Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
от 26 июля 2006 г. N вн 2.2-1/2591
на проект федерального закона N 308702-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный Законодательным Собранием Приморского края
(первое чтение)
Данным проектом (статья 1) предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) новой статьей 15.29, устанавливающей административную ответственность за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, отказ от их представления, а равно за представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
Как следует из пояснительной записки, проект подготовлен с целью ужесточения мер ответственности за указанные правонарушения.
В этой связи следует отметить, что в части 3 статьи 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон) указано, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. С учетом изложенного представляется нецелесообразным устанавливать двойную ответственность ("финансовую" и административную) фактически за одни и те же правонарушения.
Кроме того, в предлагаемой редакции новой статьи 15.29 КоАП РФ (статья 1 проекта) предусмотрено наложение административного штрафа только на страхователей - "граждан, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, использующих труд наемных работников". Таким образом, данной формулировкой, в частности, не охватываются физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, тогда как на них Законом (см., например, статьи 1, 8, 10) также возложена обязанность по представлению сведений для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Обращаем внимание, что в санкции проектируемой статьи 1 указаны специальные субъекты ответственности (например, адвокат, нотариус), что, как правило, не соответствует практике изложения санкций в статьях Особенной части КоАП РФ, где обычно указываются общие субъекты административной ответственности: граждане, должностные лица и (или) юридические лица. В целом же перечень специальных субъектов ответственности, приведенный проектом, не в полной мере совпадает с точки зрения терминологии и по существу с перечнем лиц, указанных в качестве страхователей и застрахованных лиц, указанных Законом (см. статью 1 и др.).
Требует, на наш взгляд, уточнения в диспозиции проектируемой статьи используемое в отношении сведений определение "в искаженном виде". Полагаем, что в данном случае целесообразнее говорить о недостоверных сведениях, исходя из терминологии статьи 17 данного Закона.
Предлагаемая проектом административная ответственность вряд ли сможет быть реализована, поскольку в проекте не определено, кто будет рассматривать дела об административных правонарушениях по новой статье 15.29 КоАП РФ и совершать необходимые процессуальные действия, например, составлять соответствующие протоколы.
Статья 2 проекта устанавливает, что он вступает в силу со дня его официального опубликования. Вместе с тем, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу. Полагаем, что в данном случае нет оснований для установления иного порядка вступления в силу федерального закона. Учитывая изложенное, считаем, что статья 2 проекта является излишней. В случае принятия данного замечания обозначение статьи 1 необходимо снять.
В то же время обращаем внимание, что Сахалинской областной Думой в Государственную Думу внесен проект федерального закона N 295337-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", предусматривающий установление, по сути, аналогичной административной ответственности.
Проект нуждается в доработке с учетом положений Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов. Замечания юридико-технического характера переданы в рабочем порядке.
Заместитель |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.