Контроль за конкуренцией
26.10.2006 г. вступил в силу Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которым определены организационные и правовые основы поддержки, развития и защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Принятие Закона было вызвано необходимостью совершенствования правового регулирования основ ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений. Фактически объединены два закона: "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" и внесены существенные изменения в правовое регулирование антимонопольной политики.
Уточнение терминологии
Прежде всего Законом уточняется понятийный аппарат антимонопольного законодательства.
Закон разграничил понятия "товар" и "услуга" и уточнил базовое для конкурентного законодательства понятие "товар". Это позволяет включить в сферу регулирования конкурентных отношений взаимодействие между хозяйствующими субъектами, возникающее в связи с оборотом объектов гражданских прав, предназначенных для продажи.
Законодателем вводится понятие "согласованные действия компаний", направленные на регулирование товарных рынков. В соответствии с Законом согласованные действия "не предполагают заключение их участниками соглашений, или достижение каких-либо иных формальных договоренностей и обеспечиваются за счет прямого информационного обмена и устоявшихся и не требующих специальной договоренности способов реагирования". Теперь ФАС может доказывать наличие ценового сговора на рынке без представления письменных документов или "соглашений, ограничивающих конкуренцию".
Изменено понятие "доминирующее положение хозяйствующего субъекта". В частности, снижено с 65 до 50% значение рыночной доли хозяйствующего субъекта, которая позволяет квалифицировать его положение на соответствующем товарном рынке в качестве доминирующего, а при коллективном доминировании установлены пределы в 50%-ной суммарной доли трех участников, 70%-ной доли пяти участников. При этом доля каждого участника составляет более 5%. Хозяйствующие субъекты, доля которых на товарном рынке превышает 50%, признаются доминирующими, если они не докажут, что не обладают возможностью в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Сделана оговорка, что федеральными законами могут устанавливаться случаи признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35%.
Условия признания положения финансовой организации доминирующим устанавливаются Правительством РФ, а кредитной организации - Правительством РФ по согласованию с Центральный банком РФ, Федеральной антимонопольной службой (в порядке, утвержденном Правительством РФ).
Сокращение барьеров
Принципиально важным обстоятельством является уменьшение административного бремени на бизнес. В частности, в соответствии с Законом отменяется согласование каждой сделки по приобретению акций. Получение предварительного разрешения ФАС обязательно только для приобретения блокирующего пакета (25%), контрольного пакета (50%) и пакета, исключающего возможность блокирования решений акционера третьими лицами (75%).
Кроме того, исчезает предварительное согласование создания финансовых организаций и увеличения их уставного капитала, а также увеличиваются пороговые значения для предварительного согласования сделок - до 3 миллиардов рублей, для уведомлений о совершении сделок - до 200 миллионов рублей. Это значительно сокращает количество сделок, подлежащих согласованию.
Антимонопольный контроль в отношении сделок, при которых величина активов одного из участников не превышает 30 миллионов рублей, отменяется.
Рассматриваемым Законом определены функции и полномочия антимонопольного органа, порядок предоставления отдельным хозяйствующим субъектам государственной или муниципальной помощи, рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, ответственность за его нарушение. Более того, законодатель внес ряд значительных изменений в порядок осуществления контроля над экономической концентрацией, а именно:
определил правила, в соответствии с которыми сделки с акциями акционерного общества, сделки с имуществом акционерного общества, а также действия по созданию или реорганизации коммерческих организаций требуют получения предварительного согласия антимонопольного органа;
установил правила, в соответствии с которыми действия по реорганизации в форме слияния и присоединения требуют последующего уведомления антимонопольного органа;
уточнил особенности совершения вышеперечисленных действий в рамках одной группы лиц;
определил последствия нарушения вышеупомянутых норм.
Укрепление контроля
Законодатель сформулировал новые дополнительные правила, запрещающие ограничение конкуренции со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления. Контролировать данные органы антимонопольная служба могла и по старому закону: имела право давать предписания, обращаться в суд в ходе нарушения правовых норм конкурентного законодательства. С принятием Закона полномочия ФАС в данном направлении расширятся, а после применения норм, связанных с государственным ограничением размещения ограниченных ресурсов, представителям законодательных собраний субъектов РФ будет не так просто, как при действующем законе, поддерживать монополистические структуры.
Закон запрещает принимать акты и осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции следующим органам:
федеральным органам исполнительной власти;
органам государственной власти
субъектов РФ;
органам местного самоуправления;
государственным внебюджетным фондам;
Центральному банку РФ.
В связи с принятием Закона антимонопольный контроль в отношении сделок, при которых величина активов одного из участников не превышает 30 миллионов рублей, отменяется.
Несомненно, принятие Закона "О защите конкуренции" приблизит российское антимонопольное законодательство к нормам европейского конкурентного регулирования.
Остается надеяться, что Государственная Дума РФ не будет затягивать с принятием поправок в Кодекс об административных правонарушениях РФ в части ужесточения наказания и увеличения штрафов за злоупотребления монопольным положением. При действующей системе санкций крупным компаниям выгоднее периодически нарушать правовые нормы антимонопольного регулирования, выплачивая мизерные штрафы, чем отказываться от доминирующего положения на рынке.
Хозяйствующие субъекты, доля которых на товарном рынке превышает 50%, признаются доминирующими, если они не докажут, что не обладают возможностью в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Н. Елизарова,
ст. преподаватель кафедры правовых дисциплин МФЮА
"эж-ЮРИСТ", N 43, ноябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru