Комментарий к письму Минфина РФ
от 27 октября 2006 г. N 03-06-05-03/36
В главе Налогового кодекса об "игорном" налоге установлены жесткие рамки для сроков, в которые фирма должна уведомить инспекцию об установке или выбытии игровых объектов. Однако при всей четкости формулировок эти ограничения не всегда просто применить на практике. Как, к примеру, рассчитывать срок в рабочих днях той фирме, где общих выходных попросту не бывает? А ведь именно по такому графику работает большинство залов игровых автоматов. Или, скажем, будет ли нарушением вывоз автомата в тот же день, когда в налоговую подано заявление о его выбытии? Ведь "азартный" бизнесмен все равно не вправе использовать объект после этого. Ответам на эти вопросы и посвящены опубликованные разъяснения финансистов.
Вспомним теорию
Любой из объектов, подвластных "игорному" налогу, необходимо заблаговременно зарегистрировать в инспекции. То есть не позже чем за два рабочих дня до того, как игровой стол или автомат, касса тотализатора или букмекерской конторы будут установлены и начнут приносить доход. Для этого есть специальная форма заявления (утв. приказом Минфина России от 24.01.2005 N 8н*(1)).
Такой же срок - не меньше двух рабочих дней - должен пройти и до момента выбытия игрового объекта, считая с даты подачи заявления в налоговую инспекцию (форма N 29-2, утв. приказом МНС России от 08.01.2004 N ВГ-3-22/5*(2)).
Причем определения такого понятия, как "рабочий день", Налоговый кодекс не содержит. Финансисты в комментируемом документе отметили, что для расшифровки этого термина нужно обратиться к трудовому законодательству. И считать рабочими те дни, которые не относят к выходным или праздничным по нормам Трудового кодекса.
А что на практике?
Что касается нерабочих праздничных дней, то они установлены статьей 112 Трудового кодекса. Правда, возможность работы в эти дни кодексом не исключена. Однако, судя по опубликованным разъяснениям, учитывать их как рабочие при регистрации (снятии с учета) игровых объектов фирма все-таки не вправе. Даже если она в эти дни и вела деятельность.
Сложнее при "бесперебойной" работе фирмы решить вопрос о том, какие дни считать для нее выходными. Дело в том, что в отличие от праздников эти дни как единые по стране в законодательстве не зафиксированы. Правда, в статье 111 Трудового кодекса указано, что общим выходным днем является воскресенье. Но эта норма не распространяется на фирмы, которые работают ежедневно. Для них предусмотрено отдельное положение: работодатель обязан позаботиться о сотрудниках, устанавливая им дни отдыха по очереди. То есть кодекс содержит информацию только о выходных днях персонала, которые в данной ситуации будут различными для разных групп работников. Относительно же общих выходных для всей фирмы, работающей ежедневно, в нем ничего не сказано. Получается, в данной ситуации фирма может считать рабочими все дни, кроме праздничных дат. И исходя из этого отсчитывать требуемый двухдневный срок до установки или списания игрового объекта.
Следует также иметь в виду, что датой начала или окончания использования объекта нужно считать день подачи заявления в инспекцию. Именно это число месяца следует учитывать при расчете "игорного" налога (письма Минфина России от 21.09.2006 N 03-06-05-03/31*(3), от 01.09.2006 N 03-06-05-03/25*(3)). Таким образом, учет всех дней (кроме праздничных) в качестве рабочих не повлияет на расчет самого налога. Хотя некоторую выгоду владельцу, например, игрового зала принести все-таки может.
Пример
8 декабря 2006 года ООО "Фортуна" подало в инспекцию заявление об установке двух новых игровых автоматов. Ставка "игорного" налога за один автомат в регионе, где работает фирма, - 1500 руб. Игровой зал "Фортуны" открыт ежедневно. Поэтому фирма посчитала правомерным установить автоматы уже в воскресенье, 10-го декабря. В то время как при шестидневной рабочей неделе это было бы возможно только в понедельник 11-го декабря, а при пятидневной - 12-го декабря. Иначе говоря, не принимая в расчет выходные, "Фортуна" имеет возможность получать дополнительный доход в течение 1-2 дней.
Тем не менее на расчете налога день фактической установки новых автоматов никак не отразится, ведь здесь важна только дата подачи заявления. При уведомлении инспекции об установке игровых объектов до 15-го числа к ним нужно применять полную ставку налога за этот месяц. Поэтому налог по новым игровым автоматам за декабрь составит:
2 авт. х 1500 руб. = 3000 руб.
Обратите внимание: в следующем году вопрос о том, какие дни относить к рабочим при регистрации или выбытии игровых объектов, отпадет сам собой. С 1 января 2007 года указание на рабочие дни в статье 366 Налогового кодекса будет исключено.
Логика грозит штрафами
Вопрос о том, вправе ли фирма вывезти игровой объект из зала в день подачи заявления о его выбытии, заслуживает особого внимания. С одной стороны, финансисты настаивают на списании объекта с той даты, когда фирма уведомила об этом инспекцию. Причем подтверждает их позицию и постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.03.2006 N 11390/05. Если игорное заведение использует объект после подачи заявления, это равносильно эксплуатации незарегистрированного объекта. Надо ли напоминать, что фирме за это придется заплатить серьезный штраф - трехкратную сумму налога за каждого "нелегала" (п. 7 ст. 366 НК РФ).
С другой стороны, именно потому, что объект больше нельзя использовать, было бы логично сразу избавиться от него. Но, увы, и это невозможно, пока не пройдут положенные два дня. Ведь в таком случае фирма снова формально нарушит правила регистрации факта изменения количества объектов. А это также наказуемо трехкратной ставкой "игорного" налога.
Возможно, и данное несовершенство "игорных" правил налогообложения со временем устранят. Однако пока разумнее выполнять требования Налогового кодекса, чтобы не давать инспекторам формальных поводов для штрафа.
О.В. Саволюк,
эксперт "НА"
"Нормативные акты для бухгалтера", N 23, декабрь 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Документ опубликован в "НА" N 4, 2005.
*(2) Документ опубликован в "НА" N 6, 2004.
*(3) Документ опубликован в "НА" N 21, 2006.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.