Задачи на переходном к МСФО этапе
Финансовая (бухгалтерская) отчетность эмитента является одним из основных элементов, который подвергается анализу при оценке кредитоспособности компании, привлекательности ее ценных бумаг в качестве объекта инвестиций. При этом особое внимание уделяется надежности, доступности, понятности, сопоставимости и достоверности финансовой информации, раскрываемой компаниями в своей отчетности. Такими характеристиками, как известно, обладает финансовая отчетность, составленная в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее - МСФО).
МСФО разработаны с целью создания единого комплекта высококачественных, понятных и практически реализуемых глобальных стандартов учета для применения их пользователями при принятии экономических решений. МСФО представляют собой международную систему общепринятых принципов бухгалтерского учета (International GAAP), которая широко применяется в качестве основы при подготовке финансовой отчетности во многих странах.
МСФО применяются в отношении публикуемой финансовой отчетности всех коммерческих предприятий. Кроме того, эти стандарты могут применяться некоммерческими организациями, а также государственными предприятиями, организациями и учреждениями. МСФО используются при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности общего назначения, удовлетворяющей информационные запросы самых различных категорий потребителей.
Составление отчетности в соответствии с МСФО предусмотрено либо разрешено в 92 странах мира. В Российской Федерации отчетность по МСФО обязательна в банковском секторе с 1 января 2004 г.
Совет по МСФО оказывает существенное влияние на гармонизацию финансовой отчетности через сотрудничество со многими международными организациями, в том числе с Международной организацией комиссий по ценным бумагам (далее - Международная организация). В 2000 г. Международная организация одобрила применение стандартов КМСФО 2000 при составлении финансовой отчетности для целей листинга и купли-продажи на мировых фондовых рынках. Это одобрение означает, что Международная организация рекомендует входящим в нее органам регулирования фондовых рынков разрешить компаниям, чьи акции котируются на фондовых биржах мира, применять МСФО при составлении соответствующей финансовой (бухгалтерской) отчетности (эта рекомендация не является обязательным требованием).
Основными преимуществами МСФО являются:
возможность привлечения зарубежного финансирования;
улучшение корпоративного имиджа путем публикации более качественной финансовой информации и, как следствие, рост степени известности компаний в среде конкурентов, покупателей и на финансовых рынках;
усиление прозрачности отчетности;
повышение уровня сопоставимости финансовой информации, подготовленной в разных странах.
Однако существуют и определенные проблемы, возникающие в связи с переходом на МСФО, например:
перевод финансовой (бухгалтерской) информации в формат МСФО и обучение персонала правилам применения этих стандартов могут быть связаны со значительными затратами;
отсутствие надежных механизмов контроля за соблюдением стандартов учета во многих странах, в том числе и в России, что может вызвать недоверие к качеству предоставляемой финансовой отчетности; заметим, что доверие к отчетности может быть повышено путем использования услуг крупной аудиторской фирмы;
МСФО не занимаются регулированием учета в отдельных отраслях хозяйственной деятельности, в которых могут применяться национальные нормы, противоречащие требованиям стандартов;
МСФО не содержат развернутых норм корпоративного управления или юридических принципов, вследствие чего могут возникнуть расхождения между МСФО и нормами национальных законодательств, обусловливающие необходимость трансформации стандарта.
Что касается применения МСФО в России, то в отношении секторов экономики, кроме банковского, в настоящее время законодательное регулирование в области МСФО отсутствует.
В заключение обратимся к российским нормативным актам в данной области.
Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренная приказом Минфина России от 1.07.04 г. N 180, предусматривает обязательный переход до 2007 г. на МСФО общественно значимых хозяйствующих субъектов, к которым отнесены хозяйствующие субъекты, в коммерческую деятельность которых прямо или косвенно вовлечены средства неограниченного круга лиц: ОАО или иные организации, имеющие публично размещаемые (размещенные) и/или публично обращающиеся ценные бумаги; финансовые организации, работающие со средствами физических и юридических лиц, другие организации. Определение "другие организации" не расшифровано, т.е. к "другим организациям" могут быть отнесены практически любые.
Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное приказом ФСФР России от 16.03.05 г. N 05-5/пз-н (с изменениями от 1.11.05, 12.01.06 г.), ввело требование о необходимости раскрытия акционерными обществами, обязанными раскрывать бухгалтерскую отчетность, подготовленную в соответствии с МСФО или US GAAP, для иностранных инвесторов также и российскими инвесторами.
Очевидно, что дальнейшее усиление прозрачности российских компаний во многом связано с введением законодательных требований по составлению и раскрытию финансовой (бухгалтерской) отчетности в соответствии с МСФО. Как нам представляется, назрела необходимость внесения изменений в действующее законодательство, в том числе в Федеральные законы от 22.04.96 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (в части раскрытия информации), от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в части введения требований к представлению отчетности по МСФО), от 26.12.95 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в части раскрытия информации акционерным обществом, расчета чистых активов и дивидендов на основе отчетности по МСФО). Также, на наш взгляд, следует ввести требование проведения обязательного аудита сводной отчетности (отчетности, составленной в соответствии с МСФО), что значительно повысит надежность и ценность представленной финансовой информации.
Введение таких требований должно сопровождаться созданием эффективной системы контроля качества, полноты и своевременности раскрываемой отчетности. Улучшение качества финансовой информации не только будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности, но и позволит управленческому звену организаций получить полное представление об их реальных результатах и условиях финансовой и хозяйственной деятельности.
О. Новикова,
аудиторско-консалтинговая группа "АРНИ"
"Финансовая газета", N 47, ноябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71