город Москва |
|
|
N 09АП-6721/2010-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2010 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Барановской Е.Н.
судей: Кузнецовой Е.Е., Кораблевой М.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Михалюк Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А40-141313/09-49-691
по иску Московской межрегиональной транспортной прокуратуры
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы, Открытому акционерному обществу "ЭлитСервис" о признании недействительным договора аренды земельного участка
при участии в судебном заседании:
от Московской межрегиональной транспортной прокуратуры: помощник прокурора Буторина О.Л., служебное удостоверение N 058286
от ответчиков:
от Департамента земельных ресурсов города Москвы: Горчакова Е.А. по доверенности N 33-и-2997/9 от 25.12.2009 г.
от ОАО "ЭлитСервис": Федоровская Н.Р. по доверенности б/н от 15.07.2009 г.
от 3-их лиц: от ОАО "РЖД" - Комаров С.А. по доверенности N 11/1-93 от 04.12.2009 г.
от Префектуры САО г. Москвы - Евдокимова Ю.В. по доверенности N ПУ-9-3 от 07.09.2009 г.
В судебное заседание не явились: 3-и лица (Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по городу Москве, Управление Росреестра по Москве) - извещены.
УСТАНОВИЛ:
Первый заместитель Московского межрегионального транспортного прокурора обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Департаменту земельных ресурсов города Москвы и Открытому акционерному обществу "ЭлитСервис" (далее - ОАО "ЭлитСервис") о признании недействительным договора аренды земельного участка от 17.03.2008 г. N М-09-514335, заключенного между ответчиками, о предоставлении в аренду земельного участка, имеющего кадастровый N 77:09:01030:012, площадью 56 кв.м., имеющего адресные ориентиры: г. Москва, вблизи платформы Ховрино.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 4 февраля 2010 года по делу N А40-141313/09-49-691 требования, заявленные прокурором, удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчики обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В процессе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции было установлено, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по городу Москве (далее - Территориальное управление Росимущества по Москве) не было извещено о месте и времени рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции.
Из материалов дела следовало, что определение суда от 02.11.2009 г. о принятии искового заявления Первого заместителя Московского межрегионального транспортного прокурора к производству, подготовке дела к судебному разбирательству и назначении предварительного судебного заседания на 10.12.2009 г., было направлено участвующим в деле лицам и получено Территориальным управлением Росимущества по Москве 16.11.2009 г., о чем свидетельствует почтовое уведомление (т.1 л.д.46).
В предварительном судебном заседании, состоявшемся 10.12.2009 г., представитель Территориального управления Росимущества по Москве не присутствовал. По завершении предварительного судебного заседания суд определением от 10.12.2009 г. назначил настоящее дело к судебному разбирательству в судебном заседании арбитражного суда на 28.01.2010 г. 13 час. 45 мин.
В судебное заседание, состоявшееся 28.01.2010 г., представитель Территориального управления Росимущества по Москве не прибыл, при этом в материалах дела отсутствуют доказательства уведомления названного 3-его лица о месте и времени настоящего судебного разбирательства.
Согласно ст. 121 ч. 1, 4 АПК РФ лицо, участвующее в деле, извещается арбитражным судом о времени и месте судебного заседания путем направления копии судебного акта не позднее, чем за 15 дней до начала судебного заседания. Извещения направляются арбитражным судом по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, либо по месту нахождения организации, которое определяется местом ее государственной регистрации.
В соответствии с ч. 1 ст. 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенным надлежащим образом, если к началу судебного заседания арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта.
Учитывая изложенное, судебная коллегия пришла к выводу о том, что судом первой инстанции настоящее дело рассмотрено в отсутствие 3-его лица - Территориального управления Росимущества по Москве, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, что в силу п. 1 ч. 4 ст. 270 АПК РФ является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции и дело подлежит рассмотрению по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
В этой связи суд апелляционной инстанции, руководствуясь п. 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 г. N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", принял определение о переходе к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
В процессе судебного разбирательства дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, прокурор заявленные требования поддержал. В обоснование сослался на то, что заключенный между Департаментом земельных ресурсов города Москвы и ОАО "Элит-Сервис" договор аренды земельного участка является недействительным, поскольку от Арендодателя заключен лицом, не имеющим права на распоряжение земельным участком, являющимся объектом аренды.
Прокурор утверждает, что указанный выше земельный участок относится к землям транспорта и является федеральной собственностью, распорядившись которой вопреки требованиям закона, Департамент земельных ресурсов города Москвы превысил свои полномочия.
Представители ответчиков - Департамента земельных ресурсов города Москвы и ОАО "ЭлитСервис" требования, заявленные прокурором, отклонили. Полагают, что заключенный договор аренды земельного участка действующему законодательству не противоречит и оснований полагать данный договор недействительным не имеется.
Представитель 3-его лица - Префектуры Северного административного округа г. Москвы (далее - Префектура САО г. Москвы) в судебном заседании поддержал правовую позицию и доводы ответчиков.
Представитель 3-его лица - Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") также считает оспариваемый Прокурором договор аренды земельного участка недействительным. Утверждает, что земельный участок, являющийся объектом аренды, расположен в полосе отвода железной дороги, и данная земля является федеральной собственностью.
Заслушав прокурора, представителей сторон, 3-их лиц и исследовав материалы дела Девятый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам:
Материалами дела установлено, что 17.03.2008 г. между Департаментом земельных ресурсов города Москвы (Арендодатель) и ОАО "ЭлитСервис" (Арендатор) заключен договор N М-09-514335 аренды земельного участка площадью 56 кв.м., кадастровый N 77:09:01030:012, категория земель: земли населенных пунктов, имеющий адресные ориентиры : г.Москва, вблизи платформы Ховрино, предоставляемый в аренду для эксплуатации движимого имущества - торгового павильона, сроком до 31.12.2012 г.
Данный договор в установленном законом порядке зарегистрирован в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16.05.2008 г.
Прокурор, обращаясь в суд с настоящими исковыми требованиями, ссылался на то, что указанный выше договор со стороны Арендодателя заключен лицом, не имеющим права на распоряжение земельным участком, являющимся объектом аренды, поскольку данный земельный участок относится к землям транспорта и является федеральной собственностью, распорядившись которой вопреки требованиям закона, Департамент земельных ресурсов города Москвы превысил свои полномочия. В этой связи договор N М-09-514335 аренды земельного участка от 17.03.2008 г. противоречит требованиям действующего законодательства и является недействительным.
По мнению судебной коллегии, требования прокурора о признании недействительным вышеназванного договора аренды земельного участка являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Как видно из материалов дела, земельный участок, являющийся объектом аренды по спорному договору, расположен в полосе отвода железнодорожной станции Ховрино Октябрьской железной дороги и входит в состав земельного участка с кадастровым номером 77:09:01030:065.
Установлено, что земельный участок с кадастровым номером 77:09:01030:065 из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: г. Москва, Северный Административный округ, площадью 164,12191 га, на основании договора аренды от 05.03.2008 г. N Д-30/131-з, заключенного между Территориальным управлением Росимущества по Москве и ОАО "РЖД", а также в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 г. N 264 "О порядке пользования земельными участками ОАО "Российские железные дороги" и распоряжением Территориального управления Росимущества по Москве от 18.02.1008 г. N 197, был предоставлен в аренду ОАО "РЖД" для эксплуатации и развития объектов железнодорожного транспорта.
В соответствии с кадастровым планом земельного участка, являющимся неотъемлемой частью договора аренды от 05.03.2008 г. N Д-30/131-з, в составе земельного участка с кадастровым номером 77:09:01030:065 указан учетный кадастровый номер части земельного участка 063, площадью 55,6 кв.м., сданный в краткосрочную аренду ОАО "ЭлитСервис".
Данный договор в соответствии со ст.621 п.2 ГК РФ возобновлен на неопределенный срок и является действующим.
Как следует из представленного ОАО "РЖД исторического плана границ земельного участка (картографического материала), земельный участок с кадастровым N 77:09:01030:012 входит в полосу отвода железной дороги, о чем свидетельствует красная линия полосы отвода, установленная в соответствии с разбивочными чертежами-актами линий градостроительного регулирования N 211 от 04.02.2000 г. по САО г. Москвы, разработанными ГУП НИИ и ПИ Генплана Москвы, утвержденными Москомархитектурой.
Полоса отвода железной дороги была согласовано в порядке, установленном Положением "О порядке установления линий градостроительного регулирования в городе Москве", утвержденном постановлением Правительства Москвы от 20.903.2001 г. N 270-ПП.
Нахождение земельного участка с кадастровым N 77:09:01030:012, являющимся объектом аренды по оспариваемому договору, в полосе отвода железной дороги также подтверждается топографическим планом с линиями градостроительного урегулирования, имеющимся в материалах землеустроительного дела по установлению границ земельного участка, представленного в материалы дела Прокурором.
Более того, в п. 4.10 спорного договора аренды, заключенного между Департаментом земельных ресурсов города Москвы и ОАО "ЭлитСервис", указано, что Арендатор (ОАО "ЭлитСервис") обязуется обеспечить эксплуатацию участка (территория особого режима использования в полосе отвода железной дороги) с соблюдением требований безопасности движения в соответствии со ст. 90 Земельного кодекса РФ.
Довод ответчиков и 3-его лица (Префектуры САО г. Москвы) о том, что земельный участок с кадастровым N 77:09:01030:012 не входит в полосу отвода железной дороги и, соответственно, в состав земельного участка с кадастровым номером 77:09:01030:065 судебной коллегией не принимается.
Так, в подтверждение указанных выше доводов ОАО "ЭлитСервис" в материалы дела представлен отчет о проведенной экспертизе, выполненной Консультационно-сюрвейерским бюро 27.01.2010 г., в котором сделан вывод о том, что земельный участок с кадастровым N 77:09:01030:012 в состав земельного участка с кадастровым номером 77:09:01030:065 не входит.
Между тем, судебная коллегия не может принять данное заключение в качестве надлежащего, достоверного и достаточного доказательства, подтверждающего доводы ответчиков, поскольку экспертиза проведена без привлечения лиц, участвующих в деле, в исследовательской части экспертизы отсутствует исследование картографического (топографического материала) и таковой в заключение не исследован, при этом экспертиза произведена лицами, не обладающими специальными знаниями в области кадастровой деятельности.
Ссылка ОАО "ЭлитСервис" и Департамента земельных ресурсов города Москвы на то, что железная дорога в 2007 г. согласовывала границы земельного участка с кадастровым N 77:09:01030:012 и земельного участка с кадастровым номером 77:09:01030:065, подписав акт согласования, что, по мнению ответчиков, свидетельствует о том, что границы спорного земельного участка не входят в полосу отвода железной дороги, не состоятельна, поскольку представленный акт согласования границ земельного участка вблизи платформы Ховрино свидетельствует о том, что целью согласования границ земельного участка является экспертиза торгового павильона, при этом на схеме, приложенной к акту, пунктиром обозначена красная линия полосы отвода железной дороги, внутри которой находится земельный участок, изъятый из полосы отвода.
В соответствии с ч.1 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ полоса отвода железных дорог представляет собой земельные участка, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных зданий и иных зданий, строений, сооружений, устройство и других объектов железнодорожного транспорта. Земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах, относятся к землям железнодорожного транспорта.
Исходя из положений ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 27.02.2003 г. N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом федерального железнодорожного транспорта", земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, а также земельные участки, на которых расположены железнодорожные станции и вокзалы, являются федеральной собственностью. Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливается Правительством российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432 установлено, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
В соответствии со ст. ст. 209, 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Поскольку спорный земельный участок относится к землям транспорта и является федеральной собственностью, Департамент земельных ресурсов города Москвы неправомерно распорядился данным земельным участком, расположенным в границах полосы отвода земель железнодорожного транспорта, заключив договор аренды с ОАО "ЭлитСервис".
При таких обстоятельствах, договор N М-09-514335 аренды земельного участка, заключенный между Департаментом земельных ресурсов города Москвы и ОАО "ЭлитСервис" 17.03.2008 г., не соответствует требованиям ст. ст. 209, 608 ГК РФ и является недействительным в силу его ничтожности.
Все выше изложенное свидетельствует об обоснованности заявленных исковых требований, вследствие чего иск прокурора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266 - 268, 270 ч.5, 271 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 4 февраля 2010 года по делу N А40-141313/09-49-691 отменить.
Признать договор аренды земельного участка от 17.03.2008 г. N М-09-514335, заключенный между Департаментом земельных ресурсов города Москвы и ОАО "ЭлитСервис", о предоставлении в аренду земельного участка, имеющего кадастровый N 77:09:01030:012, площадью 56 кв.м., имеющего адресные ориентиры : г.Москва, вблизи платформы Ховрино, недействительным.
Взыскать с ОАО "ЭлитСервис" в доход федерального бюджета 2 000 руб. - в уплату государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е. Н. Барановская |
Судьи |
Е.Е. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-141313/09-49-691
Истец: Первый заместитель Московского межрегионального транспортного прокурора
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы, ОАО "ЭлитСервис", ОАО "ЭлитСервис"
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по городу Москве, ОАО "Российские железные дороги", Префектура Северного административного округа г.Москвы, Управление Росреестра г.Москвы , Управление Федеральной Налоговой Службы России по городу Москве
Хронология рассмотрения дела:
28.02.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1648/11
07.02.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1648/11
15.10.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А40/12117-10
22.06.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-6721/2010