Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам женщин, семьи и детей от 13 сентября 2006 г. N вн 3.6-16/429
по проекту федерального закона N 335245-4 "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", внесенному Правительством Российской Федерации
Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей (соисполнитель) рассмотрел указанный законопроект и сообщает мнение в пределах вопросов ведения Комитета.
Указанным проектом федерального закона предлагается урегулировать условия, размеры и порядок обеспечения застрахованных лиц пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.
Комитет положительно оценивает:
регулирование законом выплаты пособия по временной нетрудоспособности;
установление зависимости размера пособия по временной нетрудоспособности от продолжительности общего трудового стажа;
выплату пособия по временной нетрудоспособности в случае внешнего совместительства каждым работодателем;
предоставление оплачиваемого пособия при карантине, если ему подлежат дети в возрасте до 7 лет, посещающие детские дошкольные учреждения.
Вместе с тем, Комитет считает необходимым высказать следующие замечания.
По обеспечению пособием по временной нетрудоспособности при необходимости ухода за больным ребенком
1. Действующее в настоящее время Положение о порядке обеспечения по государственному социальному страхованию не содержит ограничений по продолжительности периода выплаты пособия по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в рамках календарного года.
Законопроектом такое ограничение вводится: не более 60 календарных дней (в исключительных случаях - 90 дней) в году по уходу за больным ребенком в возрасте до 7 лет (пункт 1 части 5 статьи 4 законопроекта); 45 календарных дней в году по уходу за больным ребенком в возрасте до 15 лет (пункт 2 части 5 статьи 4 законопроекта).
Комитет считает, что это может нарушить права застрахованного, в первую очередь - одинокого родителя, вдовы (вдовца), который, будет лишен возможности получить оплачиваемый "больничный лист", исчерпав предлагаемую законопроектом продолжительность ухода за ребенком.
2. Кроме того, согласно указанному Положению в размере 100 процентов заработка выплачивается пособие по временной нетрудоспособности по уходу за детьми до 16-тилетнего возраста из многодетных семей. Законопроектом подобное обстоятельство не учитывается, размер пособия ставится в зависимость только от продолжительности общего трудового стажа, а не от количества детей в семье (пункты 1- 2 части 3 и часть 4 статьи 5 законопроекта).
Комитет считает, что вышеназванные нормы, предлагаемые в законопроекте, нарушают права граждан, имеющих детей, и не согласуются с положениями Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в части поддержки семей с детьми, а, следовательно, улучшения демографической ситуации.
По обеспечению пособием по беременности и родам
Ряд норм законопроекта дублирует и/или изменяет нормы Федерального закона от 19.05.95 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
1. Частью 1 статьи 1 застрахованным лицам в связи с материнством предоставляется право на пособие по беременности и родам. Однако это право им уже предоставлено статьей 6 Федерального закона N 81-ФЗ.
2. Часть 1 статьи 8 законопроекта о продолжительности выплаты пособия по беременности и родам практически полностью совпадает с содержанием норм статьи 7 Федерального закона N 81-ФЗ.
3. В законопроекте есть статья 9 "Размер пособия по беременности и родам". Статья с точно таким же наименованием содержится и в Федеральном законе N 81-ФЗ (статья 8).
При этом некоторые нормы указанной статьи законопроекта, по мнению Комитета, ущемляют права застрахованных женщин.
3.1 Законопроект предусматривает, что для застрахованных женщин, имеющих общий трудовой стаж менее 6 месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда (с 1 мая 2006 года - 1 100 рублей) - часть 2 статьи 9 законопроекта.
В настоящее время пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 22.12.2005 г. N 180-ФЗ "Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году" установлено, что пособие по беременности и родам в размере, не превышающем МРОТ, устанавливается, если в течение последних 12 календарных месяцев перед наступлением отпуска по беременности и родам застрахованная женщина проработала фактически менее трех месяцев.
Таким образом, можно предположить, что предлагаемой законопроектом нормой улучшится положение тех женщин, которые до ухода в отпуск по беременности и родам на протяжении любого периода (не ограниченного двенадцатью календарными месяцами) имели общий трудовой стаж свыше шести месяцев.
С другой стороны, указанная норма еще больше усугубит положение тех женщин, которые только поступили на работу (например, выпускниц различных образовательных учреждений профессионального образования) и чей общий трудовой стаж перед наступлением отпуска по беременности и родам менее шести месяцев. Таким образом, теперь, чтобы получить пособие в размере 100 процентов среднего заработка, им надо проработать уже не три, как сейчас, а шесть месяцев. Вместе с тем, и действующая норма является в настоящее время предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.
Считаем, что указанную норму из законопроекта надо исключить, тем более, что экономический эффект от ее введения ничтожен.
3.2. Максимальный размер пособия по беременности и родам ограничивается 15 000 рублей (в Федеральном законе N 81-ФЗ такой нормы нет). Комитет последовательно высказывает негативное отношение к введению этого ограничения (с установления его Федеральным законом от 08.02.2003 г. N 25-ФЗ). Считаем, что его не следует применять к пособию по беременности и родам - пункт 3 статьи 9 законопроекта.
Следует также учитывать, что в настоящее время этот вопрос принят к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации.
В законопроекте имеются и иные нормы, затрагивающие предмет правового регулирования Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Он включает не только нормы по обеспечению пособием по беременности и родам, как указано в наименовании, но и нормы, устанавливающие право на указанное пособие, продолжительность его выплаты, размер, сроки назначения, т.е. все, что является предметом правового регулирования Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Подобный подход недопустим не только с точки зрения теории права, но и - совершенно очевидно - создаст серьезные трудности в правоприменении, приведет к нарушению прав получателей пособия - беременных женщин и матерей.
Комитет считает, что при разработке закона следует исходить не из источников финансирования выплаты пособия, а из удобства пользования им гражданами. В связи с этим следует исключить из законопроекта положения, которые дублируют либо изменяют урегулированные Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" вопросы, касающиеся пособия по беременности и родам.
Предлагается внести необходимые изменения в указанный Федеральный закон, т.к. им установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, независимо от категории получателей этих пособий (застрахованные, незастрахованные и т.п.).
Наряду с этим законопроект может содержать "отсылочные" нормы и в нем могут быть сохранены положения, касающиеся порядка исчисления пособия по беременности и родам, а также общего трудового стажа для определения его размера, т.е. нормы, необходимые для обеспечения выплаты указанного пособия.
Учитывая изложенное, Комитет по делам женщин, семьи и детей считает возможным поддержать принятие законопроекта в первом чтении с учетом высказанных замечаний и предложений
Председатель Комитета |
Е.Ф. Лахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.