г. Томск |
Дело N 07АП-1387/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2010 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей Кривошеиной С.В., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Усаниной Н.А.
при участии: Пилипчук Н.С., доверенность от 09.03.2010 г., Тарханова Г.О., доверенность от 09.03.2010 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "ПромНедвижимость"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 25 декабря 2009 года по делу N А27-18787/2009 (судья Мишина И.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПромНедвижимость"
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области
Третьи лица: Коллегия Администрации Кемеровской области, Федеральное государственное унитарное предприятие Федеральный кадастровый центр "Земля"
о признании незаконными действий по формированию характеристик кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "ПромНедвижимость" (далее по тексту - ООО "ПромНедвижисмость", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (далее Управление Роснедвижимости по Кемеровской области, Управление) с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконными действий Управления по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:11:0116040:0024 общей площадью 49 345,22 кв.м., в размере 37 706 656,41 руб., и удельным показателем кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка в размере 764,14 руб., расположенного по адресу: Кемеровская область, Промышленновский район, п.г.т. Промышленная, ул. Коммунистическая, 47, которые выражаются в осуществлении Управлением ненадлежащей предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007г. и во внесении в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:11:0116040:0024, площадью 49 345,22 кв.м., находящегося в Кемеровской области, Промышленновский район, п.г.т. Промышленная, ул. Коммунистическая, 47 в размере 37 706 656,41 руб., обязании УФАКОН исключить из государственного земельного кадастра сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:11:0116040:0024, площадью 49 345,22 кв.м. в размере 37 706 656,41 руб. и удельным показателем кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка, занимаемого обществом.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 25.12.2009 года в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции ООО "ПромНедвижимость" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, в том числе, по следующим основаниям:
- неправильное применение судом норм материального права, норм процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела: Управлением нарушены объемы и параметры проведения предварительной проверки Отчета, что свидетельствует о несоответствии действий Управления нормативному правовому акту, а не гражданско-правовому договору; представленный Управлением протокол предварительной проверки от 11.11.2008г. не содержит данных о том, что данная проверка была проведена в рамках Отчета, выполненного в соответствии с государственным контрактом N 140 от 29.06.2007г.; Отчет об оценке составлен с нарушением требований ФСО 1, 2, 3, Закона "Об оценочной деятельности", порочен в части его оформления и содержащиеся в нем сведения не могут являться доказательством определения кадастровой стоимости спорного земельного участка; при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка применялись не соответствующие первой группе коэффициенты; п. 9.2 Административного регламента, п. 15 Федерального стандарта, поскольку не был определен аналог, соответствующий спорному земельному участку; Управлением не представлено доказательств, свидетельствующих о проведении рыночной оценки земельных участков, находящихся в п.г.т. Промышленная.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители Роснедвижимости высказали возражения против доводов жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ извещенные о времени судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили.
В соответствии с ч. 1 ст. 266, ч. 1, ч.3 ст.156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле по имеющимся в нем доказательствам.
Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области в отзыве (поступил в суд 12.03.2010г.) просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указав на утверждение результатов государственной кадастровой оценки Коллегией Администрации Кемеровской области Постановлениями от 27.11.2008г. N 519, N 520.
Федеральный кадастровый центр "Земля", Коллегия Администрации Кемеровской области, отзывы на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 АПК РФ не представили.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав участников процесса, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 25.12.2009г. не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "ПромНедвижимость" является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:11:0116040:0024, площадыо 49 345, 22 кв.м, расположенного по адресу: Промышленновский район, п.г.т Промышленная, ул. Коммунистическая, 47, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 07.08.2008, регистрационная запись 42-42-03/035/2008-124.
Согласно кадастровой выписки и кадастрового паспорта от 21.04.2009 N 4200/001/09-96820, кадастровая стоимость данного земельного участка с кадастровым номером 42:11:0116040:0024 составляет 37 706 656, 41 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 764, 14 руб. за кв.м.
Поскольку на август 2008 года кадастровая стоимость данного участка составляла 11027 176 руб., 21.04.2009 общество обратилось в Управление Роснедвижимости по Кемеровской области (территориальный отдел N 7) с просьбой о предоставлении информации, когда и кем проводилась рыночная оценка принадлежащего обществу земельного участка, исходя из того, что в силу статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентом соотношении к его рыночной стоимости.
Кроме того, 22.04.2009 общество заключило договор с оценочной организацией - Обществом с ограниченной ответственностью "Бизнес-Эксперт" для определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:11:0116040:0024, площадыо 49 345, 22 кв.м, расположенного по адресу: Промышленновский район, п.г.т. Промышленная, ул. Коммунистическая, 47. Согласно отчету названной организации, полученному обществом 10.09.2009, рыночная стоимость участка составляет 3 100 000 руб.
В Кемеровской области исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов выступало ФГУП "ФКЦ "Земля", г. Москва.
Результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области утверждены постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)" и N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области".
При этом Управление рекомендовало обществу по вопросу расчета кадастровой стоимости обратиться к исполнителю проведения работ -ФГУП "ФКЦ "Земля".
Не согласившись с действиями Управления, ООО "ПромНедвижимость" обратилось в суд с настоящим заявлением. Кроме того, в ходе судебного разбирательства по делу общество заявило ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение сданным заявлением, мотивируя наличием уважительных причин такого пропуска, а именно - принятием всех зависящих от общества мер для получения информации о рыночной стоимости спорного земельного участка, положенного в числе иных факторов в основу определения его кадастровой стоимости.
Отказывая в удовлетворении заявленных ООО "ПромНедвижимость" требований суд первой инстанции, указав на осуществление Управлением организации проведения государственной кадастровой оценки земель и представленного исполнителем отчета на соответствие его состава только условиям технического задания без обязанности проведения его анализа и указания причин, по которым кадастровая стоимость земельного участка определена в размере, превышающем его рыночную стоимость.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Во исполнение указанной статьи Правительством Российской Федерации принято Постановление от 08.04.2000 N 316, утверждающее Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков определение кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель (пункт 13 Правил, далее Правила N 316, Правила).
В соответствии с пунктом 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Пунктом 13 Правил N 316 определено, что при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пунктам 2, 5, 10, 11 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 11 Правил разработаны Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее по тексту - Методические указания), которые позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе, в том числе такого вида разрешенного использования, как земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9 Методических указаний).
Согласно пунктам 1.3, 1.4 Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется в следующем порядке: формирование Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов; расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
ООО "ПромНедвижимость" ссылается в апелляционной жалобе на нарушение Управлением требований действующего законодательства, предъявляемых к процедуре проведения работ по государственной кадастровой оценке и к порядку проведения государственной кадастровой оценки данного земельного участка, а именно - требований пунктов 4, 9.2., 9.5, 9.8, 11 раздела 2 Административного регламента, пункта 2.2.5 Методических указаний, пунктов 4, 8, 13, 15, 19 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 N 254 (далее - Федеральный стандарт оценки).
Как правильно указал суд первой инстанции, Административный регламент определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостыо и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.
В исполнении государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель участвуют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Разделом 2 Административного регламента установлены административные процедуры.
В соответствии с пунктом 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в том числе следующие административные процедуры: контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации регулируется пунктом 8 Административного регламента.
В соответствии с пунктом 8.1. Административного регламента контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации с периодичностью, установленной формами оперативной отчетности о ходе проведения государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Кемеровской области выполнялись на основании государственного контракта от 29.06.2007 N 140, заключенного между Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области (заказчик) и ФГУП ФКЦ "Земля".
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 государственного контракта исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению работ по теме "Выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Кемеровской области" путем сдачи результата выполненных работ, а заказчик обязуется принять работы и оплатить их. Объем работ определяется технически заданием.
Требования к работам и их содержание являющиеся предметом контракта определяются согласованным сторонами техническим заданием (приложение N 1), которое является неотъемлемой частью контракта (пункт 2.2. государственного контракта).
Из материалов дела усматривается, что в целях осуществления контроля за ходом выполнения работ создавались областная и муниципальные комиссии.
В соответствии с Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 04.06.2007 N 627-р "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области в 2007 году", принятым во исполнение постановлений Правительства РФ от 25.08.99 N 945, от 08.04.2000 N 316 в целях своевременного и качественного выполнения работ по государственной кадастровой оценке областной комиссии по рассмотрению хода выполнения работ и результатов кадастровой оценки земель поручено содействовать в организации работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области, рассмотреть результаты работ по определению кадастровой стоимости на уровне субъекта РФ. Органам местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области рекомендовано в пределах своей компетенции организовать взаимодействие соответствующих органов и организаций по сбору исходной информации, необходимой для последующих расчетов оценочных показателей, создать межведомственные комиссии муниципальных образований по рассмотрению и согласованию материалов по государственной кадастровой оценке земель.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.09.2008 N 414 утверждено Положение о создании областной комиссии по рассмотрению хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценки земель Кемеровской области" (далее - Положение о создании областной комиссии).
В соответствии с пунктами 1.1, 1.5., 2.1. Положения о создании областной комиссии целью работы комиссии по рассмотрению хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценки земель является рассмотрение хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценки земель.
Комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами государственной власти Кемеровской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также организациями.
Основными задачами комиссии являются, в том числе обеспечение в установленном порядке взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и заинтересованных организаций в части организации сбора исходных данных для проведения государственной кадастровой оценки земель, рассмотрения хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценки земель.
Довод апелляционной жалобы о том, что УФАКОН ненадлежащим образом исполнило свою обязанность по предварительной проверке отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков, в том числе - в части контроля выбранных исполнителем работ источников рыночной информации, порядка использования информации, состава используемой информации, объема, правильности, достоверности и полноты собранной рыночной информации не может быть принят во внимание.
В соответствии с пунктом 2.2.5 Методических указаний для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости.
В качестве рыночной информации используются: цены сделок (купля-продажа, аренда, ипотека); цены предложения (купля-продажа, аренда); цены спроса (купля-продажа, аренда); информация о рыночной стоимости объектов недвижимости в составе земель населенных пунктов, установленной в отчетах об оценке; коэффициенты и индексы, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости; иные показатели, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости.
В качестве источников информации могут быть определены: официальные реестры, содержащие сведения о сделках с объектами недвижимости, находящиеся в ведении органов государственной власти и местного самоуправления; средства массовой информации, в том числе официальные сайты предприятий, организаций, размещающих объявления о рынке недвижимости; отчеты об оценке рыночной стоимости.
Информация считается достаточной, если на ее основе можно построить статистически значимую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
В случае недостаточности рыночной информации проводится сбор дополнительной рыночной информации, и (или) перегруппировка земельных участков в составе земель населенных пунктов, и (или) оценка рыночной стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в составе данной группы с целью обеспечения достаточности рыночной информации, и (или) уточнение состава факторов стоимости.
В целях определения достоверности собранной рыночной информации проводится ее статистический анализ. На основании статистического анализа рыночной информации определяется и устраняется информация об объектах-аналогах с выбросами в значениях рыночной стоимости и (или) значениях факторов стоимости, обеспечивается непротиворечивость и интерпретируемость рыночной информации, используемой для построения статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, проверяется репрезентативность выборки и выбираются факторы стоимости для построения статистических моделей.
Согласно пунктам 9.4, 9.8. Административного регламента проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков осуществляется Роснедвижимостью.
В срок не более одного месяца с даты получения от Управления Роснедвижимосги по субъекту Российской Федерации Отчета Роснедвижимость производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки: о соответствии Отчета методическим указаниям; о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.
Таким образом, суд первой инстанции правильно указал, что УФАКОН не проводит проверку отчета на соответствие его методическим указаниям, которые определяют, как указывалось выше, порядок сбора рыночной информации.
Кроме того, проверка достаточности собранной рыночной информации о земельных участках, а также сбор рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости для каждой сформированной группы производится исполнителем работ по государственному контракту N 140, поскольку входит в содержание объема работ (пункты 4.2.5, 4.2.6.2 технического задания).
Довод ООО "ПромНедвижимость" о том, что Управлением ненадлежащим образом осуществлена предварительная проверка отчета на соответствие условиям технического задания, является необоснованной, поскольку техническое задание является приложением к государственному контракту, является его неотъемлемой частью, определяет объем выполняемых ФГУП ФКЦ "Земля" работ, не является нормативно-правовым актом.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что государственный контракт представляет собой гражданско-правовую сделку по выполнению работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области.
Таким образом, заявитель, указывая на недостоверность и неполноту собранной рыночной информации, ее недостаточность для определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, фактически оспаривает надлежащее исполнение подрядчиком своих обязанностей по гражданско-правовой сделке, принятых на себя обязательств, что не входит в предмет заявленных требований.
При этом указанная сделка не признана недействительной в установленном порядке, доказательств оспаривания ее действительности в материалы дела не представлены.
В соответствии с частью 1 статьи 198, пунктами 3,4 части 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В заявлении должны быть также указаны: права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием); законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие).
При таких обстоятельствах для признания незаконными действий государственного органа необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых действий нормам закона, иных правовых актов, нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемыми действиями.
Между тем, подателем апелляционной жалобы не сделана ссылка конкретные нормы закона и иных правовых актов, которым не соответствуют действия УФАКОН по осуществлению контроля за ходом выполнения работ в части сбора рыночной информации, проверки источников, достоверности сведений, объема, порядка сбора информации, а также норм закона, устанавливающих данную обязанность Управления.
В отношении действий Управления по предварительной проверке отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков суд также учитывает следующее.
Согласно пунктам 9.1, 9.2, 9.5 Административного регламента по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков составляется Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации.
Отчет составляется исполнителем работ в трех экземплярах, на бумажном и электронном носителях в соответствии с формой отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков.
Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации производит проверку представленного исполнителем работ Отчета на соответствие его состава условиям технического задания (предварительная проверка).
Данная проверка производится в срок не более трех рабочих дней с даты представления Отчета исполнителем работ.
В материалах дела имеется протокол предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области от 11.11.2008, в котором указано на соответствие отчета условиям технического задания и согласно которому предварительная проверка отчета проводилась по следующим параметрам: наличие копии государственного контракта (с техническим заданием) в составе отчета, соответствие технического задания документации, утвержденной 12.03.2008, соответствие отчета типовой форме отчета, утвержденной Роснедвижимостыо, наличие файлов баз-данных специального программного обеспечения, необходимых подписей на титульном листе, информации в тексте отчета об исполнителях работ, перечня и копий документов по организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории субъекта РФ, анализа рынка земельных участков, объектов недвижимости в тексте отчета, необходимых папок и таблиц, заполненность папок и таблиц.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что УФАКОН проведена предварительная проверка отчета об определении кадастровой стоимости земель на соответствие его техническому заданию, является правильным.
Довод, изложенный обществом в апелляционной жалобе о том, что из представленного протокола от 11.11.2008 не представляется возможным установить, что проверка проводилась именно в отношении отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007 не может быть принят во внимание, поскольку фактическое наличие иного отчета об определении кадастровой стоимости данных земельных участков, включая участок, принадлежащий заявителю, обществом в ходе судебного разбирательства в порядке части 1 статьи 65 АПК РФ документально не подтверждено, в то время как из представленных в суд материалов усматривается, что иной отчет исполнителем работ не составлялся. Обратного заявителем не доказано, о невозможности представления соответствующих доказательств по независящим от общества причинам не заявлено.
Также не принимается как необоснованная ссылка ООО "ПромНедвижимость" на то, что при предварительной проверке отчета на соответствие его условиям технического задания, Управление должно было проверить, в том числе - выбор источников информации, порядок сбора рыночной информации, использование рыночной информации с учетом приведения значений факторов стоимости, наличие в отчете первоисточников рыночной информации с указанием на конкретные объявления.
Так, общество не указывает конкретных норм закона, которыми устанавливается обязанность УФАКОН по проверке указанных параметров при проведении предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости.
В техническом задании установлено, что в содержание работ входит сбор рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости для каждой сформированной группы (пункт 4.2.5 технического задания).
При проведении предварительной проверки отчета установлено, что в тексте отчета содержится анализ рынка земельных участков, объектов недвижимости, что нашло отражение в протоколе предварительной проверки. Указанное обстоятельство также подтверждается материалами дела.
Из материалов дела усматривается, что, что спорный земельный участок относится к 9 виду разрешенного использования (2 группа - п.г.т. Промышленная. При этом ссылка заявителя на то, что данный участок согласно таблице N 5 приложения к отчету сформирован в целях кадастровой оценки в составе группы N 1 с указанием закодированного значения или диапазона значений фактора стоимости 14 судом не принимается как не соответствующая фактическим обстоятельствам дела. Исходя из структуры указанной таблицы N 5, принадлежащий заявителю участок фактически отнесен ко 2-ой группе с указанием закодированного значения или диапазона значений фактора стоимости 14). Сведения об используемых источниках рыночной информации содержатся в таблице 06 приложения N7 к отчету, указаны объекты-аналоги, источники информации об объектах-аналогах, отчет о статистическом анализе рыночной информации земельных участков вида разрешенного использования, указанного в пункте 1.2.9 методических указаний, в составе городских населенных пунктов (таблица 16 Приложения N7 к отчету), в которых имеется информация о наименованиях объектов-аналогов, о цене за объект-аналог и 1 кв.м., установления выброса данных.
Управлением при проведении предварительной проверки отчета установлено соответствие отчета техническому заданию в отношении данных параметров. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Ссылка общества в апелляционной жалобе на отсутствие в отчете конкретной рыночной информации о спорном участке, выбор и использование исполнителем работ ФГУП ФКЦ "Земля" в расчете кадастровой стоимости земельных участков по Кемеровской области ненадлежащих, недостаточных и недостоверных источников рыночной информации, в том числе, использование в качестве объектов-аналогов объектов с сегмента многоэтажной жилой застройки, в то время как на спорном участке соответствующая застройка отсутствует не может быть принята во внимание.
Так, в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области (раздел 3.2. расчет кадастровой стоимости земельных участков видов разрешенного использования, указанных в пунктах 12.1.-12.10 Методических указаний) в пункте 3.2.5 указано на сбор достаточной и достоверной информации о земельных участках для каждой сформированной группы, отражены этапы сбора рыночной информации, определение выбросов, определение и выбор источников сбора рыночной информации и проверка их достоверности (пункт 3.2.5.1), сбор информации о рыночных ценах и (или) величине арендной платы за объекты недвижимости (пункт 3.2.5.2).
Результаты сбора рыночной информации внесены в столбцы 01-п, р+2, р+3 таблицы 7 приложения 7. Использование при оценке рыночной стоимости в качестве объектов-аналогов объектов с сегмента промышленной застройки подтверждается таблицей 7.1 приложения N 7 отчета об оценке рыночной стоимости N 1/ГКР/140-01 Од. При этом стандартами оценки не запрещено использование аналогов с иными видами разрешенного использования, в связи с чем при использовании исполнителем работ по контракту также и объектов с сегмента многоэтажной жилой застройки не противоречит действующему законодательству.
Таким образом, в отчете содержатся необходимые данные, позволяющие в указанной части определить соответствие отчета условиям технического задания.
Кроме того, в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано на то, что случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Таким образом, в целях установления кадастровой стоимости земельного участка государственная кадастровая оценка земель не проводится, если определяется рыночная стоимость земельного участка. В данном случае кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
При этом законодателем не определено процентное соотношение между кадастровой и рыночной стоимости земельных участков, процедура определения процентов, приоритет способа определения стоимости земельного участка.
Апелляционный суд также учитывает, что постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложению к настоящему постановлению.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)" утверждены средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) согласно приложению к настоящему постановлению.
Согласно пунктам 11.1, 11.2, 11.4 Административного регламента сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации.
Перед внесением сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации осуществляет проверку соответствия утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, представленным ему на утверждение, в соответствии с подпунктом 9.9 настоящего Регламента.
В срок не более месяца с даты окончания проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает внесение в государственный земельный кадастр тех сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков), которые соответствуют сведениям, ранее представленным на утверждение.
Доказательств того, что УФАКОН внесены в государственный кадастр сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, которые не соответствуют сведениям, ранее представленным на утверждение материалы дела не содержат.
Также подателем апелляционной жалобы не представлено доказательств нарушения конкретных норм закона при осуществлении Управлением действий по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:11:0116040:0024 площадью 49345, 22 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, Промышленновский район, п.г.т. Промышленная, ул. Коммунистическая, 47.
При этом апелляционный суд принимает во внимание, что Административный регламент Управлением в части совершения указанных действий не нарушен, так как внесены именно те сведения, которые утверждены Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520.
Поскольку спор, рассматриваемый по настоящему делу, касается незаконности действий Управления в части и предварительной проверки отчета по государственной кадастровой оценке земель, предусмотренных Административным регламентом, то не состоятельны доводы о нарушении оспариваемыми действиями как Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, так и Методических указаний по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, поскольку указанные акты не регламентируют оспариваемые действия.
Более того, факт производства определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области в соответствии с требованиями федерального законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, в частности, с соблюдением административных процедур, Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель установлен решением Верховного Суда Российской Федерации от 23.09.2009 по делу N 81-Г09-12.
В части доводов апелляционной жалобы об отсутствии в отчете об определении кадастровой стоимости земельного участка даты подписания отчета оценщиком, проводившим проверку, отсутствии доказательств наличия полномочий у лица, утвердившего этот отчет, несовпадением исполнителей по тексту отчета и отсутствие их подписей, отсутствии ссылок на соответствующую информацию о федеральных стандартах оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, использованных при проведении оценки, отсутствии информации о членстве оценщиков в саморегулируемой организации оценщиков и сведений о страховании гражданской ответственности оценщиков, отсутствии сведений о соисполнителях работ по оценке земельного участка и других нарушениях при оформлении отчета, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что указанные доводы общества касаются соответствия отчета по государственной кадастровой оценке Методическим рекомендациям и Федеральному стандарту оценки.
Вместе с тем, проверка такого соответствия не входит в обязанность Управления, проверяющего соответствие состава отчёта условиям технического задания.
Указанная обязанность, согласно пункту 9.4 Административного регламента, возложена на Роснедвижимость, в то время как требования к данному госоргану заявителем не заявлялись, к участию в процесс Роснедвижимость заявителем не привлечена, в связи с чем указанные обстоятельства не имеют отношения к предмету рассматриваемого спора.
Доказательств, подтверждающих заявленный довод о том, что названные обстоятельства свидетельствуют о недостоверности спорной кадастровой оценки принадлежащего обществу земельного участка материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных ООО "ПромНедвижимость" требований судом первой инстанции отказано правомерно.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой у суда апелляционной инстанции не имеется; принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 25 декабря 2009 года по делу N А27-18787/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В.А. Журавлева |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-18787/2009
Истец: ООО "ПромНедвижимость"
Ответчик: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области
Третье лицо: Коллегия Администрации Кемеровской области, ГУ Федеральный кадастровый центр "Земля"
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6097/11
03.05.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6097/11
01.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-18787/2009
05.10.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1387/10
25.06.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-18787/2009
25.03.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1387/10