Учиться можно дистанционно
Необходимость развития дистанционного обучения государственных и муниципальных служащих определяется ситуацией в системе государственной службы, сложившейся к настоящему времени. Потребность в обучении государственных и муниципальных служащих Сибири остается высокой. При этом нельзя не учитывать состояние бюджетов всех уровней, не позволяющее выделять в нужном объеме средства для обучения по очным формам. Встает задача развития заочной формы обучения, обеспечивающей высокое качество образования.
В декабре 2002 г. была утверждена "Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в учреждениях высшего, среднего и дополнительного образования РФ".
На основе экспертной оценки была изучена потребность в дистанционных технологиях обучения, и в соответствии с ней на ИПС Сибирской академии государственной службы, наряду с дневной и заочной формами обучения студентов, по специальности "Управление персоналом" широко стала внедряться технология обучения на расстоянии. Она базируются на самостоятельном изучении учебного материала с использованием широкого спектра традиционных, и также новых информационных технологий и технических средств с консультациями тьюторов.
Дистанционные образовательные технологии позволяют повысить профессиональную квалификацию по управлению персоналом в соответствии с интересами обучающихся; получить качественное образование непосредственно по месту жительства; существенно снизить стоимость обучения по сравнению с другими формами образования.
Дистанционное обучения - совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала; интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения; предоставление студентам возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также оценку их знаний и навыков в процессе обучения.
Дистанционное обучение от традиционных форм обучения отличают следующие характерные черты:
гибкость. Возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. Нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины.
модульность. Возможность из набора независимых учебных курсов - модулей формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.
параллельность. Параллельное с профессиональной деятельностью обучение, т.е. без отрыва от производства.
охват. Одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т.д.) большого количества обучающихся. Общение через сети связи друг с другом и с преподавателями.
экономичность. Эффективное использование учебных площадей, технических средств, транспортных средств, концентрированное и унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней снижает затраты на подготовку специалистов.
технологичность. Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство.
социальное равноправие. Равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
интернациональность. Экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг.
Основу образовательного процесса дистанционного обучения составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учится в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с тьютором по телефону, электронной и обычной почте, а также очно.
Традиционное деление учебного процесса на лекцию, семинар отменяется, а вместо них предлагается обучающая система на электронных, бумажных, видео- и аудио носителях, построенная по единой методике. Она включает программу и методические рекомендации по изучению курса, схемокурсы и полные текстовые учебники, практикумы, словари терминов, нормативные акты, хрестоматии и другие необходимые вспомогательные материалы, тестовую систему для самопроверки, темы и методические рекомендации к письменным контрольным заданиям и выпускной квалификационной работе, тестовую систему; программу междисциплинарного экзамена.
Учебный план специальности управления персоналом разбит на модули, куда входит 5-7 дисциплин, объединенных тематической направленностью. Продолжительность одного модуля охватывает семестр. Консультации, текущий контроль, промежуточная аттестация осуществляются в рамках тьюториалов. которые проводят тьюторы, закрепляющиеся на весь модуль, осуществляющие консультирование и организационно-методическое сопровождение учебного процесса.
Изучение учебного модуля открывается вводным тьюториалом, на котором даются методические рекомендации по освоению учебного материала; консультации по учебным дисциплинам; происходит закрепление тем письменных контрольных заданий и консультирование по их подготовке; решаются организационные вопросы.
Далее следует самостоятельная работа с полученным учебным материалом и электронное консультирование у преподавателей академии по любой дисциплине, конкретной проблеме или вопросу.
Промежуточный тьюториал включает в себя сдачу письменных контрольных заданий, являющихся условием допуска к тестированию по дисциплинам модуля; тестирование и консультации тьютора по новым учебным дисциплинам.
Для тьюторов важно уметь формировать знания о том, как "добывать знания", помочь студентам выработать опыт самостоятельной работы при неограниченных возможностях получения информации.
На итоговом тьюториале тьютором анализируются выполненные письменные контрольные задания и тесты; проводится консультирование по учебным дисциплинам и итоговый письменный экзамен по учебным дисциплинам модуля.
Выставление итоговой оценки по дисциплинам модуля осуществляется по результатам выполнения контрольных заданий, тестов и экзаменов. Следующий модуль осуществляется в аналогичной последовательности.
Продолжительность обучения второго высшего образования - 7 модулей (3,5 года); высшего образования на базе среднего специального - 8 модулей (4 года); профессиональная переподготовка - 2 модуля (один год). Обучение завершается сдачей государственного экзамена и защитой выпускной квалификационной работы в СибАГС.
В институте переподготовки специалистов СибАГС используются кейс-технология дистанционного обучения и Интернет (сетевая)-технология. При сетевой технологии обучения более полно применяются новые коммуникационные и информационные технологии. Их использование в образовательном процессе обусловлено необходимостью предоставления образовательных услуг населению, проживающему в наиболее удаленных от СибАГС населенных пунктах Сибирского региона.
Наряду с самостоятельной работой обучающихся с электронными учебными материалами академии с использованием сети Интернет, обучение сопровождается периодически проводимыми консультациями преподавателей СибАГС.
Информационная образовательная среда через сеть Интернет предоставляет обучающимся следующие возможности: доступ к электронной библиотеке к дополнительной учебной литературы; получение информации об учебном процессе; просмотр полученных оценок; ознакомление с нормативными и методическими документами, изданными приказами и др.
В соответствии с утвержденным графиком занятий студенты изучают содержание электронных учебников, выполняют контрольные задания, тестируются, участвуют в электронных семинарах.
Продолжительность обучения, форма и порядок проведения итоговой аттестации аналогичны приведенной кейс-технологии дистанционного обучения.
Для технологии дистанционного обучения были подготовлены квалифицированные тьюторы, регулярно работает школа тьюторов, где проходит обмен опытом и педагогическими находками, знакомство с новой нормативной базой, учебно-методическими материалами и др. Тьюторы прошли аттестацию, получив звание "тьютор-методист" или "тьютор-консультант".
Применяемые в учебном процессе электронные обучающие системы отмечены дипломами Сибирской ярмарки и межрегиональной конференции "Вузовская книга Сибири".
Предстоит еще многое сделать для совершенствования технологии дистанционного обучения - это введение в практику дистанционных конференций, олимпиад, тематических конкурсов и других форм: разработку системы дистанционной диагностики, контроля, профессиональное самосовершенствование тьюторов и консультантов для работы с Интернет-технологиями.
Л. Аверченко,
к.ф.н., профессор, зав. кафедрой управления
персоналом Сибирской академии государственной службы
(г. Новосибирск)
"Кадровик. Кадровый менеджмент", N 9, сентябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107