г. Томск |
Дело N 07АП-3267/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2010 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л. И.
судей Кулеш Т. А., Солодилова А. В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Солодиловым А. В.
при участии:
от заявителя: Бадажков П. Е., свидетельство от 01.07.2005 года, паспорт
от ответчика: без участия (извещен)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Бадажкова Павла Евгеньевича, г. Барнаул
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 18 февраля 2010 года по делу N А03-15471/2009 (судья Старцева М. В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Бадажкова Павла Евгеньевича, г. Барнаул
к Главному управлению имущественных отношений Алтайского края, г. Барнаул
о признании незаконным решения от 20.08.2009г. N АН-9226,
УСТАНОВИЛ
Индивидуальный предприниматель Бадажков Павел Евгеньевич (далее по тексту - заявитель, предприниматель, ИП Бадажков П. Е.) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к Главному управлению имущественных отношений Алтайского края (далее по тексту - Управление, ответчик) о признании незаконным решения от 20.08.2009 года N АН-9226 об отказе в выборе земельного участка примерной площадью 0,09 га, расположенного в г. Барнауле по пр. Строителей для строительства офисных зданий и предварительном согласовании места размещения объектов, как не соответствующее п. 2.6 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 08.02.2007 года N 48, и обязании Управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, возложив на него обязанность по обеспечению процедуры выбора запрашиваемого земельного участка и принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 18.02.2010 года решение Управления от 20.08.2009 года N АН-9226 об отказе индивидуальному предпринимателю Бадажкову Павлу Евгеньевичу в выборе земельного участка примерной площадью 0,09 га в г. Барнауле по пр. Строителей для строительства офисного здания признано незаконным, как не соответствующее Порядку предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденному постановлением Администрации Алтайского края от 08.02.2007 года N48. Ответчик обязан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в месячный срок, обеспечив индивидуальному предпринимателю Бодажкову Павлу Евгеньевичу процедуру выбора указанного земельного участка.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части способа устранения допущенных нарушения прав и законных интересов заявителя, ИП Бадажков П. Е. обратился в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края от 18.02.2010 года в указанной части изменить, обязав Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя, возложив на него обязанность по обеспечению процедуры выбора земельного участка примерной площадью 0,09 га, расположенного но пр. Строителей, в городе Барнауле, для строительства офисного здания, и принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт выбора земельного участка для строительства, так как по результатам рассмотрения заявления заинтересованного в предоставлении земельного участка лица, уполномоченный орган вправе принять только два вида решений: решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка либо решение об отказе в размещении объекта.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании апеллянт поддержал доводы апелляционной жалобы, по изложенным в ней основаниям.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу возражало против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным, а апелляционную жалобу предпринимателя не подлежащей удовлетворению, так как требование об обязании ответчика принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта (при отсутствии о выборе участка и иных обязательных документов), подтверждающих возможность размещения объекта на земельном участке, является преждевременным.
Письменный отзыв ответчика приобщен к материалам дела.
Главное управление имущественных отношений Алтайского края, участвующее в деле, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ)), в судебное заседание апелляционной инстанции не явилось.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившейся стороны.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 18.02.2010 года в обжалуемой части подлежащим изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.07.2009 года ИП Бадажков П. Е. обратился в Главное управление имущественных отношений Алтайского края с заявлением N 4738 о выборе земельного участка примерной площадью 0,09 га, расположенного в г. Барнауле по пр. Строителей для строительства офисных зданий и предварительном согласовании места размещения объектов.
Письмом от 20.08.2009 года N АН-9226 Главное управление отказало предпринимателю в выборе земельного участка со ссылкой на информацию Комитета по архитектуре и развитию города Барнаула о том, что запрашиваемый земельный участок согласно Генеральному плану г. Барнаула является озеленением санитарно-защитной зоны от существующих и планируемых к строительству производственных предприятий. Согласно п. 3.9 СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" минимальная площадь озеленения санитарно-защитных зон шириной до 300 метров следует принимать не менее 60%. В настоящее время процент озеленения ниже требуемого.
Полагая указанный отказ Управления незаконным, заявитель обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что доводы, положенные в обоснование отказа ИП Бадажкову П. Е. в выборе земельного участка в письме от 20.08.2009 года N АН-9226, не нашли своего документального подтверждения в ходе судебного разбирательства.
В силу положений ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 совместного Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8, статей 199 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц являются несоответствие этих действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции
Согласно ст. 30 Земельного кодекса РФ предусмотрены два способа предоставления земель для строительства: без предварительного согласования и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии со ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта, копия которого выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Статьей 4 Закона Алтайского края от 04.02.2007 года N 12-ЗС "О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае", Положением о Главном управлении имущественных отношений Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 02.02.2006 года N 32, предусмотрено, что Управление является уполномоченным органом по рассмотрению вопроса о выборе земельного участка.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, в соответствии с пунктом 2.3 Временных правил застройки г. Барнаула, утвержденных Решением Барнаульской городской Думы от 27.10.2006 года N 440 обращаются в Главное управление имущественных отношений Алтайского края с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 08.02.2007 года N 48 "Об утверждении порядка предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена" (далее по тексту- Порядок, Порядок предоставления земельных участков) в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства (п. 2.2).
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (п. 2.3.).
Уполномоченный орган на основании полученного заявления в течение семи дней направляет обращение в администрацию муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края; получает от администрации города Барнаула: оформленный в установленном порядке с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах акт о выборе земельного участка для строительства (а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны), согласованный в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с соответствующими государственными органами; утвержденные проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора либо проект межевания территории, подготовленный в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации; необходимую информацию о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о местоположении земельных участков; в необходимых случаях подтверждение о должном информировании землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (п. 2.4.).
В соответствии с п. 2.5. указанного Порядка, уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказе в размещении объекта в течение месяца со дня поступления оформленного в установленном порядке акта о выборе земельного участка для строительства и утвержденного проекта границ.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или решение об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В силу п. 2.6 Порядка отказ в предоставлении земельного участка возможен по причине иного назначение земельного участка в соответствии с документацией о планировке территории; наличием решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе данного земельного участка в отношении другого лица; по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Решение об отказе в размещении объекта должно содержать мотивированные основания для отказа с приложением в случае необходимости документов (материалов).
Таким образом, решение о предварительном согласовании места размещения объекта и решение о предоставлении земельного участка для строительства - это различные документы.
Основания, перечисленные в абзацах втором - четвертом пункта 2.6 Порядка, являются основанием для отказа в принятии решения о предоставлении земельного участка для строительства.
В свою очередь, перечень оснований для решения об отказе в размещении объекта не содержится ни в Порядке, ни в Земельном кодексе Российской Федерации. Требованиями к решению об отказе в размещении объекта, как уже указывалось, являются: наличие мотивированных оснований для отказа с приложением в случае необходимости документов (материалов, служащих основанием для принятия такого решения.
Из содержания письма Управления от 20.08.2009 года N АН-9226 следует, что основаниям для отказа явилось информация Комитета по архитектуре и развитию города Барнаула о том, что запрашиваемый земельный участок согласно Генеральному плану г. Барнаула является озеленением санитарно-защитной зоны от существующих и планируемых к строительству производственных предприятий. При этом указанные основания немотивированны. Необходимость предоставления мотивированного отказа со ссылками на нормы права является условием его законности и обоснованности. Данная позиция поддерживается существующей судебной практикой.
При этом, судом первой инстанции отмечено, что письмо ответчика первому заместителю главы администрации г. Барнаула И.Г. Савинцеву от 03.08.2009 года N ЛЛ-8513, в котором Управление сообщает о поступлении заявления ИП Бадажкова П. Е. о выборе земельного участка примерной площадью 0,09 га в г. Барнауле по пр. Строителей (согласно схеме) для строительства офисных зданий и предлагает рассмотреть техническую возможность размещения данных объектов на запрашиваемом земельном участке, не согласуется с положениями п. 2, 5 ст. 31 Земельного кодекса РФ и пункта 2.4 Порядка, поскольку не является обращением об обеспечении выбора земельного участка посредствам определения вариантов размещения объекта. Данный вывод подтверждается и Комитетом по архитектуре и развитию города в письме от 26.01.2010 года N25з/08-08. Кроме того, письмо Главного управления от 03.08.2009 года NЛЛ - 8513 не содержит сведений о том, было - ли направлено в адрес Комитета по архитектуре и развитию города заявление ИП Бадажкова П.Е. со схемой запрашиваемого предполагаемого земельного участка.
Исходя из вышеизложенного, арбитражный суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение нарушает права заявителя, создает препятствие в получении заявителем решения о предоставлении земельного участка для строительства административного здания, необходимого для осуществления предпринимательской деятельности. Данный вывод арбитражного суда заявителем и Управлением не оспаривается
Как следует из приведенных норм права, по результатам рассмотрения заявления уполномоченным органом принимается только два вида решений: решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказе в размещении объекта.
Признавая отказ Управления в принятии решения о выборе земельного участка незаконным, суд первой инстанции обязал ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в месячный срок, обеспечив индивидуальному предпринимателю Бодажкову Павлу Евгеньевичу процедуру выбора указанного земельного участка.
Однако, принимая решение в указанной части и возлагая обязанность на ответчика в месячный срок устранить допущенные нарушения, арбитражный суд не учел, что на Управление возложена обязанность не только обеспечения процедуры выбора земельного участка после предоставления органом местного самоуправления акта о выборе земельного участка и иных обязательных документов, но и принятия по результатам рассмотрения заявления одного из решений: решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решения об отказе в размещении объекта, при этом, порядок и сроки, как процедуры выбора земельного участка, так и принятия указанных решений, регламентированы ст. 31 ЗК РФ и п. 2.5 Порядка предоставления земельных участков.
В соответствии с положениями пункта 3 части 3 статьи 201 АПК РФ, именно возложение обязанности на ответчика по принятию одного из указанных решений в порядке и сроки, предусмотренные ст. 31 ЗК РФ и п. 2.5 Порядка предоставления земельных участков, является способом устранения нарушенных прав и законных интересов заявителя.
Однако, при этом, апелляционный суд находит необоснованным довод апеллянта о возложении обязанности на Управления по принятию только решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, при отсутствии акта о выборе участка и иных обязательных документов, предусмотренных пунктами 2,3,5 статьи 31 ЗК РФ и пунктом 2.4 Порядка и подтверждающих возможность размещения объекта на земельном участке.
При изложенных обстоятельствах, принятый арбитражным судом первой инстанции судебный акт в обжалуемой части подлежит изменению в силу пункта 4 части 1, пункта 3 части 2 статьи 270, и изложению в следующей редакции:
Обязать Главное управления имущественных отношений Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Бадажкова Павла Евгеньевича, возложив на Главное управления имущественных отношений Алтайского края обязанность: по обеспечению индивидуальному предпринимателю Бадажкову Павлу Евгеньевичу процедуры выбора земельного участка примерной площадью 0,09 га, расположенного в г. Барнауле по пр. Строителей для строительства офисного здания; и принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решения об отказе в размещении объекта, в порядке и сроки, предусмотренные ст. 31 ЗК РФ и п. 2.5 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственные собственность на которые не разграничена, утвержденному постановлением Администрации Алтайского края от 08.02.2007 года N 48.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе на решение суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относится на Управление.
Руководствуясь статьями 110, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, пунктом 3 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 18 февраля 2010 года по делу N А03-15471/2009 в обжалуемой части изменить, изложив в следующей редакции:
Обязать Главное управления имущественных отношений Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Бадажкова Павла Евгеньевича, возложив на Главное управления имущественных отношений Алтайского края обязанность: по обеспечению индивидуальному предпринимателю Бадажкову Павлу Евгеньевичу процедуры выбора земельного участка примерной площадью 0,09 га, расположенного в г. Барнауле по пр. Строителей для строительства офисных зданий; и принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решения об отказе в размещении объекта, в порядке и сроки, предусмотренные ст. 31 ЗК РФ и п. 2.5 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственные собственность на которые не разграничена, утвержденному постановлением Администрации Алтайского края от 08.02.2007 года N 48.
Взыскать с Главного управления имущественных отношений Алтайского края в пользу индивидуального предпринимателя Бадажкова Павла Евгеньевича государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 100 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Жданова Л. И. |
Судьи |
Кулеш Т. А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-15471/2009
Истец: Бадажков П Е
Ответчик: ГУ имущественных отношений Алтайского края
Хронология рассмотрения дела:
27.12.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16842/10
30.11.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16842/10
16.09.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А03-15471/2009
19.05.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3267/10