Комментарий к новому Закону о валютном регулировании
В связи с процессом интеграции России в мировую экономику и предстоящим вступлением нашей страны в ВТО требование о повышении степени "прозрачности" национального валютного законодательства становится все более актуальным. Принятие нового Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) было продиктовано необходимостью последовательной либерализации валютного законодательства как фактора развития рыночной экономики в Российской Федерации. Кроме того, требовалось устранить имеющиеся пробелы и противоречия с положениями других законодательных актов, а также международных договоров Российской Федерации.
С одной стороны, нормы нового Закона направлены на либерализацию валютного законодательства, а с другой - служат обеспечением реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
Основные понятия Закона
В новом Законе уточнены такие понятия, как валюта Российской Федерации и иностранная валюта, резиденты, нерезиденты, уполномоченные банки. Помимо этого введены два новых понятия:
1) внутренние ценные бумаги - эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации, и иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации;
2) внешние ценные бумаги - ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся к внутренним ценным бумагам.
В новом Законе изменен состав валютных ценностей, из которого исключены драгоценные металлы и драгоценные камни, обращение которых регулируется Федеральным законом от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях". В остальном, как и раньше, валютными ценностями признаются иностранная валюта и внешние ценные бумаги.
Понятия и классификация валютных операций. Текущие валютные операции
и операции, связанные с движением капитала
В Законе дано новое определение понятия "валютные операции". К валютным операциям относятся действия, направленные на исполнение или иное прекращение обязательств с валютными ценностями и использование их в качестве средства платежа, а также в иных случаях, предполагающих переход прав собственности на них. Валютными операциями считаются также подобные действия с валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, если они совершаются с участием нерезидентов.
Вводится разграничение валютных операций в зависимости от состава их участников на валютные операции между резидентами, между резидентами и нерезидентами и между нерезидентами. Таким образом классификация валютных операций приведена в соответствие с положениями международных договоров, в том числе со Статьями Соглашения Международного валютного фонда.
В соответствии с международной практикой, существующими обязательствами Российской Федерации по международным договорам, а также учитывая процесс присоединения России к международным организациям валютные операции между резидентами и нерезидентами подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции движения капитала.
Все текущие валютные операции и валютные операции движения капитала, за исключением прямо предусмотренных Законом случаев, осуществляются без ограничений.
Валютные операции между резидентами и нерезидентами Российской
Федерации
В соответствии с новым Законом валютные операции между резидентами и нерезидентами, как и прежде, осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций движения капитала, регулирование которых осуществляется Правительством РФ и Банком России (т.е. органами валютного регулирования; ст. 5 Закона), а также операций купли-продажи иностранной валюты и чеков на внутреннем валютном рынке. Вместе с тем если раньше Закон содержал понятия текущих валютных операций и операций, связанных с движением капитала, то теперь на законодательном уровне такие понятия не определены.
В Законе приведены виды операций, на совершение которых Правительством РФ и Банком России накладываются ограничения (ст. 7, 8 Закона). В остальных случаях валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений, если иное не установлено органами валютного регулирования.
Новый Закон содержит ряд норм, не предусмотренных действующим Законом РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-I "О валютном регулировании и валютном контроле". В частности, не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений, а также о предварительной регистрации, за исключением специально установленных случаев.
Виды ограничений при осуществлении валютных операций и порядок их
установления
Законом предусмотрено разграничение полномочий по регулированию операций движения капитала между Правительством РФ и Банком России (ст. 7, 8). В пределах своей компетенции Банк России и Правительство РФ издают акты, обязательные для резидентов и нерезидентов.
Для регулирования валютных операций Законом установлены следующие виды ограничений:
- резервирование;
- использование специального счета.
В целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации Правительство РФ и Банк России могут вводить названные ограничения.
Резервирование. Участники валютного рынка в установленных Законом случаях обязаны выполнять требования о резервировании. Право устанавливать порядок резервирования и возврата суммы резервирования предоставлено Банку России. В отношении одной валютной операции не может быть установлено более одного требования о резервировании.
Сумму резервирования резиденты и нерезиденты вносят на отдельный счет в уполномоченном банке в рублях. Расчет суммы резервирования производится по официальному курсу, установленному Банком России на день ее внесения. Внесенная на отдельный счет в уполномоченном банке сумма резервирования не позднее следующего рабочего дня перечисляется последним на счет в Банке России. Для ценных бумаг установлен специальный порядок расчета суммы резервирования.
В день истечения срока резервирования Банк России должен возвратить сумму резервирования уполномоченным банкам, а те в свою очередь резиденту или нерезиденту.
