г.Москва |
Дело N А40-156017/09-106-927 |
|
N 09АП-9044/2010-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.05.2010.
Постановление в полном объеме изготовлено 27.05.2010
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей Поташовой Ж.В., Якутова Э.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Степкиным М.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 17.02.2010 по делу N А40-156017/09-106-927
судьи Кузнецовой С.А.,
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве,
третье лицо: ОАО "РЖД",
о признании незаконным решения от 07.08.2009 N 13/007/2009-249,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Бубновой А.А. по доверенности от 12.11.2009 N 22-02/19913, паспорт 45 04 685737,
представителя ответчика Артемовой Н.А. по доверенности от 24.11.2009 N 29053, удостоверение ТОN 009068,
представителя третьего лица Мельниковой Е.В. по доверенности от 12.08.2009 N НЮ-3-15/466, паспорт 45 09 001222,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной регистрационной службы по городу Москве об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок по адресу: г.Москва, Рязанское направление железной дороги, участок N 8 (ВАО) (кадастровый номер 77:03:07010:049) и обязании ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
Определением 18.01.2010 Арбитражный суд г.Москвы в порядке процессуального правопреемства заменил ответчика - Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по г.Москве его правопреемником - Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г.Москве.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 17.02.2010, принятым по настоящему делу, заявленные ТУ Росимущества по Москве требования удовлетворены.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на отсутствие законных оснований для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, поскольку заявитель в полном объеме представил документы, предусмотренные нормами Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Суд посчитал, что требование регистрирующего органа о предоставлении документов, подтверждающих факт формирования объекта с инвентарным номером 00:000:001:000000010, в пределах железнодорожных станций не основано на законе, поскольку земельный участок уже сформирован и его учет произведен.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить, считая, что нарушение и неправильное применение норм материального права повлекло принятие необоснованного и незаконного решения. При этом податель жалобы указывает на то, что отказ в государственной регистрации права собственности соответствует нормам Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Указывает, что на земельном участке, права на который заявлены к регистрации, располагается железнодорожный путь, состоящий из 99 объектов, предназначение которого в силу закона не отвечает требованиям п.1 ст.8 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", в связи с чем у регистратора отсутствовали достаточные документы, свидетельствующие о том, что указанный земельный участок сформирован в целях предоставления его для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в пределах железнодорожных станций. Ссылается на то, что у регистрирующего органа отсутствовали основания полагать, что заявленный к регистрации земельный участок полностью относится к федеральной собственности.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Считает, что для государственной регистрации права федеральной собственности на спорный земельный участок в регистрирующий орган были представлены все необходимые документы, в соответствии с требованиями ст.18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Указал, что требование регистрирующего органа о предоставлении документов, подтверждающих формирование объекта в пределах железнодорожных станций, не основано на законе, поскольку земельный участок уже является сформированным.
Представитель третьего лица в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. При этом поддержал позицию, изложенную представителем заявителя.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г.Москве обратилось в Управление Федеральной регистрационной службы по Москве с заявлением от 09.06.2009 N 77-77-13/007/2009-249 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: г.Москва, Рязанское направление железной дороги участок N 8 (ВАО) (кадастровый номер 77:03:07010:049).
Решением Управления Федеральной регистрационной службы по Москве от 07.08.2009 N 13/007/2009-249 заявителю было отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г.Москва, Рязанское направление железной дороги участок N 8 (ВАО) (кадастровый номер 77:03:07010:049), на основании абз.4, 8 п.1 ст.20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В обоснование отказа Управление ФРС по Москве указало на то, что документы, представленные на государственную регистрацию права, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
При этом Управление указало, что протяженность и площадь заявленного к регистрации земельного участка с кадастровым номером 77:03:07010:049, а также то, что на земельном участке располагается железнодорожный путь, состоящий из 99 объектов, предназначение которых не отвечает требованиям п.1 ст.8 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", позволяет усомниться в том, что данный земельный участок сформирован в целях предоставления для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта. Регистрирующий орган также указал на то, что заявителем не представлены документы, подтверждающие, что объект с инвентарным номером 00:000:001:000000010 сформирован в пределах железнодорожной станции, правоустанавливающие документы.
Заявитель обратился в арбитражный суд с требованиями о признании отказа Управления недействительным.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции правомерно исходил из незаконности и необоснованности данного отказа Управления в государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок.
В соответствии с ч.1 ст.17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
свидетельства о праве на наследство;
вступившие в законную силу судебные акты;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно пункту 2 названной статьи Закона не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п.1 ст.17 Закона, если представленные им документы отвечают требованиям ст.18 Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.18 названного Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В настоящем случае, как видно из материалов дела, в качестве основания для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: г.Москва, Рязанское направление железной дороги участок N 8 (ВАО) (кадастровый номер 77:03:07010:049), были представлены: заявление о регистрации права собственности, кадастровый план земельного участка, справка Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Отказывая в государственной регистрации права собственности Российской Федерации, регистрирующий орган исходил из отсутствия документов, свидетельствующих о том, что земельный участок сформирован в целях предоставления его для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта; правоустанавливающих документов на объект с инвентарным номером 00:000:001:000000010, сформированный в пределах железнодорожной станции. При этом регистрирующий орган сослался на отсутствие в Федеральном законе от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте Российской Федерации" норм, позволяющих отнести полосы отвода железных дорог к федеральной собственности.
В соответствии с п.1 ст.17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки: признанные таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно абз.4,8 п.1 ст.20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в том числе в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества.
Статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" установлено, что землями железнодорожного транспорта являются земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах.
В соответствии с п.3 ст.4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с п.1 ст.8 настоящего Федерального закона, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.
Как следует из материалов дела, на земельном участке, документы по которому представлены на государственную регистрацию права собственности Российский Федераций, расположены объекты недвижимого имущества, на которые зарегистрировано право собственности ОАО "РЖД" в составе сооружения - Производственно-технологического комплекса Московско-Рязанской дистанции пути (г.Москва, улица Плющева, дом 7; инвентарный номер 00:000:001:000000010, реестровый номер 23103:001:000000010).
В соответствии со справкой Федерального агентства кадастра объектов недвижимости N Ф77/06-11/2318 от 01.09.2008 и соответствующими приложениями к ней (л.д.14-16), земельный участок с кадастровым номером 77:03:07010:049 занят имуществом, находящимся в собственности ОАО "РЖД", в том числе железнодорожным путем (верхнее строение пути, земляное полотно и др.).
Таким образом, на указанном земельном участке расположены входящие в перечень ограниченных в обороте объекты недвижимого имущества, на которые зарегистрировано право собственности ОАО "РЖД" в составе сооружения - Производственно-технологического комплекса Московско-Рязанской дистанции пути (запись в ЕГРП от 31.03.2004 N 77-01/30-908/2003-519. Названные объекты также входят в перечень объектов имущества, ограниченных в обороте, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 N 57.
В связи с изложенным является необоснованным довод ответчика о том, что при регистрации права на спорный объект недвижимости не были представлены документы, подтверждающие, что земельный участок под объектом, который входит в состав сооружений производственно-технологического комплекса Московско-Рязанской дистанции пути (инвентарный номер 00:000:001:000000010) и является имуществом, находящимся в собственности ОАО "РЖД", является земельным участком, относящимся к собственности Российской Федерации.
Согласно Правилам установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 N 611, границы полосы отвода устанавливаются с учетом норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода, утверждаемых Министерством транспорта Российской Федерации.
В соответствии с Нормами отвода земельных участков в полосу отвода на железнодорожном транспорте входят земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта. В охранные зоны, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта включаются земельные участки, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, земельные участки с подвижной почвой, прилегающие к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов железнодорожного транспорта и обеспечения защиты железнодорожного пути от снежных и песчаных заносов и других негативных воздействий.
При этом, как верно указано судом первой инстанции, ограничений по площади и протяженности земельных участков для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта вышеуказанные нормы не содержат.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно признан несостоятельным довод регистрирующего органа о том, что пространственные границы земельных участков, находящихся исключительно в федеральной собственности, под объектами федерального железнодорожного транспорта, ограниченных в обороте, ограничены размером перегонов и железнодорожных станций, предназначенных для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, выполнению сортировочной и маневровой работы, в связи с чем протяженность и площадь земельного участка с кадастровым номером 77:03:07010:049 позволяет усомниться, что данный земельный участок сформирован в целях предоставления для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ.
Кроме того, апелляционная коллегия считает необходимым согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что требования регистрирующего органа о предоставлении документов, подтверждающих факт формирования объекта, с инвентарным номером 00:000:001:000000010 в пределах железнодорожных станций также не основаны на законе, поскольку спорный земельный участок с кадастровым номером 77:03:07010:049является уже сформированным земельным участком, учет которого произведен, что подтверждается кадастровым планом земельного участка, выданным 20.06.2007 Управлением Федерального кадастра объектов недвижимости по г.Москве.
Учитывая изложенное, ответчик, принимая решение об отказе в регистрации права собственности Российской Федерации, пришел к неправомерному выводу о наличии препятствий о проведении государственной регистрации, поскольку заявителем в регистрирующий орган представлен полный пакет документов, необходимых для ее проведения и выполнены в полном объеме требования, предусмотренные ст.ст.16, 17, 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, в связи с чем оспариваемый отказ УФРС по Москве противоречит ст.20 названного Закона.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного решения.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 17.02.2010 по делу N А40-156017/09-106-927 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
Ж.В.Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-156017/09-106-927
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
Третье лицо: ОАО "РЖД" в лице филиала Московская железная дорога