г. Томск |
Дело N 07АП-2992/10 |
"13" мая 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2010 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего М. Х. Музыкантовой,
судей: Л.И. Ждановой, Т.А. Кулеш
при ведении протокола судебного заседания судьей Л.И. Ждановой
при участии:
от заявителя: Баркалов А.В. по доверенности N 62 от 29.03.2010 г.,
от ответчика: Журавлева Н.В. по доверенности N 16-03/79 от 02.07.2009 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Кузнецкому и Орджоникидзевскому районам г. Новокузнецка Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 02 февраля 2010 года по делу N А27-25441/2009 (судья Семёнычева Е.И.)
по заявлению Кемеровского открытого акционерного общества "Азот", г. Кемерово
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Кузнецкому и Орджоникидзевскому районам г. Новокузнецка Кемеровской области
о признании незаконным письма Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Кузнецкому и Орджоникидзевскому районам г. Новокузнецка Кемеровской области от 23.11.2009г. N 16-07-47/10482,
УСТАНОВИЛ
Кемеровское открытое акционерное общество "Азот" (далее - КОАО "Азот", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Кузнецкому и Орджоникидзевскому районам г. Новокузнецка Кемеровской области (далее - ИФНС России Кузнецкому и Орджоникидзевскому районам г. Новокузнецка, налоговый орган, Инспекция) о признании незаконным письма ИФНС России по Кузнецкому и Орджоникидзевскому районам г. Новокузнецка Кемеровской области.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 02 февраля 2010 г. заявленные КОАО "Азот" требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить принятое решение Арбитражного суда Кемеровской области от 02 февраля 2010 года по делу N А27-25441/2009 и принять по делу новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Жалоба мотивирована несоответствием выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, нарушением судом норм материального права, в частности, неправильным истолкованием закона.
Подробно доводы Инспекции изложены в апелляционной жалобе.
До рассмотрения дела в суд апелляционной инстанции поступил отзыв Общества на апелляционную жалобу Инспекции в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ), в котором заявитель возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, простил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Письменный отзыв КОАО "Азот" приобщен к материалам дела.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержала доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, настаивала на ее удовлетворении.
Представитель Общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверена Седьмым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, в полном объеме в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Заслушав пояснения представителей ИФНС и Общества, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, 16 октября 2009 года КОАО "Азот" обратилось в Инспекцию с письмом N 6159, в котором просило сообщить о том, является ли Общество с ограниченной ответственностью "СЛК" исполняющим свои налоговые обязательства, обосновав необходимость получения сведений обязанностью налогоплательщика в соблюдении должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов.
Инспекция в адрес заявителя 23.11.2009г. направила ответ на запрос в отношении ООО "СЛК" (N 17-07-47/1-482), в котором сослалась на наличие информации на Интернет-сайте Федеральной налоговой службы. Налоговый орган мотивировал свой отказ тем, что указанные сведения о налогоплательщике составляют налоговую тайну и имеют специальный режим доступа к ним, а кроме того, статья 32 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит обязанность налогового органа предоставить указанную информацию.
Считая отказ Инспекции незаконным, КОАО "Азот" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд Кемеровской области, принимая решение об удовлетворении заявленных Обществом требований, исходил из того, что статья 102 Налогового кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень сведений, не относящихся к налоговой тайне, согласно которому сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения не относятся к налоговой тайне.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с п.п. 8 пункта 1 статьи 23 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранность.
Пунктом 2 данной нормы установлено, что налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами.
Кроме того, по вопросу, касающемуся отнесения сведений о задолженности налогоплательщика к налоговой тайне, Министерство по налогам и сборам Российской Федерации утвердило письмо от 05.03.2002г. N ШС-6-14/252 "Об отнесении сведений о задолженности налогоплательщика к налоговой тайне", в котором закреплено, что при отсутствии признаков налогового правонарушения неисполнение обязанности по уплате налога в установленный срок является нарушением порядка уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, и в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации сведения об указанном нарушении не могут составлять налоговую тайну.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы Арбитражного суда Кемеровской области о том, что отказ Инспекции влияет на права заявителя, как налогоплательщика, на получение налоговой выгоды, в том числе, при исчислении налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет, с учетом обязанности налогоплательщика подтвердить должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, запрашиваемые КОАО "Азот" сведения в отношении контрагента ООО "СЛК" не относятся к налоговой тайне.
Судом апелляционной инстанции не принимается довод Инспекции о том, что Общество имело реальную возможность самостоятельно получить информацию, необходимую для проверки правоспособности ООО "СЛК" и для исполнения обязанности по должной осмотрительности и осторожности в выборе контрагента в связи со следующим.
Правовые отношения, возникающие при осуществлении права на получение информации, регулируются Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 года N 149-ФЗ, что следует из пункта 1 части 1 статьи 1 названного Закона.
В силу части 1 статьи 8 Закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Ссылаясь на Интернет-сайт Федеральной налоговой службы, налоговый орган не учитывает, что там размещена информация, включенная в Единый государственный реестр юридических лиц сведения. Информация, которую запрашивал заявитель, на Интернет -сайте Федеральной налоговой службы либо на сайте Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области не размещается.
Частями 1, 2 статьи 9 Закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Согласно части 4 статьи 9 Закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.
Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 года N 188, при этом, исходя из буквального толкования указанного нормативного акта, запрашиваемая Обществом информация, не относится к служебной информации ограниченного распространения, не является государственной, служебной или коммерческой тайной.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что затребованная информация влияет на права заявителя, как налогоплательщика, на получение налоговой выгоды при исчислении налога на добавленную стоимость, а также на обязанность последнего проявить должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагентов.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции находит законными и обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что запрашиваемая заявителем информация в отношении ООО "СЛК" не относится в налоговой тайне, отказ в предоставлении КОАО "Азот" информации, изложенный в письме N 17-07-47/1-482, является неправомерным, нарушающим права и законные интересы заявителя.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
С учетом изложенного принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 02 февраля 2010 года по делу N А27-25441/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
М.Х. Музыкантова |
Судьи |
Л.И. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-25441/2009
Истец: Кемеровское ОАО "Азот"
Ответчик: МИФНС России по Кузнецкому и Орджоникидзевскому районам г. Новокузнецка Кемеровской области
Хронология рассмотрения дела:
01.12.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16124/10
17.11.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16124/10
09.09.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2992/10
27.07.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-25441/2009
13.05.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2992/10