В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предусматривается исключить транспортные средства из объекта обложения налогом на имущество организаций. В пояснительной записке указано, что действующая редакция Налогового кодекса Российской Федерации обязывает организации, имеющие транспортные средства, уплачивать и налог на имущество организаций, и транспортный налог, что приводит к двойному налогообложению одного и того же имущества.
Пункт 1 статьи 374 Кодекса предусматривает, что объектом обложения налогом на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Согласно статье 375 Кодекса налоговая база по налогу определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Объектом обложения по транспортному налогу являются зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортные средства, перечень которых определен в статье 358 Кодекса, а плательщиками указанного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы данные транспортные средства (статья 357 Кодекса). Налоговая база по транспортному налогу определяется по каждому виду транспортных средств в зависимости от их физических характеристик, либо как единица транспортного средства в соответствии с критериями, установленными пунктом 1 статьи 359 Кодекса.
Следует иметь в виду, что в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2004 г. N 451-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации" отмечается, что обязанности по уплате налога на имущество организаций и транспортного налога возникают исходя из дифференцированных характеристик транспортных средств, что соответствует положениям статьи 38 Кодекса, согласно которой объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Таким образом, делается вывод о том, что налог на имущество организаций и транспортный налог имеют самостоятельные объекты налогообложения и самостоятельные налоговые базы. В связи с чем пункт 1 статьи 374 Кодекса во взаимосвязи с положениями статьи 357, пункта 1 статьи 358 и пункта 4 статьи 374 Кодекса не может рассматриваться как допускающий двойное налогообложение одного и того же экономического объекта и как нарушающий принципы справедливого и соразмерного налогообложения.
Кроме того, согласно статье 14 Кодекса налог на имущество организаций является региональным налогом. В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Кодекса законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Заместитель Председателя |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 29 мая 2006 г. N 1840п-П13 "Заключение на проект федерального закона "О внесении изменения в статью 374 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу Курганской областной Думой"
Текст письма официально опубликован не был