гарантировало, а проверки, проводимые контролирующими органами, не влияли на качество предоставляемых услуг.
Отмена лицензирования строительства, по нашему мнению, преждевременна.
В соответствии со ст. 17 Закона N 128-ФЗ лицензированию до конца 2006 года подлежат следующие виды деятельности, связанные со строительством:
- проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;
- строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;
- инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.
Необходимость получения лицензии в области строительства зависит от уровня ответственности строительства. Согласно ГОСТ 27751-88 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения по расчету", утвержденному постановлением Госстроя СССР от 25.03.1998 N 48, существуют три уровня ответственности строительства: I - повышенный, II - нормальный, III - пониженный. К пониженному уровню относится строительство сооружений сезонного или вспомогательного назначения (летние павильоны, небольшие склады и т.д.).
Строительная деятельность лицензируется до 1 января 2007 года в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.03.2002 N 174 "О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства", которым утвержден порядок лицензирования деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности. Для строительства сооружений сезонного или вспомогательного назначения лицензирование не требуется.
Лицензирование в сфере строительства является жесткой формой государственного регулирования, ограничивающей проникновение на рынок непрофессиональных предпринимателей, что особенно актуально в условиях недостаточного регулирования нормативной базы, обеспечивающей гарантии потребителей и безопасность строительной продукции и услуг.
Лицензирование деятельности по проектированию, строительству опасных производственных объектов является гарантией безопасности.
Действующая в настоящее время система государственного регулирования и контроля на базе лицензирования, экспертизы, архитектурно-строительного надзора и других регулирующих механизмов призвана обеспечить последовательную защиту прав, законных интересов и здоровья граждан, а значит, и безопасность государства.
Росстроем регулярно проводятся проверки соблюдения строительными организациями лицензионных требований. Основными видами нарушений, выявляемых в ходе проверок, являются нарушение строительных норм и правил при осуществлении строительной деятельности; недостоверность сведений, представленных лицензиатом в документах на получение лицензии; невыполнение в установленные сроки предписаний об устранении нарушений, обнаруженных в ходе проверок.
После отмены лицензирования в области строительства функция контроля над строительными организациями будет передана саморегулируемым организациям (отраслевым объединениям строительных компаний).
Безусловно, можно привести аргументы в пользу отмены лицензирования в области строительства, например наличие в данной области деятельности таких альтернативных лицензированию методов регулирования, как архитектурно-строительный надзор, государственная экспертиза проектной и предпроектной документации, выдача разрешений на строительство, приемка в эксплуатацию зданий и сооружений, авторский и технический надзор, аттестация специалистов и сертификация строительных услуг.
Однако ускоренное принятие решений о полной отмене лицензирования в сфере проектирования, строительства и инженерных изысканий до создания необходимой законодательной и нормативно-правовой базы может привести к ухудшению качества проектно-изыскательской и строительной продукции, снижению безопасности эксплуатации объектов и увеличению риска катастрофических ситуаций.
По нашему мнению, имеются все основания считать, что подобное решение может подорвать и без того низкое доверие общества к качеству проектных, строительных и изыскательских работ.
Кроме того, отмена лицензирования упростит проникновение на рынок строительных услуг непрофессиональных субъектов предпринимательства, низкой квалифицированной рабочей силы.
По нашему мнению, отмена лицензирования строительной деятельности может повлечь причинение ущерба правам, законным интересам и здоровью граждан, увеличение риска техногенных аварий и катастроф, а также снижение качества строительных работ.
А.В. Титаева,
аудитор
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 10, октябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1