Без права на ошибку.
Увольнение работника в период его пребывания в отпуске
Ольга работала секретарем в небольшой строительной фирме и училась на заочном отделении университета. Работа была несложной, неутомительной. Если у других сотрудников рабочий день был нормированным, с десяти и до семи, то у Ольги он начинался в половине десятого, а заканчивался обычно не раньше девяти вечера. Директор появлялся в офисе только после обеда и любил работать до позднего вечера, а Ольга, как секретарь, вынуждена была "дежурить" вместе с ним.
По должности Ольга принимала телефонные звонки от клиентов и партнеров фирмы, и эта нехитрая обязанность иногда доставляла ей немало неприятных минут. Попробуйте вежливо беседовать с клиентом, который в полевых условиях вторые сутки дожидается свой груз, застрявший на таможне, или с водителем грузовика, полночи вытаскивавшим свою машину из грязи под проливным дождем. Ольга терпеливо выслушивала их гневные тирады, разделяла справедливое негодование и уверяла самым доброжелательным тоном, что делается все возможное, чтобы урегулировать ситуацию. В результате собеседник, слегка успокоившись, становился способным на разговор с директором. Со своей ролью буфера между шефом и клиентами Ольга справлялась отлично, и шеф это очень ценил. Она действительно была хорошим работником. Но неудачи случаются у каждого, причем в тот злополучный день все не ладилось с самого утра. В обед позвонил клиент и потребовал дать объяснение, почему ему поставили другой товар. Разъяснить это ему было некому - директор в отпуске, ответственный за проект сотрудник по неизвестным причинам отсутствовал, а сама Ольга была не в курсе. Наконец, в ответ на многословную и местами совсем не литературную речь клиента в адрес компании, Ольга не выдержала, резким тоном посоветовала ему выбирать выражения и положила трубку.
Через неделю вернулся шеф, а сама Ольга уехала в отпуск. По возвращении ее ожидал неприятный сюрприз. В приемной за Ольгиным столом сидела совсем другая девушка. Ольга направилась прямиком в отдел кадров. Там ей сообщили, что, пока она была в отпуске, приказом руководителя ее уволили по п. 6 ст. 81 ТК РФ.
Пункт 6 ст. 81 ТК РФ "Расторжение трудового договора по инициативе работодателя": "Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей". Короткий разговор с директором все прояснил. Оказалось, что своей грубостью и неумением общаться с клиентами Ольга поставила под удар репутацию фирмы. Она проявила грубейший непрофессионализм и потому уволена. В Ольге кипела обида. Два года она безупречно исполняла свои обязанности. Многие постоянные клиенты компании считали ее чуть ли не своим другом и, привыкнув к Ольгиной доброжелательной манере общения, сами старались в любой ситуации держаться с ней корректно. Но не зря Ольга училась на юридическом. Полистав Трудовой кодекс, она убедилась, что ее уволили незаконно. Согласно ч. 3 ст. 81 ТК РФ "не допускается увольнение работника по инициативе работодателя... в период его пребывания в отпуске".
Ольга подала в суд. Судебное заседание прошло на удивление легко. Ольга признала, что ее поведение было недопустимым, объяснила, что оно было вызвано личными неприятностями, и заверила, что такое впредь не повторится. При этом не забыла напомнить и о том, что согласно ч. 3 ст. 81 ТК РФ увольнение ее во время отпуска было незаконным, да и само увольнение, по ее мнению, - слишком жесткая мера наказания за единственный допущенный промах. Представитель работодателя серьезных возражений не представил. Суд счел увольнение незаконным как по форме, так и по недостаточности оснований, указав, что допущенная Ольгой оплошность является недостаточной для увольнения по п. 6 ст. 81 ТК РФ, а само увольнение, согласно ч. 3 ст. 81 ТК РФ, запрещающей увольнять работников во время их нахождения в отпуске, произведено незаконно. Было вынесено решение о восстановлении Ольги в должности секретаря, с обязательством выплатить ей компенсацию за время вынужденного прогула, но без компенсации морального вреда, принимая во внимание, что Ольга все-таки допустила нарушение трудовой дисциплины. Ольга вернулась на работу. Обе стороны предпочли сделать вид, что ничего не произошло, и неловкость постепенно исчезла. А с нового года Ольге заметно прибавили зарплату, и она расценила этот жест как своеобразное извинение директора за допущенную ошибку.
Н. Петрыкина
"Кадровый менеджмент", N 8, ноябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровый менеджмент"
Издатель: ООО "Бизнес Медиа Коммуникации".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N 77-15494 от 20.05.2003
Адрес: 119017, Москва, М. Толмачевский пер., 1
Телефон для оформления подписки: (495) 101-3676
Телефон для связи с редакцией: (495) 933-5445, 105-7743
E-mail: info@hr.ru (с пометкой "Письмо в редакцию")
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 82129;
- по каталогу "Пресса России" - 87811