г. Томск |
Дело N 07АП-3428/10 |
"26" мая 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2010 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей: Бородулиной И.И., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Журавлевой В.А.
при участии в заседании: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибферм"
на решение арбитражного суда Новосибирской области от 26.02.2010г.
по делу N А45-215/2010 ( судья Васютина О.М.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибферм"
к Территориальному (межрайонному) отделу N 2 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области
о признании незаконным решения N 19/09-10478 от 06.11.2009г. об отказе в осуществлении кадастрового учета
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сибферм" (ООО "Сибферм") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Территориальному (межрайонному) отделу N 2 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области о признании незаконным решения N 19/09-10478 от 06.11.2009г. об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Решением арбитражного суда Новосибирской области от 26.02.2010г. в удовлетворении требований ООО "Сибферм" отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Сибферм" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт по следующим основаниям.
- неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судом норм материального права: п. 20 ст. 14 Федерального закона N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающий, что к вопросам местного значения поселения относится осуществление земельного контроля за использованием земель поселения; п. 3 ст. 28 Федерального закона N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которым на публичные слушания должны выноситься вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки; порядок проведения публичных слушаний соответствовал ФЗ "О введение в действие Градостроительного кодекса РФ" и Глава Кубовинского сельсовета Новосибирского района на законных основаниях выдал ООО "Сибферм" Постановление N 179р "Об изменении разрешенного использования земельных участков "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" на разрешенное использование "для дачного строительства", принадлежащих ООО "Сибферм" до 01.01.2010г.; Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" применим к участкам, предоставляемым муниципалитетами в аренду гражданам либо дачным объединениям, а ООО "Сибферм" является собственником земельного участка; действующее законодательство не содержит прямого запрета иметь обществу на праве собственности земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для дачного строительства (дачного хозяйства); постановление Главы Администрации Кубовинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области является правоустанавливающим документом по смене разрешенного использования, который предусмотрен действующим законодательством.
Управление Роснедвижимости по Новосибирской области в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Сибферм" - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Стороны в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного заседания.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 3 ст. 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26.02.2010г. не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что Обществу с ограниченной ответственностью "Сибферм" на праве собственности принадлежит земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства (основной вид деятельности - овощеводство) с кадастровым номером 54:19:093502:805 (далее - земельный участок), расположенный в Новосибирском районе Новосибирской области, Кубовинский с/с, в восточной части кадастрового квартала 54:19:093502, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.06.2009.
Постановлением N 179р от 28.09.2009 Администрации Кубовинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области "Об изменении разрешенного использования земельных участков "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" на разрешенное использование "для дачного строительства", принадлежащих ООО "Сибферм" изменено разрешенное использование земельного участка "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" на разрешенное использование "для дачного строительства".
Постановление N 179р от 28.09.2009 Администрации Кубовинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области явилось основанием для обращения в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области с заявлением о внесении изменений в сведения государственного земельного кадастра о разрешенном использовании земельного участка.
Решением N 19/09-10478 от 06.11.2009 Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области отказало обществу в проведении государственного кадастрового учета на основании п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в связи с тем, что необходимые для кадастрового учета документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям данного Федерального закона.
Общество, полагая, что указанное решение вынесено с нарушением закона и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании оспариваемого решения незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных ООО "Сибферм" требования, суд первой инстанции исходил из того, что законодательство не предусматривает установление вида разрешенного использования "для дачного строительства" в отношении земельных участков, пользование которыми осуществляют коммерческие организации.
Не согласиться с выводами суда первой инстанции у апелляционного суда оснований не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным отказа Управления Роснедвижимости по Новосибирской области во внесении изменений в государственный земельный кадастр является одновременное несоответствие этого отказа закону или иному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям названного Федерального закона.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Деление земель по целевому назначению на категории предусмотрено пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, в их числе названы земли сельскохозяйственного назначения.
ООО "Сибферм" принадлежат на праве собственности земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 54:19:093502:805, расположенный в Новосибирском районе, Кубовинский с/с.
В материалах дела имеется свидетельства о государственной регистрации права собственности от 20.06.2009 на указанный земельный участок, в котором указано его разрешенное использование (назначение) "для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства (основной вид деятельности - овощеводство)".
Поскольку объектом земельных отношений согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами, допустимые виды разрешенного использования определяются применительно к конкретному земельному участку из категории земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения, как и другие категории земель, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования категории земель сельскохозяйственного назначения конкретизированы в статье 78 Земельного кодекса Российской Федерации и, кроме проведенного компетентным органом зонирования территорий, определяются также в зависимости от правового положения собственников, владельцев участков земель сельскохозяйственного назначения.
Пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
В отличие от прав названных выше субъектов, земли сельскохозяйственного назначения могут использовать граждане, в том числе ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Использование гражданами земель сельскохозяйственного назначения допускается также в порядке, предусмотренном статьей 81 Земельного кодекса Российской Федерации, путем предоставления земель этой категории гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям - для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства.
Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (пункт 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан" названный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.
ООО "Сибферм" указывает, что Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан" не распространяется на коммерческие организации, не содержит запрета на изменение вида разрешенного использования земельных участков для коммерческих организаций и регулирует вопросы первичного представления земельных участков гражданам для дачного строительства.
Между тем Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан" применим к отношениям по использованию дачных земельных участков, поскольку устанавливает субъектный состав лиц, которым может быть предоставлен земельный участок для дачного строительства и определяет порядок предоставления таких земельных участков.
Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан" предусматривает предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, создание соответствующих некоммерческих объединений граждан.
Следующим этапом в силу статей 12, 14 названного Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ является предоставление органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения земельных участков в собственность или на ином вещном праве.
Таким образом, нормы Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан" допускают использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке физическим лицам и некоммерческим объединениям граждан.
По смыслу положений пункта 1 статьи 16 во взаимосвязи с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ предоставление земельных участков "для размещения дачного некоммерческого объединения граждан" осуществляется после государственной регистрации некоммерческого объединения, созданного в результате учреждения либо реорганизации другого садоводческого, огороднического или дачного объединения.
Отсутствие запрета для коммерческих организаций на изменение вида разрешенного использования земельного участка на вид разрешенного использования "для дачного строительства" не означает, что таким организациям могут быть предоставлены земельные участки для указанных целей. Законом не предусмотрена сама возможность предоставления коммерческим организациям земельных участков для дачного строительства. В связи с чем, невозможно для коммерческих организаций и изменение вида разрешенного использования земельного участка на вид разрешенного использования "для дачного строительства".
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что действующим законодательством не предусмотрен упомянутый вид использования в отношении земельных участков, ранее предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства и находящихся в собственности, законном владении хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, иных коммерческих организаций.
В соответствии с порядком, установленным статьей 14 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан" допускается использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.
При обращении за внесением изменений в сведения о разрешенном использовании земельного участка у ООО "Сибферм" отсутствовали документы, подтверждающие создание соответствующего юридического лица.
На основании пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" при отсутствии документов о зонировании территории (до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки) решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой администрации с учетом результатов публичных слушаний.
Вместе с тем, такое решение не может нарушать требований Земельного кодекса Российской Федерации и федеральных законов о возможности предоставления земельных участков с конкретным видом разрешенного использования определенным категориям субъектов.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации суд при разрешении спора вправе не применять акт государственного органа или местного самоуправления, который противоречит закону.
Апелляционный суд считает, что ненормативные акты органов местного самоуправления, в том числе постановление администрации Кубовинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 28.09.2009 N 179р "Об изменении вида разрешенного использования земельных участков "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" на вид "для дачного строительства", которые изменяют вид разрешенного использования земельных участков, находящихся в собственности ООО "Сибферм", не соответствует требованиям статей 78, 81 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу, что Управление Роснедвижимости по Новосибирской области правомерно отказало ООО "Сибферм" во внесении изменений в государственный земельный кадастр об изменении вида разрешенного использования принадлежащего на праве собственности ООО "Сибферм" земельного участка площадью 1965316 кв. м, категория земель земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 54:19:093502:805.
Таким образом, являются обоснованными решения Управления Роснедвижимости по Новосибирской области от 16.11.2009 N 19/09-10478 об отказе в кадастровом учете изменений в сведениях об изменении вида разрешенного использования земельных участков при установлении несоответствия разрешенного использования принадлежащего коммерческому юридическому лицу земельного участка - "дачное строительство" требованиям закона.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, апелляционный суд приходит к выводу, что суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления ООО "Сибферм" о признании незаконными решений Управления Роснедвижимости по Новосибирской области от 16.11.2009 N 19/09-10478 об отказе в кадастровом учете изменений в сведениях об изменении вида разрешенного использования земельных участков.
Доводы апелляционной жалобы по обстоятельствам дела, проверенные судом апелляционной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права и сводятся лишь к иному, чем у суда, неверному толкованию норм действующего в проверяемый период законодательства и переоценке обстоятельств дела, в силу чего не являются основаниями для отмены по существу правильно принятого судом первой инстанции решения.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 156, п.1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Новосибирской области от 26.02.2010 года по делу N А45-215/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В.А. Журавлева |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-215/2010
Истец: ООО "Сибферм"
Ответчик: Территориальный (межрайонный) отдел N2 Управления Роснедвижимости по НСО