О проведении судебных экспертиз по уголовным делам
в экспертных учреждениях
При осуществлении защиты по уголовным делам адвокаты нередко сталкиваются с фактами назначения следователями, дознавателями, прокурорами и судьями судебных экспертиз в организациях и учреждениях, не являющихся по своему назначению судебно-экспертными, по правилам, предусмотренным для назначения и проведения экспертиз в судебно-экспертных учреждениях. Такое положение продолжает сохраняться как благодаря неоднозначности и неточности применяемой в уголовно-процессуальном законодательстве терминологии, так и в связи с нежеланием названных должностных лиц терять время на привлечение в качестве судебных экспертов специалистов узкого профиля. Эту проблему анализирует старший научный сотрудник Института государства и права РАН кандидат юридических наук Ш.Н. Хазиев.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает возможность назначения судебной экспертизы в судебно-экспертном учреждении или конкретному эксперту.
При производстве судебной экспертизы в экспертном учреждении следователь направляет руководителю соответствующего учреждения постановление о назначении судебной экспертизы и материалы, необходимые для ее производства.
Получив постановление, руководитель поручает производство судебной экспертизы конкретному эксперту или нескольким экспертам из числа работников данного учреждения и уведомляет об этом следователя. При этом руководитель экспертного учреждения, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения, разъясняет эксперту его права и ответственность, предусмотренные ст. 57 УПК РФ. Руководитель вправе возвратить без исполнения постановление о назначении судебной экспертизы и материалы, представленные для ее производства, если в данном учреждении нет эксперта соответствующей специальности либо необходимых условий для проведения исследований, указав мотивы, по которым производится возврат.
Судебно-экспертным учреждением является государственное или негосударственное учреждение, специализирующееся на проведении судебных экспертиз для органов следствия, дознания, прокуратуры и суда, а также для адвокатуры и по обращениям частных лиц.
Государственные судебно-экспертные учреждения имеются в составе Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной таможенной службы, Министерства юстиции РФ, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства обороны РФ, Федеральной противопожарной службы.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров посредством организации и производства судебной экспертизы. Сходство судебных экспертиз с экспертизами в других сферах человеческой деятельности заключается в том, что они, по сути, являются исследованиями, основанными на использовании специальных знаний. Однако далеко не любое исследование может именоваться судебной экспертизой, понятие которой четко определено ст. 9 Федерального закона N 73-ФЗ.
Негосударственные судебно-экспертные учреждения начали создаваться в 1990-х годах. Это бюро судебной экспертизы, центры медико-криминалистических исследований, институты независимых экспертиз и другие учреждения различных организационных форм и форм собственности. В составе Московской государственной юридической академии в 2006 г. создан Институт судебной экспертизы. Как правило, такие судебно-экспертные учреждения возглавляют бывшие государственные судебные эксперты, имеющие большой стаж судебно-экспертной деятельности или научные работники, специализирующиеся в области криминалистики и судебной экспертизы. Создание негосударственных судебно-экспертных учреждений было обусловлено следующими причинами:
- возникновением в 1990-х годах условий для реализации конституционного принципа состязательности в уголовном, гражданском и арбитражном процессе;
- стремлением исключить возможное влияние ведомственных интересов на выводы государственных судебных экспертов;
- значительной перегруженностью государственных судебно-экспертных учреждений;
- необходимостью трудоустройства вышедших на пенсию бывших государственных судебных экспертов;
- наличием высокого спроса на заключения высококвалифицированных специалистов для нужд адвокатов.
В следственной, судебной и экспертной практике имеют место многочисленные случаи незаконного назначения судебных экспертиз в различные организации и учреждения, не являющие судебно-экспертными учреждениями. Как правило, это научно-исследовательские институты различных ведомств, структурные подразделения некоторых государственных учреждений, оценочные фирмы, музеи и т.п. Некоторые из этих учреждений специализируются на производстве ведомственных и иных экспертиз. Так в Государственном историческом музее, Государственном эрмитаже, Государственной Третьяковской галерее и ряде других учреждений культуры проводятся технико-технологические и искусствоведческие экспертизы произведений живописи, скульптуры и прикладного искусства по обращениям граждан, музеев, галерей, аукционных домов, подразделений Росохранкультуры. На эти учреждения решением высших органов исполнительной власти возложена обязанность проведения экспертизы и оценки культурных ценностей, заявленных к вывозу из Российской Федерации. Нередко искусствоведческие экспертизы назначаются в Государственном учреждении по формированию государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России). Однако все это не дает оснований для причисления такого рода организаций к разряду экспертных учреждений в уголовно-процессуальном смысле.
На наш взгляд, УПК РФ, говоря о назначении судебной экспертизы в экспертном учреждении, имеет в виду исключительно судебно-экспертные учреждения.
Дело в том, что процедура назначения судебной экспертизы в судебно-экспертном учреждении освобождает следователя, дознавателя, прокурора или суд от необходимости выбора конкретного эксперта, ознакомления его с правами и обязанностями судебного эксперта, предупреждения об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, объяснения структуры экспертного заключения, особенностей формулирования выводов и ряда других вопросов, которые обязательно разъясняются лицу, обладающему специальными познаниями и назначенному судебным экспертом, но не являющемуся профессиональным судебным экспертом.
УПК РФ в ст. 5 дает следующее определение понятия "экспертное учреждение": "Экспертное учреждение- государственное судебно-экспертное или иное учреждение, которому поручено производство судебной экспертизы в порядке, установленном настоящим кодексом". Такая формулировка понятия экспертного учреждения является недостаточно определенной и на первый взгляд дает основания для назначения в некоторых случаях судебной экспертизы в учреждения, не являющиеся судебно-экспертными. Однако систематический анализ норм УПК РФ, посвященных вопросам судебной экспертизы, в совокупности с положениями Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" позволяет категорически утверждать, что к числу экспертных учреждений уголовно-процессуальное законодательство относит именно экспертные учреждения, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров посредством организации и производства судебной экспертизы. В положениях, инструкциях и других нормативных актах, регулирующих деятельность судебно-экспертных учреждений, детально регламентированы права и обязанности руководителей и сотрудников этих учреждений, порядок взаимоотношений с лицами, правомочными назначать судебные экспертизы, что позволяет следователю, дознавателю, прокурору и суду направлять в эти учреждения постановления или определения о назначении судебной экспертизы в порядке ст. 199 УПК РФ.
Алгоритм действий руководителя судебно-экспертного учреждения и судебных экспертов, являющихся сотрудниками такого учреждения во всех ведомственных инструкция (положениях, наставлениях, правилах) практически одинаков, что обусловлено требованиями УПК РФ и многолетней судебно-экспертной практикой. Так, в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции РФ действия руководителя судебно-экспертного учреждения и экспертов при поступлении постановления о назначении экспертизы представлены следующим образом*(1).
Руководитель СЭУ организует работу по качественному и своевременному производству судебных экспертиз на современном научно-техническом уровне. В соответствии со ст. 15 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" руководитель СЭУ вправе передать часть своих обязанностей и прав, связанных с организацией и производством судебных экспертиз, своему заместителю, а также руководителю структурного подразделения учреждения, которое он возглавляет.
Руководитель СЭУ обязан:
- по получении постановления или определения о назначении судебной экспертизы проверить правильность оформления материалов, поручить ее производство конкретному эксперту или комиссии экспертов данного учреждения, при необходимости определить ведущее подразделение или эксперта-организатора. При этом поручение оформляется в письменной форме с определением сроков производства экспертизы;
- в случае обнаружения руководителем СЭУ недостатков в оформлении материалов, делающих невозможным производство судебной экспертизы, письменно уведомить об этом орган или лицо, ее назначившее, и предложить устранить данные недостатки. Если по истечении 30 календарных дней недостатки не устранены, материалы могут быть возвращены без производства судебной экспертизы;
- разъяснить эксперту или комиссии экспертов их права и обязанности, по поручению органа или лица, которые назначили судебную экспертизу, предупредить их об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения и взять соответствующую подписку, направляемую вместе с заключением в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;
- обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта;
- по окончании производства экспертизы проверить полноту и качество проведенных исследований, направить заключение, объекты исследований и материалы дела в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;
- обеспечить условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов;
- обеспечить соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии; сохранность представленных объектов исследований и материалов дела;
- не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией и производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
Руководитель СЭУ не вправе:
- истребовать без постановления или определения о назначении судебной экспертизы объекты исследований и материалы дела, необходимые для производства судебной экспертизы;
- самостоятельно, без согласования с органом или лицом, назначившим судебную экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не работающих в данном учреждении;
- давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе.
Руководитель СЭУ вправе:
- возвратить без исполнения постановление или определение о назначении судебной экспертизы, представленные для ее производства объекты исследований и материалы дела, если в данном учреждении нет эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований, указав мотивы, по которым производится возврат;
- ходатайствовать перед органом или лицом, которые назначили судебную экспертизу, о включении в состав комиссии экспертов лиц, не работающих в данном учреждении, если их специальные знания необходимы для дачи заключения;
- организовать производство судебной экспертизы с участием других учреждений, указанных в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы.
Руководитель СЭУ может выступать в качестве эксперта в соответствии с присвоенной ему экспертной квалификацией.
Эксперт СЭУ обязан:
- принять к производству порученную ему руководителем СЭУ судебную экспертизу;
- заявить о наличии предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации оснований для отвода в качестве эксперта руководителю государственного СЭУ, а затем в орган или лицу, назначившему судебную экспертизу;
- провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам;
- составить мотивированное письменное сообщение о невозможности дать заключение и направить его в орган или лицу, которые назначили экспертизу, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных знаний, представленные объекты исследований и материалы дела непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения и эксперту отказано в их дополнении, современный уровень развития науки не позволяет ответить на поставленные вопросы;
- не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
- обеспечить сохранность представленных объектов исследований и материалов дела;
- явиться по вызову суда, судьи, дознавателя, следователя или прокурора; дать показания в суде, на предварительном следствии и дознании по вопросам, связанным с проведенными исследованиями и данным заключением.
Эксперт СЭУ не вправе:
- принимать поручение о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя СЭУ;
- осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта;
- вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела;
- самостоятельно собирать материалы для производства судебной экспертизы;
- сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа или лица, ее назначившего;
- проводить без разрешения органа или лица, которые назначили судебную экспертизу, исследования, которые могут повлечь полное или частичное уничтожение объектов либо изменение их внешнего вида или основных свойств. Разрешение оформляется в письменном виде;
- давать заведомо ложное заключение.
Эксперт СЭУ имеет право:
- знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету судебной экспертизы;
- ходатайствовать перед органом или лицом, которые назначили судебную экспертизу, о проведении осмотра исследуемого объекта по месту его нахождения, предоставлении дополнительных объектов или материалов дела, необходимых для дачи заключения;
- ходатайствовать перед руководителем СЭУ о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения;
- участвовать с разрешения дознавателя, следователя, прокурора и суда в процессуальных действиях, задавать вопросы, относящиеся к предмету судебной экспертизы;
- делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний;
- давать заключение в пределах своей компетенции, в том числе по вопросам, хотя и не поставленным в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы, но имеющим значение для дела и отношение к предмету экспертного исследования;
- обжаловать в установленном законом порядке действия органа или лица, назначившего судебную экспертизу, если они нарушают права эксперта.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение работником СЭУ по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, в том числе нарушение порядка производства судебной экспертизы и иное недобросовестное отношение к обязанностям эксперта, руководитель СЭУ имеет право применить к нему дисциплинарное взыскание.
Основаниями производства судебной экспертизы в СЭУ являются: определения и постановления суда, судьи, органа дознания, лица, производящего дознание, следователя или прокурора.
Орган или лицо, назначившее судебную экспертизу, предоставляет в СЭУ объекты исследований и материалы дела, необходимые для проведения исследований и дачи заключения эксперта.
В необходимых случаях орган или лицо, назначившее судебную экспертизу, представляет образцы для сравнительного исследования, а также документы, содержащие сведения, относящиеся к предмету судебной экспертизы (протоколы осмотров, допросов и других процессуальных действий, справки, выписки, схемы мест происшествия, фотоснимки и т.п.).
В случае если транспортировка объекта исследований в СЭУ невозможна, орган или лицо, которые назначили судебную экспертизу, обеспечивает эксперту беспрепятственный доступ к объекту и возможность его исследования.
Поступившее в СЭУ постановление (определение) о назначении судебной экспертизы в течение суток рассматривается руководителем СЭУ и регистрируется в журнале регистрации экспертиз.
При назначении судебной экспертизы, для производства которой требуется решение вопросов, относящихся к разным экспертным специальностям (в отношении разных объектов или одного и того же объекта), регистрируется каждое отдельное исследование, заканчивающееся самостоятельным заключением. При этом порядок исследований должен обеспечить сохранность объекта для последующей судебной экспертизы.
Судебная экспертиза, назначенная и проведенная в суде, регистрируется в указанном выше порядке после передачи экспертом заключения и копии определения (постановления) суда в СЭУ.
Дополнительная и повторная судебные экспертизы назначаются по основаниям, предусмотренным процессуальным законодательством. Производство дополнительной судебной экспертизы поручается тому же или другому эксперту (другим экспертам). Производство повторной судебной экспертизы поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов.
Производство комиссионной или комплексной судебных экспертиз может быть поручено органом или лицом, которые их назначили, нескольким учреждениям (межведомственная комиссионная или межведомственная комплексная судебные экспертизы). Организация и производство указанных судебных экспертиз возлагаются на руководителя СЭУ либо на руководителей нескольких судебно-экспертных учреждений.
В случае необходимости осмотра исследуемого объекта по месту его нахождения, представления дополнительных объектов, в том числе образцов или материалов дела, эксперт заявляет об этом письменное ходатайство органу или лицу, которые назначили экспертизу. Если ходатайство не удовлетворяется в течение 30 календарных дней, поставленные вопросы решаются в той мере, в какой позволяют это имеющиеся в распоряжении эксперта материалы.
На основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его. Подписи удостоверяются печатью СЭУ. При этом необходимо оформлять заключение на бланке и постранично его визировать.
Некоторые авторы утверждают, что экспертным может быть только учреждение в той форме, в какой это предусмотрено в Гражданском кодексе РФ (ст. 120)*(2). Думается, что в отношении судебно-экспертного учреждения употребление чисто цивилистического понимания термина "учреждение" является некорректным. УПК РФ, говоря об экспертных учреждениях, относит к ним как учреждения, так и организации, а также структурные подразделения судебно-экспертных учреждений и служб. Судебно-экспертные учреждения и организации, являющиеся юридическими лицами, относятся скорее к юридическим лицам смешанного типа, с элементами публичного права*(3). Это обусловлено наличием значительного публичного начала в их целях деятельности и сфере приложения своих средств и усилий. Наличие в уставе учреждения или организации в качестве одной из целей деятельности производства судебных экспертиз, дачи заключений специалистов, консультировании участников уголовного процесса в интересах правосудия свидетельствует о наличии публично-правового начала.
В случаях, когда проведение экспертизы требует использования сложной или труднодоступной техники, имеющейся, например, в конкретном научно-исследовательском или ином учреждении, следует поступать следующим образом. Следователь в соответствии с ч. 4 ст. 21 УПК РФ обращается к руководителю учреждения и предлагает ему выделить (указать) необходимого квалифицированного специалиста в качестве судебного эксперта и одновременно предоставить ему возможность использовать имеющиеся в учреждении приборы, оборудование и иные необходимые для производства экспертизы средства. При этом следователь лично выясняет квалификацию предложенного специалиста, наличие или отсутствие оснований для его отвода по расследуемому делу, указывает в постановлении о назначении экспертизы его фамилию, имя и отчество, должность и лично разъясняет ему его права, предупреждает об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения (ч. 4 ст. 199 УПК). Кроме того, следователю рекомендуется ознакомить эксперта с правилами составления и оформления заключения и формулирования выводов.
О выполнении указанных действий следователь делает отметку в копии постановления о назначении экспертизы, которая удостоверяется подписью эксперта. Эксперт дает подписку на копии постановления о назначении экспертизы, что прямо предусмотрено приложениями 117-120 к УПК РФ. Заметим, что законодатель на нормативно-правовом уровне определил структуру наиболее важных и типовых процессуальных документов, поэтому наличие подписки частного эксперта на копии постановления о назначении экспертизы имеет не только важное организационно-методическое, но и процессуальное значение. Следует отметить, что в приложениях 117-120 к УПК РФ дается подписка о том, что эксперту разъяснены его права и обязанности, в то время как ст. 57 УПК РФ говорит о правах и ответственности эксперта. Текст УПК РФ не содержит перечня обязанностей эксперта. Эта техническая ошибка должна быть устранена.
Верховному Суду РФ надлежит дать разъяснения о недопустимости назначения судебных экспертиз в иных, не судебно-экспертных учреждениях. Проведение судебной экспертизы по уголовному делу в ином учреждении, не являющемся судебно-экспертным по правилам, предусмотренным для судебно-экспертных учреждений, следует считать существенным нарушением уголовно-процессуального закона, а полученное заключение эксперта - недопустимым доказательством.
Ш.Н. Хазиев,
старший научный сотрудник Института
государства и права РАН кандидат юридических наук
"Адвокат", N 11, ноябрь 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по организации производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции РФ // Российская газета. 2003. 25 янв.
*(2) См.: Борисов А.Н. Комментарий к положениям Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации по проведению судебно-экономических экспертиз, ревизий и документальных проверок. - М.: Юстицинформ, 2003.
*(3) См., например: Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права // Журнал российского права. 2005. N 5; Он же. Еще раз о юридическом лице публичного права // Журнал российского права. 2006. N 5. С. 94-104.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О проведении судебных экспертиз по уголовным делам в экспертных учреждениях
Автор
Ш.Н. Хазиев - старший научный сотрудник Института государства и права РАН кандидат юридических наук
"Адвокат", 2006, N 11