Совершенствование реализации права военнослужащих на обязательное
государственное страхование жизни и здоровья
Вопросы, связанные с правовым регулированием обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, уже были предметом обсуждения на страницах журнала "Право в Вооруженных Силах"*(1). Несмотря на прошедшие пятнадцать лет с момента появления этого вида страхования, общая концепция организации обязательного государственного страхования сегодня в России не сформирована. Если в 1990-х гг. наблюдалось расширение круга субъектов обязательного государственного страхования, начиная от военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и заканчивая работниками органов, проводящих приватизацию*(2) и работниками комплекса "Завидово"*(3), то в настоящее время отдельные виды обязательного государственного страхования сокращаются*(4).
Категорию застрахованных лиц, которыми являются военнослужащие, в правоотношении обязательного государственного страхования жизни и здоровья принято относить к факультативной стороне, поскольку в этом случае застрахованное лицо не является стороной, участвующей в заключении договора этого вида страхования. Качественно новый уровень правового статуса застрахованное лицо обретает с началом страховых правоотношений.
В соответствии с преамбулой, п. 2 ст. 2 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ (далее - Закон об обязательном государственном страховании военнослужащих) застрахованными по обязательному государственному страхованию являются военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудники других федеральных органов исполнительной власти.
Действующее законодательство предусматривает, что граждане (в том числе военнослужащие) могут иметь право на обязательное государственное страхование по нескольким основаниям. Например, все военнослужащие федеральной службы безопасности, проходящие военную службу по контракту, в настоящее время подлежат обязательному государственному страхованию, в том числе на основании п. 7 ст. 2 и ст. 20 Федерального закона "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контрольных органов" от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ (далее - Закон о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных органов).
Таблица страховых случаев и размеров страховых сумм по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих федеральной службы безопасности по указанным законам приведена ниже:
Статья 20 Закона о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных органов |
Статья 5 Закона об обязательном государственном страховании военнослужащих |
1) гибель (смерть) в период службы либо после увольнения, ухода в отставку, если она наступила вследствие причинения указанным лицам телесных повреждений или иного вреда их здоровью в связи с их служебной деятельностью - наследникам в разме- ре, равном 180-кратному размеру среднемесячного денежного содержания |
1) гибель (смерть) в период прохождения военной службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, после окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, военных сборов, - 25 окладов каждому выгодо- приобретателю |
2) причинение в связи со служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда их здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, - в размере, рав- ном 36-кратному размеру среднемесячного денежного содержания |
2) в случае установления инвалидности в период прохождения военной службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, после окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, военных сборов: инвалиду I груп- пы - 75 окладов; инвалиду II группы - 50 окла- дов; инвалиду III группы - 25 окладов |
3) причинение в связи со служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда их здоровью, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, не повлиявших на возможность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью, - в размере, равном 12-кратному размеру среднемесячного денеж- ного содержания |
3) в случае получения застрахованным лицом в период прохождения военной службы, военных сборов тяжелого увечья (ранения, травмы, конту- зии) - 10 окладов, легкого увечья (ранения, травмы, контузии) - 5 окладов |
Анализируя вышеуказанные нормы, следует отметить следующее. Во-первых в Законе о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных органов установлены лишь общие нормы, касающиеся обязательного государственного страхования сотрудников федеральной службы безопасности. Отсутствие механизмов реализации этих норм создает предпосылки к декларативному восприятию указанного вида страхового обеспечения военнослужащих. Во-вторых, в нормах указанных законов (иногда формально) идет речь о разных видах страховых случаев и размерах страховых сумм. В-третьих, используемая терминология и правовые механизмы обязательного государственного страхования в нормах Закона о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных органов не коррелируют с действующими специальными нормами. Например, современное законодательство не раскрывает содержание понятий "служебная деятельность сотрудника федеральной службы безопасности" или "вред здоровью сотрудника федеральной службы безопасности, исключающий дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью". Кроме этого, страховые суммы по Закону о государственной защите судей и должностных лиц правоохранительных органов должны выплачивать органы государственного страхования, хотя статус этих органов на сегодняшний день не определен.
В-четвертых, в определенных случаях возможна ситуация, при которой нормы рассматриваемых законов будут регулировать одни и те же общественные отношения. Например, гибель сотрудника в связи с его служебной деятельностью, установленная в качестве страхового случая в Законе о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных органов, скорее всего, одновременно будет являться страховым случаем и по Закону об обязательном государственном страховании военнослужащих. В такой ситуации на основе норм ст. 20 Закона о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных органов и п. 3 ст. 1 Закона об обязательном государственном страховании военнослужащих при одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований по обязательному государственному страхованию обязательное государственное страхование осуществляется только по одному основанию по выбору застрахованного лица (выгодоприобретателя).
Обобщая вышеизложенное, следует прийти к выводу о том, что в настоящее время военнослужащие федеральной службы безопасности застрахованы в рамках Закона об обязательном государственном страховании военнослужащих и фактически лишены субъективного права быть застрахованными по Закону о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных органов ввиду отсутствия правовых механизмов реализации норм. Как следствие, военнослужащие федеральной службы безопасности не имеют реальной возможности делать выбор в пользу того или иного вида обязательного государственного страхования.
В связи со сказанным выше, по нашему мнению, несправедливым на сегодняшний день представляется требование к застрахованному лицу (выгодоприобретателю) отказаться от получения страховых сумм по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья, право на которые он имеет в соответствии с иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Данный отказ предусмотрен пп. 1-5 постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 855, посвященного мерам реализации Закона об обязательном государственном страховании военнослужащих. От военнослужащего могут требовать отказаться от того, чем реально воспользоваться он не может.
Правильным в такой ситуации будет изменение требования к военнослужащему, который по одному страховому случаю имеет право на получение страховых сумм по нескольким основаниям, а именно подтвердить то, что ранее им такие выплаты не получались. В будущем, с появлением реального субъективного права на большее страховое обеспечение по другому основанию, по мнению автора, у военнослужащего остается возможность требовать получения соответствующей разницы (выплаты с учетом ранее полученной суммы).
Рассматривая вопросы совершенствования нынешней системы обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, необходимо отметить следующее. Современная социальная реформа в России имеет одной из целей перевод системы натуральных льгот в форму денежного довольствия*(5). Сегодня обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих организовано в рамках конкурентно-обязательного страхования и является одной из немногих оставшихся социальных компенсаций, предоставляемых военнослужащим в натуральном виде. Например, изменения в законодательстве, определяющем статус военнослужащего, практически привели к замене у большей части военнослужащих права бесплатного проезда на городском транспорте и права получения продовольственного пайка на денежные компенсации. Для последовательного воплощения доктрины "монетизации" льгот, при всей неоднозначности проводимых реформ, представляется необходимым поставить на обсуждение вопрос и о "монетизации" страхования путем предоставления военнослужащему права воспользоваться соответствующей денежной компенсацией в размере перечисляемого ежегодного страхового тарифа. Такой вариант позволит военнослужащему выбирать, где и на каких условиях страховать свою жизнь и здоровье, или не делать этого вовсе, повысит социальную и личную ответственность каждого, будет закономерным продолжением развития доктрины гражданского общества и социального государства. Этот подход развивал бы действующую систему обязательного государственного страхования военнослужащих примерно по такому же типу, как это организовано в армии США*(6). Страхование военнослужащих будет трансформировано из обязательного государственного в государственное (осуществляемое за счет бюджетных средств). Главная задача, которую предстоит решать, в таком случае будет связана с повышением реальной конкуренции между страховщиками, а это, в свою очередь, должно привести к улучшению качества предоставляемых страховых услуг и снижению их стоимости.
С.В. Федоров,
доцент кафедры государственно-правовых дисциплин
Калининградского пограничного института ФСБ России
"Право в Вооруженных Силах", N 11, ноябрь 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Белов В.К. Если я заболею, к врачам обращаться я... стану // Право в Вооруженных Силах. 1999. N 5; Он же. Подсудность: есть ли альтернатива? // Там же. 1999. N 9; Он же. Жизнь невозможно повернуть назад... (о действии во времени законодательных норм, регулирующих выплату страховых сумм и единовременного пособия) // Там же. 2000. N 8; Викторов В.В. Размышления (застрахованного лица) у парадного подъезда (Конституционного Суда) // Там же. 2003. N 5; Мурзин В.А. Проблемы законодательного обеспечения сохранения в тайне сведений о военнослужащих, принимающих участие в проведении контртеррористических операций // Там же. 2005. N 6; Тюрин А.И. О некоторых вопросах действия норм страхового права во времени // Там же. 2005. N 6.
*(2) Пункт 16.1 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2284).
*(3) Пункт 27 Указа Президента Российской Федерации "О Государственном комплексе "Завидово" Федеральной службы охраны России" от 18 августа 1996 г. N 1217.
*(4) Например, на основании п. 21 ст. 3 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ с 1 января 2005 г. отменено обязательное бесплатное государственное страхование граждан от риска радиационного ущерба вследствие чернобыльской катастрофы.
*(5) Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы). Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. N 1163-р.
*(6) Подробнее об этом см. например: Белов В.К. ARMED FORCES LIFE INSURANCE (о страховании жизни и здоровья военнослужащих США) // Право в Вооруженных Силах. 2001. N 2; Коровников А.В. Социальная защита военнослужащих в зарубежных государствах: правовое регулирование. М., 1997.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Совершенствование реализации права военнослужащих на обязательное государственное страхование жизни и здоровья
Автор
С.В. Федоров - доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Калининградского пограничного института ФСБ России
"Право в Вооруженных Силах", 2006, N 11