Совершенствование номенклатуры статей затрат
в железнодорожном строительстве
Важнейшим условием получения достоверной информации о себестоимости продукции является детализация состава производственных затрат. Важным условием получения информации о себестоимости строительных работ является четкое определение состава производственных затрат.
Планирование и учет затрат по статьям калькуляции позволяет группировать расходы по целевому назначению на непосредственно связанные с производством продукции, обусловленные процессами управления, реализации и т.д. Так, основным назначением группировки затрат является стремление объединить различные по характеру затраты соответственно их роли в процессе производства и образования себестоимости продукции.
Точность расчета себестоимости зависит от полноты и обоснованности затрат, включаемых в ее состав. Существовавшая ранее тенденция сокращения номенклатуры калькуляционных статей затрат проводилась при недостаточной степени автоматизации учетных работ. В современных условиях, когда одним из требований, предъявляемых к учету, является получение большого числа аналитических показателей, а более совершенные методы учета предполагают и более трудоемкую обработку информации с использованием вычислительной техники, прогрессивным направлением совершенствования методики калькулирования затрат является разукрупнение отдельных комплексных статей затрат и, в первую очередь, выделение из их состава расходов, которые могут быть прямо включены в себестоимость объекта железнодорожного строительства. Отмеченная тенденция является определяющей при построении номенклатуры статей затрат.
В то же время с регламентацией процессов формирования затрат и установлением их оптимального состава непосредственно связано принятие обоснованных управленческих решений. Так, без четкого разграничения калькуляционных статей невозможно получить прозрачную картину того, что в действительности оказывает влияние на возрастание себестоимости объектов железнодорожного строительства. Данное обстоятельство существенно затрудняет принятие управленческих решений в данной области и приводит к снижению прибыльности деятельности строительной организации.
Существующие сегодня способы группировки статей затрат в железнодорожном строительстве не в полной мере соответствуют возросшим потребностям управления строительными организациями. Отдельные укрупненные статьи включают в себя затраты, имеющие различное экономическое содержание. Действующая типовая номенклатура калькуляционных статей не представляет всей, необходимой для руководства строительной организации, управленческой информации и может быть использована в управленческих целях только после дополнительного анализа и обработки.
Критическое изучение структуры затрат в железнодорожном строительстве показало, что рыночные процессы внесли существенные изменения в требования к составу калькуляционных статей. Важно отметить, что классификация затрат предопределяется содержанием и структурой занятого в железнодорожном строительстве живого и овеществленного труда, характером услуг, оказываемых ему другими отраслями экономики. Хотя в основу построения существующей номенклатуры калькуляционных статей положена степень участия различных затрат в осуществлении процессов строительства и монтажа, она не учитывает общие проблемы в деятельности строительных организаций, ставшие особенно актуальными в период становления рыночной экономики, к которым необходимо привлекать особое внимание управляющего персонала.
В частности, комплексный характер статей не позволяет четко разграничить ответственность за отдельные составляющие себестоимости строительной продукции, увязав величину расходов с деятельностью конкретных менеджеров. Тот факт, что калькуляционные статьи содержат в себе элементы как переменных, так и постоянных расходов, делает невозможным использование информации, собранной в разрезе статей калькуляции, для многих оперативных управленческих решений.
Классификация затрат по статьям калькуляции должна учитывать потребности нормативного учета, а также давать возможность для реализации такого важного инструмента управления затратами, как бюджетирование. Эффективность текущего контроля расходов в значительной мере зависит от правильной организации постатейного учета затрат.
Проведенные исследования показали, что увеличивается потребность в большей аналитичности учета, и, следовательно, в увеличении количества номенклатурных статей и субстатей учетной номенклатуры затрат. В то же время планирование затрат строительных организаций зачастую осуществляется в разрезе обобщенных статей номенклатуры затрат, аналитичность которых намного уже учетных. Необходимо разработать состав статей калькуляции таким образом, чтобы он позволял организовать учет затрат по местам их возникновения и центрам ответственности, привязав динамику отдельных статей к действиям конкретных менеджеров. В этих целях мы выделяем из ряда калькуляционных статей переменную и постоянную части в качестве самостоятельных статей калькуляции, в результате чего появляется возможность формировать учет по статьям калькуляции таким образом, чтобы затраты, которые можно прямо отнести на себестоимость конкретных видов работ, учитывались обособленно от постоянных накладных расходов строительной организации.
Для повышения аналитичности, оперативности учета и усиления контроля за формированием себестоимости необходимо пересмотреть методы организации аналитического учета и состав калькуляционных единиц в организациях железнодорожного строительства. С этой целью нами разработаны рекомендации к содержанию калькуляционных статей (см. табл. 1), использование которых позволит качественно улучшить информационную базу для принятия целого ряда управленческих решений.
Таблица 1
Рекомендации к содержанию калькуляционных статей
Рекомендации к содержанию калькуляционных статей |
Возможности использования в управлении | |
1 | Возможность оценки и нормирования | Организация нормативного учета и бюджетного планиро- вания |
2 | Разграничение прямых и косвенных расхо- дов |
Формирование информации о прямой себестоимости объекта калькулирования |
3 | Раздельное отражение переменных и пос- тоянных расходов |
Принятие оперативных управленческих решений на основе информации об удельных расходах |
4 | Разграничение расходов, находящихся под контролем разных менеджеров |
Организация учета по центрам ответственности и бюджетного планирования |
5 | Выделение условно-постоянных и условно- переменных накладных расходов |
Выявление причинно-следственных связей между накладными расходами и объектами калькулирования, более точный подсчет полной себестоимости |
Предложенная номенклатура калькуляционных статей, основанная на соблюдении единства калькуляционных признаков, более полно учитывает особенности железнодорожного строительства в современных условиях (см. табл. 2).
Таблица 2
Классификация статей затрат в железнодорожном строительстве
Типовая классификация | Предлагаемая классификация |
Материалы | Материалы |
Транспортные расходы по доставке материалов | |
Расходы на оплату труда рабочих | Расходы на оплату труда производственного персонала |
Отчисления на социальные нужды | |
Расходы на содержание и эксплуатацию строительных машин и механизмов |
Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, оборудования и инвентаря |
Накладные расходы | Административно-управленческие расходы |
Накладные расходы структурных подразделений | |
Общестроительные накладные расходы | |
Расходы по организации работ на строительных площадках | |
Охрана окружающей среды | |
Прочие накладные расходы |
В построение разработанной и предложенной номенклатуры статей были заложены следующие принципы:
- раздельное отражение условно-переменных и условно-постоянных статей расходов;
- возможность планирования и оперативного контроля затрат по местам их возникновения и центрам ответственности;
- упрощение состава затрат, входящих в отдельные калькуляционные статьи для возможности ежемесячного планирования и анализа без осуществления дополнительных расчетов и выборок первичных документов;
- возможность организации нормативного учета и бюджетного планирования по выделенным статьям затрат;
- возможность планирования, учета и контроля накладных расходов.
Использование данного состава калькуляционных статей заметно повышает информационное качество системы учета затрат в железнодорожном строительстве, поскольку такая группировка позволяет усилить аналитичность учета, что необходимо для обоснованного принятия управленческих решений.
Рекомендуемая классификация затрат в организациях железнодорожного строительства позволяет:
- усилить аналитическую и информационную функцию бухгалтерского учета в целях принятия обоснованных управленческих решений;
- установить прямую связь между затратами и определяющим их объемом строительных работ, а также с условиями их осуществления;
- создать необходимые условия для анализа и контроля за затратами;
- более обосновано относить условно-переменные расходы на себестоимость конкретных работ (правильно распределять фактические затраты между отдельными видами строительно-монтажных работ);
- повысить заинтересованность строительных организаций в сокращении расходов на управление и обслуживание предприятия;
- проводить поиск резервов экономии ресурсов.
Таким образом, при незначительном увеличении объема учетных работ возрастает аналитическая ценность получаемой информации, которая необходима для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений. Данное предложение сопряжено с увеличением объема информации, но его несложно реализовать при использовании программных продуктов, позволяющих автоматизировать такую работу.
Предлагаемая классификация статей затрат позволяет более полно получать необходимую информацию для управленческого персонала организаций железнодорожного строительства.
При разработке калькуляций существенное значение имеет правильный выбор калькуляционной единицы, которая должна давать возможность реального сопоставления затрат не только со сметными (плановыми или нормативными) показателями, но и с издержками по другим идентичным объектам строительства, а также с затратами прошедшего периода.
В качестве калькуляционных единиц в железнодорожном строительстве целесообразно применять такие показатели, как 1 кубометр земляного полотна, 1 км верхнего строения пути, 1 кубометр бетона и т.д.
В железнодорожном строительстве строящиеся объекты находятся на значительном удалении друг от друга, в связи с чем в общей сумме косвенных затрат значительный удельный вес занимают транспортные расходы организации. В то же время стоимость транспортных расходов по доставке материальных ресурсов до объектов строительства может значительно отличаться (в зависимости от расстояния до ближайших баз материально-технического снабжения). В целях более эффективного их учета и распределения мы предлагаем ввести самостоятельную статью "Транспортные расходы по доставке материалов".
Из статьи "Расходы на оплату труда" мы предлагаем выделить в самостоятельную статью "Отчисления на социальные нужды" в целях разграничения расходов на выплату заработной платы работников и отчислений во внебюджетные фонды.
Особого внимания заслуживает такая статья затрат, как "Накладные расходы". Накладные расходы возникают на самых разных уровнях строительной организации и оказывают значительное влияние на себестоимость объекта строительства, в связи с чем, требуют особого внимания со стороны управленческого персонала.
Так, прежде всего, они делятся на производственные и непроизводственные. Производственные накладные расходы могут возникать на уровне участка, отдельного объекта строительства, а также одновременно относиться к нескольким структурным подразделениям строительной организации либо объектам. Общий учет этих расходов не учитывает места и условия их возникновения, не позволяет формировать информацию о реальной себестоимости, искажает данные о производственных издержках на конкретные виды готовой строительной продукции. По своему характеру производственные накладные расходы, в основной своей массе, относятся к условно-переменным, что означает возможность проследить их причинно-следственную связь с конкретными объектами калькулирования. С другой стороны, непроизводственные накладные расходы по большей части не имеют прямой зависимости от деловой активности организации и являются постоянными либо условно-постоянными; их распределение между объектами калькулирования производится на основе общих традиционных ставок распределения, связанных с физическими объемами строительного производства. В целях усиления контроля за формированием накладных расходов и правильным их распределением мы предлагаем выделить из состава накладных расходов в самостоятельную статью "Административно-управленческие расходы". Что касается производственных накладных расходов, то, по нашему мнению, необходимо организовать раздельный учет составляющих их затрат в части, которую можно непосредственно связать с конкретными структурными подразделениями организации железнодорожного строительства и общестроительных накладных расходов.
Исследование действующей практики показывает, что со строительством каждого нового объекта железной дороги связан целый ряд расходов по новой организации производства, передислокации строительных машин и механизмов, перебазированию рабочей силы и техники, строительству временных сооружений, складских помещений, созданию условий труда и т.д. Указанные расходы играют значительную роль в себестоимости строительной продукции. Их высокий уровень вызывает, по нашему мнению, необходимость выделения в отдельную самостоятельную статью калькуляции "Расходы по организации работ на строительных площадках".
Значительное влияние на объемы строительно-монтажных работ и себестоимость объекта строительства оказывают природно-географические и климатические условия, степень обжитости района строительства и наличие в нем развитой индустриальной базы. Одновременно, существенное влияние на себестоимость объекта железнодорожного строительства оказывают необходимые мероприятия по охране окружающей среды. Согласно действующему законодательству, ни один проект строительства не может быть реализован без положительного заключения экологической экспертизы. В соответствии с этим целесообразно выделить из состава "Накладных расходов" такую статью калькуляции, как "Охрана окружающей среды". В результате можно будет более точно и достоверно учитывать и планировать данные расходы, осуществлять контроль за их формированием.
Г.А. Адамова
"Консультант бухгалтера", N 10, октябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru