"Новые подходы к изучению товарного рынка"
(интервью с Д.А. Алешиным, заместителем начальника Аналитического
управления ФАС России и М.А. Положихиной, заместителем
начальника Отдела обобщения практики правоприменения
и методического сопровождения ФАС России)
В конце лета вступил в силу Приказ ФАС России от 25.04.2006 N 108 "Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке". Мы попросили ответить на ряд вопросов непосредственных разработчиков данного документа - заместителя начальника Аналитического управления ФАС России Дмитрия Андреевича Алешина и заместителя начальника Отдела обобщения практики правоприменения и методического сопровождения ФАС России Марию Анатольевну Положихину.
Расскажите, пожалуйста, на что направлены нормы нового документа?
- Они указывают, в какой последовательности и на основании каких процедур антимонопольные органы определяют продуктовые и географические границы рынка, рассчитывают долю хозяйствующего субъекта и дают оценку состояния конкурентной среды. Утвержденный Приказом Порядок предназначен для использования прежде всего при рассмотрении дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства и при государственном контроле за экономической концентрацией.
С точки зрения антимонопольного регулирования определение товарного рынка отличается от общеэкономического подхода. Экономисты под "рынком", как правило, подразумевают соотношение спроса и предложения на конкретный товар, совокупность производителей и конечных потребителей данного товара, а антимонопольное законодательство предписывает необходимость учета готовности покупателя заменить товар в процессе потребления и отсутствия экономической возможности покупать товар за пределами определенной территории.
Выявление товаров-заменителей и территорий, на которых обращается товар, - важный элемент работы антимонопольных органов. Зачастую восприятия товарного рынка продавцом и покупателем не совпадают. Возможны случаи, когда товарный рынок распадается на цепочку взаимосвязанных оптовых и розничных рынков, каждый из которых следует рассматривать обособленно. Трудности вызывает и переход от мнения отдельного покупателя к совокупному мнению группы покупателей.
Насколько новы тезисы документа для антимонопольных органов?
- Приказ ФАС России от 25.04.2006 N 108 - это новая редакция существовавших ранее Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденного Приказом МАП России от 20.12.96 N 169 (зарегистрирован Минюстом России 10 января 1997 г., N 1229), и Методических рекомендаций по определению границ и объемов товарных рынков, утвержденных Приказом ГКАП РФ от 26.10.93 N 112.
Практика доказала оправданность ранее выбранных подходов к анализу состояния конкуренции на товарных рынках. Основной задачей была трансформация норм, появившихся изначально в виде методических рекомендаций, в процедурные нормы, устанавливающие порядок и очередность аналитических действий и содержащие необходимые ограничения и условия. Принципиально новых, революционных положений подготовленный нами акт не содержит и является очередным этапом развития нормативно-правовой базы Российской Федерации. Порядок учитывает накопленный опыт и устраняет некоторые выявленные неточности и противоречия ранее существовавших документов.
Аналогичные подзаконные нормативные акты существуют и за рубежом. В США - это Рекомендации по горизонтальным слияниям компаний (Horizontal Merger Guidelines), утвержденные совместно Министерством юстиции США и Федеральной торговой комиссией США в 1997 г., а также Рекомендации по негоризонтальным слияниям компаний (Non-Horizonta* Merger Guidelines), утвержденные Министерством юстиции США. В странах ЕС действуют Уведомление Комиссии ЕС об определении соответствующего рынка для целей законодательства Сообщества о конкуренции (Commission Notice on the definition of the relevant market for the purposes of Community competition law 97/С 372/03) и принятые в 2004 году для оценки состояния конкурентной среды Рекомендации по оценке горизонтальных слияний компаний (Guidelines on the assessment of horizonta* mergers under the Counci* Regulation on the contro* of concentrations between undertakings 2004/C 31/03).
В нашем документе нормы об оценке влияния на состояние конкурентной среды вертикальных слияний (то есть слияний компаний, действующих на разных товарных рынках) изначально содержатся в рамках единого нормативного правового акта, поэтому он более прогрессивен, чем зарубежное законодательство.
Какие ключевые изменения содержит новая редакция Порядка?
- Сильнее формализированы процедурные вопросы проведения исследования. Введены этапы и подэтапы определения характеристик товарного рынка, предусмотрена жесткая структура аналитического отчета, что позволит алгоритмизировать процесс анализа и повысить качество проводимых работ. Исключена норма, что "процедура оценки состояния конкурентной среды... в каждом конкретном случае может изменяться... возможен также пропуск нескольких этапов".
Введена иерархия критериев, позволяющая принимать однозначные решения по определению границ товарного рынка даже при расхождении результатов, полученных при использовании разных методов анализа. Отменен существовавший только в российской практике следующий критерий определения границ товарного рынка - "каждый из покупателей выделенной группы может приобрести данный товар у любого из его продавцов", из-за которого ранее возникали проблемы пограничных территорий. Изменена идеология текста - в тех случаях, когда нормы диспозитивны, теперь это четко указывается. Допускается возможность проведения сокращенного анализа товарного рынка и составления обзора состояния конкурентной среды на нем.
Предусматривается выявление действующих на товарном рынке хозяйствующих субъектов не до, а после определения границ рынка, отменена обязательность проведения товароведческой экспертизы при определении продуктовых границ товарного рынка и обязательность выявления всех продавцов данного товара на рассматриваемом товарном рынке.
Кроме того, новым Порядком уточнен терминологический аппарат - категории продавца и покупателя, потенциальных продавца и покупателя, оптовых и розничных рынков, смежных рынков и вертикально интегрированных хозяйствующих субъектов, взаимозаменяемых по производству товаров. Указаны особенности проведения анализа в случае монопсонии (предполагаемой возможности покупателя ограничивать конкуренцию на товарном рынке) и в случае действия на товарном рынке вертикально интегрированных хозяйствующих субъектов, дано определение временного интервала исследования.
В целях уменьшения роли "человеческого фактора" при проведении анализа состояния конкурентной среды на товарных рынках и приближения отечественных норм к международной практике в дополнение к существующим методам предусмотрена процедура "тест гипотетического монополиста".
В чем заключается "тест гипотетического монополиста"?
- "Тест гипотетического монополиста", или SSNIP-тест (от англ. Smal* but Significant Non-transitory Increase in Price), является стандартным методом определения границ рынка за рубежом. Это единственный метод, используемый антимонопольными органами в США, и основной - для стран ЕС. Он заключается в следующем:
- рассматривается группа взаимозаменяемых товаров, обращающаяся на определенной территории;
- предполагается, что происходит монополизация этих продаж и увеличение цены на 5-10%;
- если такой рост цен оказывается для "гипотетического монополиста" выгодным (то есть потребители не переключаются на другие товары, в том числе обращающиеся на других территориях), то считается, что границы товарного рынка определены.
Когда такое повышение цен для "гипотетического монополиста" невыгодно, наиболее близкие товары-заменители и близлежащие территории включаются в состав продуктовых и географических границ товарного рынка, и процедура повторяется.
Обозначенный подход частично учитывался в рамках предыдущей редакции Порядка. Продолжает действовать норма, что если поставка товара с альтернативной территории на 10% дороже существующих продаж, то такие территории признаются лежащими за границами товарного рынка. Нетрудно заметить, что использование данного метода ведет к более широким границам рынка, чем SSNIP-тест.
Пожалуй, введение указанной процедуры - единственная существенная новелла Порядка. В свое время процедура "тест гипотетического монополиста" была изобретена для устранения субъективизма при определении границ рынка. Для ее применения были развиты методы экономико-статистического анализа, который, надеемся, получит более широкое распространение в практике ФАС России.
На какие положения нового Порядка следует обратить особое внимание участникам оборота?
- Исключено положение, что объем товарного рынка определяется только по объему реализации товара, и расширен перечень показателей для выявления этой характеристики товарного рынка.
Используемая в предыдущей редакции Порядка норма о пороговом отклонении цен в 10% при определении географических границ товарного рынка (своеобразный квази-SSNIP-тест) распространена и на процедуру выявления его продуктовых границ.
При оценке состояния конкурентной среды на товарном рынке могут учитываться поведение субъекта, а также результаты его хозяйственной деятельности. Положения нового Порядка определяют условия, которые могут признаваться ограничивающими конкуренцию, а также уточняют, что может рассматриваться в качестве положительного эффекта от совершаемых сделок в социально-экономической сфере. Эти факторы антимонопольные органы будут учитывать при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, то есть при оценке перспектив изменения конкурентной среды товарного рынка в результате совершения сделок и иных действий.
Порядком также предусмотрен метод определения продуктовых и географических границ товарного рынка, основанный на сведениях, предоставляемых действующими на этом рынке хозяйствующими субъектами (продавцами).
Будет ли данный документ подвергаться корректировке в дальнейшем?
- Планируем привести используемые новым Порядком понятия в соответствие со вступившим в силу 26 октября 2006 года Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и дополнить его разделом об определении доминирующего положения (взамен применяющихся в настоящий момент Приказа МАП России от 27.10.2003 N 373, неотмененного 8-го раздела Приложения к Приказу МАП России от 20.12.96 N 169 и Методических рекомендаций по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, утвержденных Приказом ГКАП РФ от 03.06.94 N 67). Согласно плану работы по подготовке нормативных правовых актов ФАС России направление такого Приказа на государственную регистрацию в Минюст России предусмотрено в IV квартале 2006 года.
После этого, мы надеемся, следующие десять лет документ подвергаться корректировке не будет.
Интервью провел
М. Чеботарев,
"эж-ЮРИСТ"
"эж-ЮРИСТ", N 43, ноябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru