Правительством Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается снять ограничение на создание политических партий по признакам религиозной принадлежности.
Следует отметить, что вопрос о конституционности положений пункта 3 статьи 9 Федерального закона "О политических партиях" (далее - Федеральный закон) являлся предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который в своем постановлении от 15 декабря 2004 г. N 18-П признал данную норму в части, не допускающей создание политических партий по признакам религиозной принадлежности, не противоречащей Конституции Российской Федерации.
В указанном постановлении отмечается, что Федеральный закон, устанавливающий правовой статус политических партий, определяет политическую партию как общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Преследуя собственные политические цели, партии открыто борются за места в парламенте, дающие возможность осуществлять управление государством, а через него - всем обществом. Таким образом, исходя из конституционного принципа светского государства, каким является Российская Федерация, и из своего политического предназначения, политическая партия не может создаваться для выражения и защиты тех или иных религиозных интересов.
В силу статьи 14 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 11, 12 и 13 и в соответствии с конкретизирующими их положениями статьи 4 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" конституционный принцип светского государства и отделения религиозных объединений от государства означает, что государство, его органы и должностные лица, а также органы и должностные лица местного самоуправления, то есть органы публичной (политической) власти, не вправе вмешиваться в законную деятельность религиозных объединений, возлагать на них выполнение функций органов государственной власти и органов местного самоуправления. Религиозные объединения, в свою очередь, не вправе вмешиваться в дела государства, участвовать в формировании и выполнять функции органов государственной власти и органов местного самоуправления, участвовать в деятельности политических партий и политических движений, оказывать им материальную и иную помощь, а также участвовать в выборах, в том числе путем агитации и публичной поддержки тех или иных политических партий или отдельных кандидатов.
Это не препятствует приверженцам того или иного вероисповедания, в том числе священнослужителям, наравне с другими гражданами участвовать в народном волеизъявлении путем голосования. Сторонники той или иной религии имеют свободу выбора и выражения своих политических убеждений и политических интересов, принятия решений и осуществления соответствующей деятельности, но не в качестве членов религиозных объединений, а непосредственно в качестве граждан или членов политических партий.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.
Заместитель Председателя |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 24 августа 2006 г. N 3132п-П15 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 306699-4 "О внесении изменений в пункт 3 статьи 9 Федерального закона "О политических партиях", внесенный депутатом Государственной Думы А.В. Чуевым"
Текст письма официально опубликован не был