Характеристика изменений, внесенных в Трудовой кодекс
Российской Федерации
Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 90-ФЗ) внесены многочисленные изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Федеральный закон N 90-ФЗ был опубликован в журнале "Собрание законодательства Российской Федерации" 3 июля 2006 года (N 27, статья 2878), а в "Российской газете" - 7 июля 2006 года (N 146).
Так как журнал "Собрание законодательства Российской Федерации", в отличие от "Российской газеты", не является ежедневным изданием, дата выхода которой всегда совпадает с датой, когда опубликованный в ней закон реально доходит до адресатов, то датой официальной публикации Федерального закона N 90-ФЗ следует считать дату его опубликования в "Российской газете". Следовательно, внесенные изменения вступают в силу с 6 октября 2006 года, на что указано в письме Минздравсоцразвития России от 25 июля 2006 г. N 1556-12.
Изменениям подвергнуты более 300 статей кодекса, значительное число которых изложены в новой редакции. Кроме того, новая редакция ТК РФ дополнена некоторыми статьями с их нумерацией через точку - 60.1, 60.2, 72.1, 72.2 и др.
Исправлены многочисленные неточности и противоречия, которыми "грешат" первые редакции кодексов. При этом исправлены противоречия как в самом Кодексе, так и между Кодексом и иными нормативными правовыми актами.
В полной мере действие ТК РФ распространено на индивидуальных предпринимателей, использующих в своей деятельности труд наемных сотрудников. В связи с этим во всем тексте Кодекса понятие "организация" заменено на "работодателя". Индивидуальным предпринимателям в том числе предоставлено право ведения трудовых книжек работников, проработавших у них свыше 5 дней и для которых место работы у индивидуального предпринимателя является основным. Сами лица, занятые у индивидуальных предпринимателей, пользуются всеми правами, гарантиями и компенсациями, предусмотренными трудовым законодательством. Могут индивидуальным предпринимателем заключаться также и коллективные договоры с представительным органом работников.
Вместе с этим, по-прежнему право ведения трудовых книжек не предоставлено физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями. Документом, подтверждающим время работы у работодателя - физического лица, как и ранее является заключенный сторонами и зарегистрированный в органе местного самоуправления по месту жительства письменный договор.
Федеральным законом N 90-ФЗ признаны не действующими на территории Российской Федерации 39 нормативных правовых актов бывшего СССР или отдельных их положений, а также признаны утратившими силу 16 нормативных правовых актов Российской Федерации (в том числе Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях" и Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации") или их отдельные положения.
Иные нормативные правовые акты в сфере трудового законодательства, принятые до 1 февраля 2002 года (даты вступления в силу ТК РФ), включая и документы бывшего СССР, могут применяться в той части, в которой они не противоречат ТК РФ. На это по-прежнему указывает статья 423 ТК РФ.
Нормативное регулирование вопросов трудового законодательства
Согласно изменениям, внесенным в значительное число статей ТК РФ, допускается регулирование трудового законодательства в том числе и иными (а не только принятыми в сфере законодательства о труде) нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. К ним, в частности, можно отнести отдельные федеральные законы (от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе", от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и др.), законы субъектов Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
Также трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами (положениями и др.), содержащими нормы трудового права. При этом права принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, лишены только работодатели из числа физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Как и ранее, при принятии локальных нормативных актов, работодатель обязан в установленном статьей 372 ТК РФ порядке учитывать мнение представительного органа работников. При этой такой учет интересов обязателен в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договоров, соглашениями.
В случае, если действующими в организации коллективными договорами, соглашениями предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников, такое согласование является обязательным. Если данное правило будет нарушено, принятые без согласования с представительным органом работников локальные акты применяться не должны, на что указано в статье 8 ТК РФ.
Исходя из анализа принятых изменений можно утверждать, что в статье 5 ТК РФ определена несколько иная градация нормативных правовых актов в сфере труда - непосредственно трудовое законодательство; иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права; локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.
К задачам трудового законодательства в соответствии с новой редакцией статьи 1 ТК РФ отнесено также правовое регулирование отношений по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.
К основаниям, по которым граждане не могут быть ограничены в трудовых правах и свободах, отнесено также "семейное положение". Исходя из этого, любому из граждан не может быть отказано в трудоустройстве на работу по тому основанию, что он женат (замужем), имеет или не имеет детей.
Несмотря на то обстоятельство, что из статьи 3 ТК РФ исключены положения, позволяющие обращаться гражданам за защитой своих прав в органы федеральной инспекции труда, рассмотрение соответствующих заявлений граждан и их прием указанными органами закреплены в статье 356 ТК РФ. Согласно возложенным на нее задачам федеральная инспекция труда ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.
Согласно новой редакции статьи 4 ТК РФ к принудительному труду отнесена также работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с положениями самого Трудового кодекса Российской Федерации или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:
нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;
возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности, необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.
Наряду с этим принудительный труд не включает в себя:
работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;
работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;
работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;
работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.
Необходимо учитывать, что в новой редакции ТК РФ работодателю предоставлено право привлекать работников в отдельных случаях к выполнению трудовых обязанностей в сверхурочное время, а также в выходные и нерабочие праздничные дни даже без их согласия. В таких случаях привлечение к работе в строго оговоренных ТК РФ случаях не считается принудительным трудом.
Согласно новой редакции статьи 11 ТК РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
Например, в отношении федеральных государственных гражданских служащих применению подлежат следующие нормативные правовые акты:
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ);
Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 110 "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 111 "О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)";
Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 113 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим";
Указ Президента Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. N 159 "О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 30 мая 2005 г. N 609 "Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела" и др.
По-прежнему, трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц:
военнослужащих - при исполнении ими обязанностей военной службы;
членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);
лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера;
других лиц, если это установлено федеральным законом.
Вопросы социального партнерства в сфере трудового законодательства
Согласно уточнениям, внесенным в статью 26 ТК РФ, уровни социального партнерства дополнены межрегиональным, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации.
Исходя из указанных изменений, к представителям работников отнесены также создаваемые в установленном порядке межрегиональные профсоюзы.
Необходимо учитывать, что согласно новой редакции статьи 30 ТК РФ первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, которые установлены ТК РФ, - интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.
Таким образом, в общем случае представление интересов работников, не являющихся членами профсоюза, первичной профсоюзной организацией является ограниченным. И только в том случае, если не являющиеся членами профсоюза работники уполномочат орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений, профсоюз может "расширить" представление интересов указанной категории сотрудников.
В случаях, когда работники соответствующего работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в установленном порядке представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).
В свою очередь в качестве представителя работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем может выступать руководитель организации или уполномоченные им лица, определяемые в соответствии с нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и (или) локальными нормативными актами.
Как отмечалось ранее, коллективный договор подлежит заключению также между выступающим в качестве работодателя индивидуальным предпринимателем и занятыми у него работниками. Соответствующие изменения внесены в статью 40 ТК РФ. В данном случае интересы работодателя представляет сам индивидуальный предприниматель или уполномоченные им (в том числе локальными нормативными актами) лица, а от имени работников выступает представительный орган (профсоюз или др.), определяемый в соответствии с положениями статьи 37 ТК РФ.
Согласно изменениям, внесенным в статью 35 ТК РФ, отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
На локальном уровне, а именно на уровне организации, образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.
Новая редакция ТК РФ дополнена статьей 35.1, определяющей порядок участия органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда.
В частности, на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления возложены обязанности по обеспечению условий для участия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (в случаях, когда такие комиссии на соответствующем уровне социального партнерства не образованы, - соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда.
В целях реализации указанных положений проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются органами власти на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) и объединениям работодателей).
Решения соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или мнения их сторон (заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
В новой редакции ТК РФ несколько уточнен порядок ведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора между работодателем и представительным органом трудового коллектива.
Так, днем начала соответствующих переговоров согласно статье 36 ТК РФ признан день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров ответа другой стороны. Эта сторона в свою очередь при получении предложения в письменной форме о начале коллективных переговоров обязана вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ. В данном ответе в обязательном порядке должны быть указаны представители от своей стороны для участия в работе комиссии и их полномочия.
Той же статьей 36 ТК РФ установлен запрет на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, особо предусмотренных ТК РФ.
Порядок представления интересов работников в коллективных переговорах относительно подготовки, заключения или изменения коллективного договора регулируется положениями статьи 37 ТК РФ. При этом исключительные права по представлению интересов работников принадлежат первичной профсоюзной организации, объединяющей более половины работников организации (индивидуального предпринимателя), - она вправе направить соответствующее предложение работодателю без предварительного создания единого представительного органа.
Согласно изменениям, внесенным в статью 40 ТК РФ, отдельный коллективный договор может заключаться в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации. В данных случаях при ведении соответствующих переговоров от имени работодателя выступает лицо, наделенное соответствующими полномочиями работодателем. В качестве данного лица может выступать руководитель соответствующего подразделения или иное лицо. Правом же представлять интересы работников наделяется представитель работников соответствующего подразделения, определяемый согласно статье 37 ТК РФ.
Необходимо также учитывать, что в соответствии со статьей 43 ТК РФ действие коллективного договора, заключенного в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении, распространяется исключительно на работников соответствующего подразделения.
Согласно изменениям, внесенным в статью 41 ТК РФ в коллективный договор предложено включать условия, касающиеся частичной или полной оплаты питания работников, а также информирования работников о выполнении положений коллективного договора.
В полной мере действие коллективного договора сохраняет свою силу не только в случаях изменения наименования организации и расторжения трудового договора с руководителем организации, но также и в случае реорганизации организации в форме преобразования. Ранее в случае преобразования организации коллективный договор сохранял свое действие в течение только срока реорганизации. Таким образом, если при проведении реорганизации стороны трудовых отношений не сочтут нужным добиваться принятия нового коллективного договора, применяться в полной мере могут положения ранее действующего (до реорганизации) договора.
При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие, как и ранее, в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности.
При реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения коллективный договор сохраняет свое действие только лишь в течение всего срока реорганизации.
На иных уровнях социального партнерства в сфере трудового законодательства заключаются не договоры, а соглашения. При этом к указанным соглашениям отнесены также межотраслевые, устанавливающие общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам нескольких отраслей. Система принимаемых в настоящее время соглашений закреплена в новой редакции статьи 45 ТК РФ.
Порядок, сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения в соответствии со статьей 47 ТК РФ определяются комиссией. Указанная комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров, а также предложить им формы возможного участия в коллективных переговорах. Работодатели, получившие указанное уведомление, обязаны проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
Действие заключенных в установленном порядке соглашений распространяется в отношении:
всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. При этом прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. В свою очередь работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;
работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;
органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.
В отношении работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, соглашение действует также в случае, когда оно заключено от их имени соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления.
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями.
В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.
По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.
Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами.
Для информации читателей, в настоящее время приняты и действуют следующие соглашения:
Генеральное соглашение от 29 декабря 2004 года между Общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005-2007 годы;
Отраслевое соглашение между ЦК Профсоюза трудящихся военных и специализированных строительных организаций Российской Федерации и Службой расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации на 2006-2008 годы (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 7 июля 2006 г., регистрационный номер N 2022-ТЗ);
Отраслевое соглашение по учреждениям, организациям, предприятиям Российской академии медицинских наук на 2006-2008 годы (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 29 июня 2006 г., N 1903-ТЗ);
Федеральное отраслевое соглашение по агропромышленному комплексу Российской Федерации на 2006 - 2008 годы (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 16 июня 2006 г. N 1777-ТЗ);
Федеральное отраслевое соглашение по организациям бюджетной сферы внутреннего водного транспорта Российской Федерации на 2006-2008 годы (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 7 июня 2006 г. N 1646-ТЗ);
Отраслевое тарифное соглашение по организациям пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на 2006-2008 годы (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 30 мая 2006 г. N 1531-ТЗ);
Отраслевое тарифное соглашение по организациям тракторного и сельскохозяйственного машиностроения России на 2006-2008 годы (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 27 апреля 2006 г. N 1182-ТЗ);
Отраслевое тарифное соглашение по горно-металлургическому комплексу на 2006-2008 годы (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 21 апреля 2006 г. N 1112-ТЗ);
Отраслевое соглашение по организациям текстильной, легкой и фарфоро-фаянсовой промышленности Российской Федерации на 2006-2008 годы (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 4 апреля 2006 г. N 907-ТЗ);
Федеральное отраслевое соглашение по организациям информационных технологий и связи Российской Федерации на 2006-2008 годы (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 29 марта 2006 г. N 839-ТЗ);
Отраслевое соглашение по центральному аппарату и территориальным органам Федеральной службы судебных приставов на 2006-2008 годы (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 22 марта 2006 г. N 745-ТЗ);
Отраслевое соглашение по учреждениям и организациям, находящимся в ведении Федерального агентства по образованию (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 13 марта 2006 г. N 646-ТЗ);
Отраслевое тарифное соглашение между ЦК Профсоюза машиностроителей Российской Федерации и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии на 2006-2008 годы (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 13 марта 2006 г., N 645-ТЗ);
Федеральное межотраслевое соглашение по промышленности обычных вооружений и промышленности боеприпасов и спецхимии Российской Федерации на 2006-2008 годы (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 9 марта 2006 г., N 612-ТЗ);
Федеральное отраслевое соглашение по лесопромышленному комплексу Российской Федерации на 2006-2008 годы (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 9 марта 2006 г., N 613-ТЗ);
Федеральное отраслевое соглашение по речному транспорту на 2005-2008 годы (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 10 февраля 2006 г., N 351-ТЗ);
Федеральное отраслевое соглашение по радиоэлектронной промышленности на 2006-2008 годы (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 10 февраля 2006 г., N 350-ТЗ);
Федеральное соглашение по органам и организациям Федеральной службы государственной статистики на 2006-2008 годы (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 11 января 2006 г., N 38/06-08);
Отраслевое соглашение по Российской академии наук на 2003-2005 годы (прошло уведомительную регистрацию в Минтруде России 20 июня 2003 г., N 4835-ВЯ), действие которого продлено на 2006-2008 годы в соответствии с письмом Роструда от 7 февраля 2006 г. N 311-ТЗ;
Отраслевое соглашение по организациям, учреждениям, подразделениям и органам внутренних дел Российской Федерации на 2006-2008 годы (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 11 января 2006 г., N 39/06-08);
Отраслевое соглашение по организациям судостроительной промышленности Российской Федерации на 2006-2008 годы (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 7 декабря 2005 г., N 36/06-08);
Отраслевое соглашение по организациям, подразделениям и органам Федеральной миграционной службы на 2005-2007 годы (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 7 декабря 2005 г., N 35/05-07);
Отраслевое тарифное соглашение по организациям жилищно-коммунального хозяйства, газификации и эксплуатации газового хозяйства Российской Федерации на период с 01.01.2005 по 31.12.2007 гг. (прошло уведомительную регистрацию в Минтруде России 26 мая 2004 г., N 2685-ВЯ), которое применяется в редакции изменений и дополнений, зарегистрированных Рострудом 6 декабря 2005 г., N 34/05-07;
Отраслевое соглашение по органам, учреждениям, предприятиям Федеральной службы исполнения наказаний на 2005-2007 годы (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 31 октября 2005 г., N 30/05-07);
Отраслевое соглашение по федеральным государственным унитарным протезно-ортопедическим предприятиям, подведомственным Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию, на 2005-2007 годы (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 31 октября 2005 г., N 33/05-07);
Отраслевое соглашение по организациям в сфере здравоохранения, подведомственным Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию, на 2005-2007 годы (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 31 октября 2005 г., N 32/05-07);
Отраслевое соглашение по таможенным органам Российской Федерации на 2005-2007 годы (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 31 октября 2005 г., N 31/05-07);
Отраслевое соглашение по государственным учреждениям, подведомственным Федеральной службе по труду и занятости, на 2005-2007 годы (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 17 августа 2005 г., N 29/05-07);
Отраслевое соглашение по учреждениям образования, подведомственным Федеральному агентству железнодорожного транспорта, на 2005-2007 годы (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 20 июня 2005 г., N 28/05-07);
Тарифное соглашение между Профсоюзом работников предприятий с иностранными инвестициями Российской Федерации и Ассоциацией совместных предприятий, международных объединений и организаций на 2005-2007 годы (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 17 мая 2005 г., N 27/05-07);
Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2005-2007 годы;
Отраслевое тарифное соглашение по организациям и предприятиям сферы бытового обслуживания населения на период с 01.01.2005 по 31.12.2007 гг. (прошло уведомительную регистрацию в Минздравсоцразвития России 17 мая 2005 г., N 25/05-07);
Отраслевое тарифное соглашение по машиностроительному комплексу Российской Федерации на 2005-2007 годы (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 17 мая 2005 г., N 24/5-07);
Федеральное отраслевое соглашение между Федеральным агентством по культуре и кинематографии и Российским профсоюзом работников культуры на 2005-2007 годы (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 16 марта 2005 г., N 20/05-07);
Отраслевое соглашение по атомной энергетике, промышленности и науке на 2005-2007 годы (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 16 марта 2005 г., N 19/05-07);
Отраслевое соглашение по системе органов прокуратуры Российской Федерации на 2005-2007 годы (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 15 марта 2005 г., N 18/05-07);
Отраслевое соглашение по организациям Российской оборонной спортивно-технической организации - РОСТО (ДОСААФ) на 2005-2007 годы (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 15 марта 2005 г., N 15/05-07);
Отраслевое соглашение по организациям нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства объектов нефтегазового комплекса Российской Федерации на 2005-2007 годы (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 15 марта 2005 г., N 17/05-07);
Отраслевое соглашение по организациям Федерального архивного агентства на 2005-2007 годы (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 15 марта 2005 г., N 16/05-07);
Федеральное отраслевое соглашение по организациям печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций на 2004-2006 годы (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 11 марта 2005 г., N 10/04-06);
Отраслевое тарифное соглашение по организациям химической, нефтехимической, биотехнологической и химико-фармацевтической промышленности Российской Федерации на 2005-2006 годы (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 11 марта 2005 г., N 9/05-06);
Отраслевое тарифное соглашение в гражданской авиации России на 2004-2006 годы (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 11 марта 2005 г., N 11/04-06);
Отраслевое соглашение по организациям текстильной, легкой и фарфоро-фаянсовой промышленности Российской Федерации на 2005-2007 годы (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 11 марта 2005 г., N 14/04-06);
Отраслевое соглашение между Профсоюзом работников машиностроения Российской Федерации и Федеральным космическим агентством на 2005-2007 годы (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 11 марта 2005 г., N 13/05-07);
Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике Российской Федерации на 2005-2006 годы (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 17 февраля 2005 г., N 1/05-06), которое применяется в редакции Соглашения, заключенного 11 марта 2005 г. и зарегистрированного Рострудом 22 марта 2005 г., N 21/05-06;
Отраслевое тарифное соглашение по транспортному строительству на 2004-2006 годы (прошло уведомительную регистрацию в Минтруде России 17 октября 2003 г., N 8010-ВЯ), которое применяется в редакции дополнений и изменений, зарегистрированных Рострудом 11 марта 2005 г., N 12/04-06;
Отраслевое тарифное соглашение по специальному строительству Российской Федерации на 2005-2007 годы (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 5 марта 2005 г., N 3/05-07);
Федеральное отраслевое соглашение по авиационной промышленности Российской Федерации на 2005-2007 годы (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 5 марта 2005 г., N 2/05-07);
Федеральное соглашение между Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму и Российским профсоюзом работников культуры на 2005-2007 годы (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 5 марта 2005 г., N 6/05-07);
Отраслевое тарифное соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2005-2007 годы (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 2 марта 2005 г., N 8/05-07);
Отраслевое соглашение по аппаратам федеральных судов общей юрисдикции, органам и учреждениям системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации на 2005-2007 годы (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 1 марта 2005 г., N 7/05-07);
Федеральное отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2005-2007 годы (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 28 февраля 2005 г., N 5/05-07);
Отраслевое тарифное соглашение по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на 2005-2007 годы;
Отраслевое тарифное соглашение по угледобывающему комплексу Российской Федерации на 2004-2006 годы (прошло уведомительную регистрацию в Минтруде России 16 апреля 2004 г., N 2135-ВЯ);
Отраслевое тарифное соглашение по организациям Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на 2004-2006 годы (прошло уведомительную регистрацию в Минтруде России 19 марта 2004 г., N 1620-ВЯ);
Федеральное отраслевое соглашение по лесному хозяйству Российской Федерации на 2004-2006 годы (прошло уведомительную регистрацию в Роструде 23 января 2004 г., N 378-ВЯ);
Отраслевое тарифное соглашение по межотраслевому промышленному железнодорожному транспорту на 2004-2006 годы (прошло уведомительную регистрацию в Минтруде России 9 сентября 2003 г., N 7040-ВЯ).
Перечень организаций и иных работодателей, на которых распространяется действие приведенных соглашений, определен в каждом конкретном соглашении.
(Продолжение следует)
И.В. Гейц
"Консультант бухгалтера", N 10, октябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru