Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по промышленности, строительству и наукоемким технологиям от 13 октября 2006 г.
по проекту федерального закона N 322893-4 "О внесении изменений в пункт 2 статьи 30.1 и пункт 2 статьи 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации" (в части предоставления земельных участков для строительства социального жилья без проведения аукционов) (внесен Архангельским областным Собранием депутатов)
Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям рассмотрел проект федерального закона N 322893-4 "О внесении изменений в пункт 2 статьи 30.1 и пункт 2 статьи 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации"(в части предоставления земельных участков для строительства социального жилья без проведения аукционов), внесенный Архангельским областным Собранием депутатов (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить статьи 30.1 и 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации нормами, устанавливающими, что земельные участки государственным или муниципальным заказчикам - застройщикам для строительства социального жилья, финансируемого за счет средств бюджетов всех уровней, предоставляются без проведения аукционов.
Поддерживая концептуально необходимость внесения изменений в Земельный кодекс Российской Федерации в целях возможности предоставления земельных участков без проведения аукционов в указанных случаях, Комитет по представленному законопроекту имеет следующие замечания.
В законопроекте предлагается земельные участки для строительства объектов жилищного фонда предоставлять по процедуре предварительного согласования места размещения объекта посредством выбора земельного участка для строительства. Однако соответствующие изменения в статью 31 Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующую данную процедуру, законопроектом не внесены. Вместе с тем жилищное строительство ввиду особенностей назначения размещаемых объектов может осуществляться только при соблюдении определенных условий к подготовке предоставляемого для такого строительства земельного участка. Для жилищного строительства может быть предоставлен земельный участок, для которого определены разрешенное использование, основанные на результатах инженерных изысканий параметры разрешенного строительства объекта капитального строительства, а также технические условия подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение. Эти особенности не учтены в законопроекте.
Возможность предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, осуществляемого за счет бюджетных средств, вызывает серьезные сомнения. В процессе комплексного освоения в целях жилищного строительства предоставляется земельный участок, составляющий территорию, в границах которой, помимо объектов жилищного фонда, размещаются и объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объекты инженерной инфраструктуры. У местных бюджетов отсутствуют необходимые средства, чтобы осваивать такие территории и осуществлять на них строительство жилья, а к полномочиям Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится только создание и содержание государственного жилищного фонда, в том числе объектов специализированного жилищного фонда.
В законопроекте используется не соответствующая терминологии Жилищного кодекса Российской Федерации формулировка - "социальное жилье". В Жилищном кодексе Российской Федерации для обозначения жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда предоставляемых по договорам социального найма, используется термин "жилищный фонд социального использования". При этом в законопроекте не учтено, что к функциям публичных образований относится не только строительство жилья социального использования, но в равной степени объектов специализированного жилищного фонда.
Аналогичное замечание касается формулировки законопроекта "государственные и муниципальные заказчики - застройщики осуществляющие строительство за счет бюджетных средств". В целях единообразного толкования норм законов в рассматриваемом случае целесообразно говорить о предоставлении земельного участка лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт на строительство соответствующих объектов жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям не поддерживает проект федерального закона N 322893-4 "О внесении изменений в пункт 2 статьи 30.1 и пункт 2 статьи 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации отклонить указанный законопроект при его рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
М.Л. Шаккум |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.