Уполномоченным банкам и Банку России запрещается проводить операции с размещенными суммами резервирования от своего имени или от имени иных лиц. На суммы резервирования, внесенные на счет в уполномоченные банки, не может быть обращено взыскание по обязательствам уполномоченных банков. При банкротстве уполномоченных банков суммы резервирования не включаются в конкурсную массу.
Закон не предусматривает начисление процентов на суммы резервирования, зачисленные на счета в уполномоченных банках и Банке России. Однако в случае просрочки возврата суммы резервирования, произошедшей по вине уполномоченного банка, согласно новому Закону уполномоченный банк обязан уплатить резиденту или нерезиденту пени за каждый календарный день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей в это время.
Специальный счет. Для валютных операций движения капитала между резидентами и нерезидентами, регулирование которых осуществляет Банк России, помимо обязательного резервирования может быть установлено требование об использовании специального счета.
Законом вводится понятие специального счета. Специальный счет - это банковский счет в уполномоченном банке, либо специальный раздел счета депо, либо открываемый реестродержателями в реестре владельцев ценных бумаг специальный раздел лицевого счета по учету прав на ценные бумаги, используемый для осуществления по нему валютных операций в случаях, установленных в соответствии с настоящим Законом.
Разработка порядка открытия и ведения банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов, открываемых на территории Российской Федерации, в том числе специальных счетов, находится в компетенции Банка России.
Валютные операции, регулирование которых осуществляет
Правительство РФ
Валютные операции движения капитала, регулирование которых осуществляет Правительство РФ, перечислены в табл. 1.
Таблица 1
Содержание валютной операции | Требование Правительства РФ | Сроки резервирования |
Расчеты и переводы между рези- дентами и нерезидентами на ус- ловиях предоставления резиден- тами нерезидентам отсрочки пла- тежа на срок более трех лет при экспорте товаров, указанных в разделах XVI, XVII и XIX Товарной номенклатуры внешне- экономической деятельности |
Резервирование резидентом на срок до исполнения нерезидентом обяза- тельств, но не более двух лет, суммы, не превышающей в эквива- ленте 50% определенной на день резервирования суммы, на которую предоставлена отсрочка платежа |
Сумма резервирования вносится резидентом в день истечения трехлетнего срока со дня факти- ческого пересечения экспортируе- мыми товарами таможенной границы Российской Федерации |
Расчеты и переводы между рези- дентами и нерезидентами на ус- ловиях предоставления резиден- тами нерезидентам отсрочки пла- тежа на срок более пяти лет за производимые резидентами за пределами территории Российской Федерации строительные и под- рядные работы, а также за пос- тавляемые товары, необходимые для выполнения этих работ |
Резервирование резидентом на срок до исполнения нерезидентом обяза- тельств, но не более двух лет, суммы, не превышающей в эквива- ленте 50% определенной на день резервирования суммы, на которую предоставлена отсрочка платежа |
Сумма резервирования вносится резидентом в день истечения пя- тилетнего срока со дня заключе- ния договора о проведении со- ответствующих строительных и подрядных работ между резидентом и нерезидентом, а при экспорте товаров - со дня фактического пересечения экспортируемыми то- варами таможенной границы Рос- сийской Федерации*(1) |
Расчеты и переводы между рези- дентами и нерезидентами на ус- ловиях предоставления резиден- тами нерезидентам отсрочки пла- тежа на срок более 180 кален- дарных дней в связи с осуществ- внешнеторговой деятельности |
Резервирование резидентом на срок до исполнения нерезидентом обяза- тельств, но не более двух лет, суммы, не превышающей в эквива- ленте 50% определенной на день резервирования суммы, на которую предоставлена отсрочка платежа |
Сумма резервирования вносится резидентом в день истечения 180 календарных дней со дня воз- никновения обязательств в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности, а при экспорте то- варов - со дня фактического пересечения экспортируемыми то- варами таможенной границы Рос- сийской Федерации*(1) |
Расчеты и переводы между рези- дентами и нерезидентами при предоставлении резидентами не- резидентам коммерческих креди- тов на срок более 180 календар- ных дней в виде предварительной оплаты в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности |
Резервирование резидентом на срок до исполнения нерезидентом обяза- тельств, но не более двух лет, суммы, не превышающей в эквива- ленте 50% определенной на день резервирования суммы осуществлен- ной предваритель ной оплаты за вычетом суммы полученного рези- дентом от нерезидента встречного предоставления |
Сумма резервирования вносится резидентом в день истечения 180 календарных дней со дня перечис- ления резидентом нерезиденту де- нежных средств в виде предвари- тельной оплаты в связи с внешне- торговой деятельностью |
Расчеты и переводы между рези- дентами и нерезидентами при предоставлении резидентами не- резидентам коммерческих креди- тов на срок более трех лет в виде предварительной оплаты при импорте товаров, указанных в разделах XVI, XVII и XIX Товар- ной номенклатуры внешнеэкономи- ческой деятельности |
Резервирование резидентом на срок до исполнения нерезидентом обяза- тельств, но не более двух лет, суммы, не превышающей в эквива- ленте 50% определенной на день резервирования суммы осуществлен- ной предварительной оплаты за вычетом суммы полученного рези- дентом от нерезидента встречного предоставления |
Сумма резервирования вносится резидентом в день истечения трехлетнего срока со дня пере- числения резидентом нерезиденту денежных средств в виде предва- рительной оплаты импортируемых товаров |
Расчеты и переводы при приобре- тении резидентами у нерезиден- тов долей, вкладов, паев в имуществе (уставном или скла- дочном капитале, паевом фонде кооператива) юридических лиц при внесении резидентами вкла- дов по договорам простого това- рищества с нерезидентами |
1. Использование резидентом спе- циального счета. 2. Резервирование резидентом сум- мы, не превышающей в эквиваленте 100% суммы осуществляемой валют- ной операции, на срок не более 60 календарных дней |
Порядок совершения операции ус- танавливается Правительством РФ по согласованию с Банком России |
Требования Правительства РФ, приведенные в табл. 1, не применяются при предоставлении резидентами нерезидентам отсрочки платежа либо коммерческого кредита на срок до года при условии наличия обеспечения исполнения обязательств нерезидента перед резидентом. Перечень возможных способов обеспечения обязательств включает в себя (ст. 17 Закона):
1) безотзывный аккредитив, покрытый за счет плательщика по аккредитиву, при условии, что исполняющим банком является уполномоченный банк либо банк за пределами территории Российской Федерации;
2) банковскую гарантию банка за пределами территории Российской Федерации, выданную в пользу резидента;
3) договор имущественного страхования риска утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества, причитающегося резиденту, риска гражданской ответственности нерезидента, предпринимательского риска резидента, в том числе неполучения резидентом или невозврата ему денежных средств либо невозврата или непоставки ему товаров;
4) вексель, выданный нерезидентом в пользу резидента и авалированный банком за пределами территории Российской Федерации.
Для признания вышеперечисленных способов обеспечением исполнения обязательств нерезидента перед резидентом Банк России устанавливает критерии, которым должен удовлетворять иностранный банк.
Валютные операции, регулирование которых осуществляет Банк России
Для валютных операций движения капитала между резидентами и нерезидентами, регулирование которых осуществляет Банк России, в качестве ограничений могут быть установлены требование об использовании специального счета и требование о резервировании.
Требование о резервировании Банк России устанавливает по согласованию с Правительством РФ. Банк России не может одновременно устанавливать два различных требования о резервировании применительно к одному виду валютных операций.
Валютные операции между резидентами и нерезидентами, по которым может быть установлено требование об использовании специального счета и требование о резервировании, приведены в табл. 2.
Таблица 2
Валютная операция | Требование Банка России |
Расчеты и переводы при предоставлении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами нерезидентам |
Резервирование резидентом в сумме, не превышающей в эквиваленте 100% суммы осуществляемой валютной операции, на срок не более 60 календарных дней |
Расчеты и переводы при предоставлении кредитов и займов в валюте Российской Федерации резидентами нерезидентам |
Резервирование резидентом в сумме, не превышающей в эквиваленте 100% суммы осуществляемой валютной операции, на срок не более 60 календарных дней |
Расчеты и переводы при получении кре- дитов и займов в иностранной валюте резидентами от нерезидентов |
Резервирование резидентом суммы, не превышающей в эквиваленте 20% суммы осуществляемой валютной операции, на срок не более года |
Расчеты и переводы при получении кредитов и займов в валюте Российской Федерации резидентами от нерезидентов |
Резервирование нерезидентом суммы, не превышающей в эквиваленте 20% суммы осуществляемой валютной операции, на срок не более года |
Операции с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами) |
1. Резервирование резидентом в сумме, не превышающей в эквиваленте 100% суммы осуществляемой валютной операции, на срок не более 60 календарных дней. 2. Резервирование резидентом суммы, не превышающей в эквиваленте 20% суммы осуществляемой валютной операции, на срок не более года. 3. Резервирование нерезидентом в сумме, не превышающей в эквиваленте 100% суммы осуществляемой валютной операции, на срок не более 60 календарных дней. 4. Резервирование нерезидентом суммы, не превышающей в эквиваленте суммы осуществляемой валютной операции, на срок не более года |
Исполнение резидентами обязательств по внешним ценным бумагам |
Резервирование резидентом в сумме, не превышающей в эквиваленте 100% суммы осуществляемой валютной операции, на срок не более 60 календарных дней |
Операции кредитных организаций, за исключением банковских операций |
1. Резервирование резидентом в сумме, не превышающей в эквиваленте 100% суммы осуществляемой валютной операции, на срок не более 60 календарных дней. 2. Резервирование резидентом суммы, не превышающей в эквиваленте 20% суммы осуществляемой валютной операции, не срок не более года |
Операции, связанные с приобретением нерезидентами у резидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с пере- дачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами) |
Резервирование нерезидентом суммы, не превышающей в эквиваленте 20% суммы осуществляемой валютной операции, на срок не более года |
Операции, связанные с приобретением резидентами у нерезидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с пере- дачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами), а также исполнением рези- дентами обязательств по внутренним ценным бумагам |
Резервирование резидентом в сумме, не превышающей в эквиваленте 100% суммы осуществляемой валютной операции, на срок не более 60 календарных дней |
Валютные операции между резидентами Российской Федерации
В новом Законе содержится общее правило, запрещающее совершение валютных операций между резидентами, но вместе с тем установлен перечень валютных операций, которые могут осуществляться между резидентами. К ним, в частности, относятся операции, связанные с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках; операции между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них и другие.
Впервые законодательно закреплен перечень валютных операций, осуществляемых без ограничений, между резидентами и уполномоченными банками, который не является закрытым и может дополняться Банком России. Такими операциями являются:
1) получение и возврат кредитов и займов, уплата сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам;
2) внесение денежных средств резидентов на банковские счета (в банковские вклады) и получение денежных средств резидентов с банковских счетов;
3) операции, связанные с банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;
4) приобретение резидентами у уполномоченных банков векселей, выписанных этими или другими уполномоченными банками, предъявление их к платежу, получение по ним платежа, в том числе в порядке регресса, взыскание по ним штрафных санкций, а также отчуждение резидентами указанных векселей уполномоченным банкам в порядке, установленном Федеральным законом от 11 марта 1997 г. N 48-ФЗ "О переводном и простом векселе";
5) операции по купле-продаже физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту Российской Федерации и иностранную валюту;
6) уплата уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения;
7) иные валютные операции, отнесенные к банковским операциям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок осуществления операций по купле-продаже иностранной валюты и
чеков в иностранной валюте
В соответствии с Законом остается в силе норма об осуществлении операций по купле-продаже иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, только через уполномоченные банки. Требования к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, устанавливает Банк России.
Со дня введения в действие нового Закона установление требования об идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты и чеков не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Сведения, идентифицирующие личность, могут быть внесены в документы, оформляемые при купле-продаже физическим лицом наличной иностранной валюты, по просьбе самого физического лица.
Для резидентов, не являющихся физическими лицами, а также для нерезидентов по операциям купли-продажи иностранной валюты Банк России может установить требование об использовании специального счета, либо о резервировании резидентами суммы, не превышающей в эквиваленте 100% суммы покупаемой иностранной валюты, на срок не более 60 календарных дней до даты осуществления покупки иностранной валюты или требование о резервировании нерезидентами суммы, не превышающей в эквиваленте 20% суммы продаваемой иностранной валюты, на срок не более года.
Указанные требования не распространяются на операции по купле-продаже иностранной валюты, проводимые уполномоченными банками и физическими лицами не для целей осуществления ими предпринимательской деятельности.
Открытие резидентами счетов в иностранной валюте
Требование действующего законодательства об открытии резидентами банковских счетов в иностранной валюте только в уполномоченных банках не претерпело изменений. Однако в новом Законе закреплено право резидентов открывать без ограничений счета в иностранной валюте в банках, расположенных на территории иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Уведомление об этом резиденты должны направлять в налоговые органы по месту учета не позднее месяца со дня заключения (расторжения) договора об открытии банковского счета.
Открытие резидентами счетов в иностранной валюте в других банках, находящихся за пределами России, осуществляется в порядке, устанавливаемом Банком России. В таких случаях Банк России может установить требование о предварительной регистрации открываемого счета, порядок осуществления которой устанавливается Правительством РФ по согласованию с Банком России. Обязанность по проведению предварительной регистрации счета, открываемого в банке за пределами территории Российской Федерации, возложена на налоговые органы. В Законе детально изложен порядок предварительной регистрации (в том числе исчерпывающий перечень представляемых резидентами и нерезидентами документов и срок для рассмотрения заявлений о предварительной регистрации), а также закреплены основания отказа в предварительной регистрации.
Переводы резидентами средств на свои счета, открытые в банках за пределами Российской Федерации, осуществляются в устанавливаемом Банком России порядке, который может предусматривать резервирование суммы, не превышающей в эквиваленте 100% суммы проводимой валютной операции, на срок не более 60 календарных дней до даты осуществления валютной операции. Такие переводы резиденты могут осуществлять только при предъявлении уполномоченному банку при первом переводе уведомления налогового органа об открытии счета с отметкой о принятии такого уведомления, кроме операций, требуемых в соответствии с законодательством иностранного государства и связанных с условиями открытия счетов.
Так же как и в действующей редакции закона, новый Закон обязывает лиц, осуществляющих валютные операции, представлять органам валютного контроля информацию об осуществлении валютных операций. Юридические лица - резиденты обязаны представлять налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации. Физические лица - резиденты должны представлять в налоговые органы по месту своего учета отчет об остатках средств на счетах (во вкладах) в банках за пределами территории Российской Федерации по состоянию на начало каждого календарного года. По мнению автора, эта норма Закона ограничивает права и свободы человека, в частности право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, закрепленные в ст. 23 Конституции РФ.
Ввоз и вывоз иностранной валюты
В новом Законе более детально прописан порядок ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза с нее валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг.
Не изменился лимит суммы единовременного вывоза физическими лицами из Российской Федерации наличной иностранной валюты без декларирования таможенному органу (сумма, не превышающая в эквиваленте 3000 дол. США) и без представления в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта была ранее ввезена, переслана или переведена в Российскую Федерацию либо приобретена в Российской Федерации (сумма, не превышающая в эквиваленте 10 000 дол. США).
В целях обеспечения информационного контроля за движением капитала и возможности прогнозирования состояния валютного рынка Российской Федерации Правительство РФ по согласованию с Банком России может предусматривать требование о предварительной регистрации в отношении ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме. Предварительная регистрация должна осуществляться уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (органом валютного контроля).
Репатриация валютной выручки
В новом Законе сохранено требование о репатриации резидентами валютной выручки и последующей обязательной продаже части валютной выручки.
В установленных Законом случаях резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации, а именно:
1) при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц - резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории Российской Федерации - в целях исполнения обязательств юридических лиц - резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;
2) оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, - на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;
3) использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории Российской Федерации, для покрытия расходов по их проведению - на период проведения этих мероприятий;
4) проведении зачета встречных требований по обязательствам между нерезидентами и резидентами, являющимися транспортными организациями, или между нерезидентами и резидентами, осуществляющими рыбный промысел за пределами таможенной территории Российской Федерации.
Согласно Закону размер обязательной продажи части валютной выручки составляет 30% суммы валютной выручки, при этом Банку России предоставлено право устанавливать иной размер обязательной продажи резидентами части валютной выручки, но не свыше 30% суммы валютной выручки.
Для уменьшения подлежащей обязательной продаже суммы валютной выручки резидентов разрешается учитывать следующие расходы и платежи, связанные с исполнением соответствующих сделок, расчеты по которым осуществляются в иностранной валюте:
1) оплата транспортировки, страхования и экспедирования грузов;
2) уплата вывозных таможенных пошлин, а также таможенных сборов;
3) выплата комиссионного вознаграждения кредитным организациям, а также оплата исполнения функций агентов валютного контроля;
4) иные расходы и платежи по операциям, перечень которых определяется Банком России.
Вступление Закона в силу
Закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня официального опубликования (17 декабря 2003 г.), т.е. 17 июня 2004 г., за исключением отдельных норм и статей.
Норма об органах валютного контроля вступает в силу со дня официального опубликования.
В отношении порядка открытия и использования счетов юридических лиц - резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации отдельные нормы Закона вступают в силу по истечении одного года со дня официального опубликования Закона. До этого момента открытие и использование счетов юридических лиц - резидентов осуществляется в порядке, установленном Законом РФ N 3615-I.
Нормы об установлении ограничений по валютным операциям, регулирование которых осуществляют Правительство РФ и Банк России, действуют до 1 января 2007 г.
С.С. Фомина,
эксперт компании "ФБК"
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 3, март 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Не распространяется на валютные операции движения капитала, осуществляемые между кредитными организациями - резидентами и нерезидентами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru