Комментарий к письму
Управления Федеральной налоговой службы по Московской области
от 11.10.2006 N 22-19-И/0470
"О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности"
Организации, которые изготавливают кулинарную продукцию, чаще всего постоянно стремятся к расширению возможностей ее сбыта: от открытия кафе и ресторанов до торговли через собственные киоски, торговые автоматы и магазины. Однако расширение бизнеса порой влечет за собой дополнительную нагрузку для бухгалтерии фирмы. Ведь способы налогообложения продаж в некоторых из упомянутых случаев существенно отличаются.
Продажи через "общепит"...
Предположим, что фирма продает кулинарную продукцию (полуфабрикаты и кондитерские изделия) в своем кафе или ресторане, закусочной и т.п. То есть там же, где и производит. Перечисленные заведения относятся к объектам общественного питания с залом обслуживания посетителей (ст. 346.27 НК РФ). Поэтому организация попадет в число плательщиков ЕНВД, если на территории данного муниципального образования введена "вмененка" для услуг общепита через такие объекты и площадь зала обслуживания в заведении фирмы не больше 150 кв.м (подп. 8 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).
Для целей налогообложения торговля полуфабрикатами и выпечкой собственного производства в данном случае ничем не будет отличаться от продаж прочих блюд. А при расчете ЕНВД нужно применять физический показатель "площадь зала обслуживания посетителей" (п. 3 ст. 346.29 НК РФ).
Пример
ООО "Поваренок" владеет помещением столовой. Наряду с оказанием услуг общественного питания фирма торгует в нем выпечкой собственного производства.
В муниципальном районе, где работает столовая, введена уплата ЕНВД для услуг общепита в объектах с залами обслуживания. Площадь такого зала в столовой "Поваренка" - 80 кв.м. Базовая доходность по этому виду деятельности составляет 1000 руб. Значение установленного для него местными властями коэффициента К2 - 0,9. Коэффициент К1 на 2006 год равен 1,132 (приказ Минэкономразвития России от 27.10.2005 N 277).
Ежемесячную базу "вмененного" налога в IV квартале 2006 года бухгалтер "Поваренка" рассчитал так:
80 кв. м х 1000 руб. х 0,9 х 1,132 = 81 504 руб.
А сумма ЕНВД за этот квартал составила:
81 504 руб. х 3 мес. х 15% = 36 677 руб.
Аналогично будет складываться ситуация и в случае, когда фирма торгует собственной кулинарной продукцией через свои объекты общепита без зала обслуживания посетителей (киоски, палатки, торговые автоматы и т.п.). С той лишь разницей, что для расчета ЕНВД по подобным точкам нужно использовать физический показатель "количество работников, включая индивидуального предпринимателя" (п. 3 ст. 346.29 НК РФ).
...И в розничной сети
Подмосковные инспекторы в опубликованном письме подчеркнули, что совсем иначе нужно рассматривать для целей налогообложения торговлю собственной кулинарной продукцией через магазин, принадлежащий фирме. Дело в том, что такой объект не имеет ничего общего с деятельностью по оказанию услуг общепита. В этом случае нужно использовать "розничные" правила применения "вмененного" налога.
Розничная торговля - это продажа товаров на основе договоров розничной купли-продажи (ст. 346.27 НК РФ). То есть для личного, семейного и прочего не связанного с предпринимательской деятельностью потребления (п. 1 ст. 492 ГК РФ). Однако следует иметь в виду, что по правилам "вмененной" главы Налогового кодекса торговля продукцией собственного производства к рознице не относится. Отсюда следует неутешительный вывод для фирм, которые продают свою кулинарную продукцию не только в объектах общепита, но и через собственные магазины. Второй из способов никак нельзя признать подпадающим под ЕНВД. Значит, организации придется платить с этой части деятельности все общие либо "упрощенный" единый налог. И, как следствие, вести раздельный учет операций, имущества и обязательств по данной и "вмененной" деятельности.
Несложно догадаться, что, учитывая специфику изготовления продукции общепита, такое деление будет произвести очень трудно. Как в отношении выручки, так и по общим для разных видов деятельности затратам (расходы на приобретение ингредиентов, зарплату администрации и персонала, коммунальные услуги и т.п.). Кроме того, для приготовления продукции, реализуемой в общепите и через розничный магазин, скорее всего будет использоваться одно и то же имущество. И, наконец, помимо трудоемкости самого процесса раздельного учета фирма может столкнуться и с двойным налогообложением. Ведь с розничной торговли в том же магазине другими товарами (помимо собственной продукции) при соблюдении параметров торгового зала придется заплатить ЕНВД. Чтобы избежать столь неприятных последствий, организации лучше заранее разделить реализацию и не продавать свою кулинарную продукцию в объектах розничной торговли. Если нет возможности открыть для этого заведение общепита, можно попытаться наладить реализацию через специализированный киоск, палатку или торговый автомат.
В.И. Бологова,
налоговый консультант
"Московский бухгалтер", N 21, ноябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007