08 июля 2010 года |
N 13АП-7279/2010 |
г. Санкт-Петербург |
Дело N А26-919/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2010 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2010 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Князевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7279/2010) ФГУ "Беломорканал"
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.03.2010 по делу N А26-919/2010 (судья Шатина Г.Г.), принятое
по заявлению Федерального государственного учреждения "Беломорско-Онежское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия
о признании недействительным представления от 18.12.2007 N 06-02-08/189
при участии:
от заявителя: Шалонин А.А. по доверенности N 02/47-10 от 01.07.2010; Ионов П.Ю. по доверенности N 02/46-10 от 01.07.2010.
от ответчика: Кулабухов С.А. по доверенности от 01.09.2009.
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное учреждение "Беломорско-Онежское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства (ФГУ "Беломорканал") (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия (далее - Территориальное управление) о признании недействительным представления от 18.12.2007 N 06-02-08/189 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
Одновременно учреждением заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в арбитражный суд.
Суд первой инстанции решением от 01.03.2010 в удовлетворении заявления отказал в связи с пропуском срока на оспаривание представления от 18.12.2007 N 06-02-08/189.
ФГУ "Беломорканал", не согласившись с решением суда от 31.03.2010, обратилось с апелляционной жалобой.
В судебном заседании представители учреждения поддержали доводы жалобы, а представитель Территориального управления отклонил их.
Законность и обоснованность вынесенного по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что в рамках дела N А26-858/2008 Федеральное государственное учреждение "Беломорско-Онежское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия от 18.12.2007 N 06-02-08/189.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 16.05.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2008 решение от 16.05.2008 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.11.2008 решение суда первой инстанции от 16.05.2008 и постановление суда апелляционной инстанции от 14.08.2008 оставлены без изменения.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о пересмотре решения суда первой инстанции от 16.05.2008 по вновь открывшимся обстоятельствам.
Арбитражный суд Республики Карелия заявление удовлетворил; решением от 22.06.2009 отменил решение от 16.05.2008.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2009 решение суда первой инстанции от 22.06.2009 отменено. Заявление учреждения о пересмотре решения от 16.05.2009 по вновь открывшимся обстоятельствам оставлено без удовлетворения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 24.12.2009 постановление суда апелляционной инстанции от 01.10.2009 оставил без изменения.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.2010 N ВАС-5261/10 в передаче дела для пересмотра в порядке надзора отказано.
Федеральное государственное учреждение "Беломорско-Онежское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" повторно обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия от 18.12.2007 N 06-02-08/189 (дело N А26-919/2010).
Одновременно учреждение заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в арбитражный суд.
В качестве уважительности причин пропуска оно указывает на письма Министерства финансов Российской Федерации от 12.03.2009, 18.12.2009 и 29.12.2009, подтверждающие правомерность его действий, по которым вынесено оспариваемое Представление, расценивает их как новые доказательства по делу и новые обстоятельства, не существовавшие на момент предъявления первоначального заявления.
Суд, установив пропуск срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также признав недоказанным наличие уважительных причин пропуска срока подачи заявления, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителей сторон, считает, что жалоба учреждения не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В силу части 1 статьи 117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 292 и 312 АПК РФ предельные допустимые сроки для восстановления (часть 2 статьи 117 АПК РФ).
Таким образом, поскольку нормы АПК РФ не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный частью 4 статьи 198 данного кодекса, право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит суду.
Как следует из материалов дела, представление от 18.12.2007 N 06-02-08/189 получено учреждением 09.01.2008, т.е. срок для обращения в арбитражный суд с заявлением пропущен.
Ранее заявитель уже обращался в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным представления от 18.12.2007 N 06-02-08/189 ввиду несоответствия представления нормам бюджетного законодательства в рамках дела N А26-858/2008.
Данным представлением учреждению было вменено нецелевое использование средств федерального бюджета при оплате расходов на приобретение основных средств в связи со строительством и реконструкцией охранным предприятием помещений для работников охраны, освещения и связи охраняемых объектов, а также неправомерное расходование бюджетных средств на перечисление аванса по уплате налога на имущество до наступления срока оплаты. Представлением Управления от 18.12.2007 учреждению указано на совершение этих нарушений и предложено принять меры по их недопущению в дальнейшем, а также проинформировать административный орган о результатах рассмотрения представления. Суд при рассмотрении дела пришел к выводу об обоснованности указания Управлением в оспариваемом представлении на нецелевое использование Учреждением бюджетных средств при оплате расходов, возникших в связи с приобретением основных средств.
Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 150 АПК РФ, подлежит прекращению производство по делу, если имеется вступивший в законную силу судебный акт, принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям, т.е. в случаях, когда заявитель обратился в суд с тождественным иском, несмотря на наличие уже высказанной по нему ранее позиции суда.
Прямого запрета на предъявление "повторных" исков в законодательстве не содержится и содержаться не может.
Новое требование о повторном признании недействительным оспариваемого предписания заявлено по новым основаниям, что свидетельствует об отсутствии тождества в рассматриваемых делах. Данное требование оформлено в самостоятельном заявлении и не нарушает конституционные права участников процесса на судебную защиту.
Таким образом, тождественность первоначального заявления учреждения рассмотренного в рамках дела N А26-858/2008, и настоящего заявления отсутствует, поскольку требование о признании недействительным представления от 18.12.2007 N 06-02-08/189 заявлено налогоплательщиком повторно по иным основаниям.
Письма Министерства финансов Российской Федерации датированы 2009 годом.
При этом, заявителем не представлено в суд первой инстанции сведений о невозможности получить ранее содержащиеся в письме разъяснения, опровергающие выводы Территориального управления о нарушении учреждением бюджетного законодательства.
Принимая во внимание, что пропуск указанного срока подачи заявления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 31.10.2006 N 8837/06) и, учитывая, что судом не установлено оснований для восстановления пропущенного срока, заявителем не представлено обоснования уважительности причин пропуска срока подачи заявления, апелляционная инстанция поддерживает вывод суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.03.2010 по делу N А26-919/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
И.А. Дмитриева |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-919/2010
Заявитель: ФГУ "Беломорско-Онежское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" (ФГУ "Беломорканал")
Заинтересованное лицо: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия
Хронология рассмотрения дела:
25.02.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1576/11
04.02.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1576/11
27.10.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11371/2010
08.07.2010 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7279/2010