Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 26 июня 2006 г. N вн 2.2-1/2127
на проект федерального закона N 295337-4 "О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный Сахалинской областной Думой
(первое чтение)
Данным проектом (статья 1) предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) статьей 15.28, устанавливающей административную ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Следует отметить, что Федеральным законом от 5 января 2006 года N 7-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" КоАП РФ дополнен статьей 15.28, которая вступит в силу с 1 июля 2006 года.
Как следует из пояснительной записки, в настоящее время не установлена ответственность за уклонение либо непредставление необходимых сведений для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Вместе с тем, в части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон) указано, что и непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания десяти процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. В этой связи полагаем некорректным устанавливать двойную ответственность за одно и тоже правонарушение.
В предлагаемой редакции новой статьи 15.28 КоАП РФ (статья 1 проекта) предусмотрено наложение административного штрафа только на страхователя - физическое лицо, осуществляющее деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, использующих труд наемных работников. Таким образом, данной формулировкой физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, не охватываются, а на них Законом (см., например, статьи 1, 8, 10) возложена обязанность по представлению сведений для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Обращаем внимание, что в санкции проектируемой статьи 1 указаны специальные субъекты ответственности (адвокат, нотариус), что, как правило, не соответствует практике изложения санкций в статьях Особенной части КоАП РФ, где обычно указываются общие субъекты административной ответственности: граждане, должностные лица и (или) юридические лица.
Требует дополнительного разъяснения в диспозиции проектируемой статьи терминология "в искаженном виде". По нашему мнению сведения могут быть, например, недостоверные, а не искаженные.
Проектом не определено, кто будет рассматривать дела об административных правонарушениях по новой статье 15.28 КоАП РФ и совершать необходимые процессуальные действия, например, составлять протоколы.
Статья 2 проекта устанавливает, что он вступает в силу со дня его официального опубликования. Вместе с тем, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу. Полагаем, что в данном случае нет оснований для установления иного порядка вступления в силу федерального закона.
Учитывая изложенное, считаем, что статья 2 законопроекта является излишней. В случае принятия данного замечания обозначение статьи 1 необходимо снять.
Проект нуждается в доработке с учетом положений Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов.
Заместитель |
Г.А. Мартьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.