Организация приобрела 1000 шт. CD дисков, нанесла на них свою информацию (адрес, телефон) и фирменную символику (логотип). Видом деятельности организации является оказание услуг. Часть дисков предназначена для записи отчетов по договорам на оказание услуг, других материалов, необходимых для выполнения работ по уже заключенным договорам, другая часть - для записи презентаций, демоверсий продуктов и распространения их среди потенциальных клиентов. Какой порядок учета и налогообложения в обоих случаях? Подпадает ли раздача дисков (распространение дисков с записанными презентациями и демоверсиями) под определение рекламы и является ли ненормируемой рекламой?
Что касается части дисков, предназначенных для записи отчетов по договорам на оказание услуг, других материалов, необходимых для выполнения работ по уже заключенным договорам, то нанесение на них информации о фирме (в том числе и логотипов) не подпадает под определение рекламы, поскольку представляет собой информацию, идентифицирующую организацию в качестве исполнителя конкретной работы для конкретных заказчиков по ранее заключенным договорам, а рекламная информация предназначается неопределенному кругу лиц и призвана вызывать интерес к организации или к производимой продукции. реклама для целей налогообложения прибыли в значении, которое дано в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.06 г. N 38-ФЗ "О рекламе", вступившего в силу с 1 июля 2006 г., - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Стоимость дисков в данном случае в качестве материальных расходов должна списываться на затраты в обычном порядке, предусмотренном для списания материалов, уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль (п. 5 ПБУ 10/99; пп. 5, 6, 7 ПБУ 5/01 - в бухгалтерском учете; п. 2 ст. 254 НК РФ - в налоговом учете).
Входной НДС, выставленный поставщиком дисков, принимался к вычету после оплаты до 1 января 2006 г. (п.п. 1 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ), а после этой даты принимается к вычету независимо от факта оплаты счета поставщика (п. 1 ст. 172 НК РФ в ред. от 22.07.05 г. N 119-ФЗ).
Что касается части дисков, предназначенных для распространения среди потенциальных клиентов (с записью на них презентаций, демоверсий продуктов в рамках выставок либо при проведении рекламных акций), считаем, что эта часть дисков подпадает под определение рекламы.
В отношении НДС операция по раздаче рекламной продукции является безвозмездной, поэтому необходимо отразить начисление НДС на счете 91, и начисленный НДС по безвозмездной передаче не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль.
Поскольку операции по безвозмездной передаче облагаются НДС (п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ), то и к вычету входной НДС от поставщика принимается (п.п. 1 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ) записью: Д-т 68, К-т 19.
Минфин России в письме от 15.08.05 г. N 03-04-05/13 разъясняет, что безвозмездная раздача рекламных материалов во время рекламных акций с указанием логотипа компании, адреса, телефона и перечня оказываемых услуг рассматривается для целей применения НДС как безвозмездная передача товаров, и соответственно обложение НДС вышеуказанных товаров производится в общеустановленном порядке (аналогичные - разъяснения в письмах Минфина России от 25.11.04 г. N 03-04-11/209, от 26.11.04 г. N 03-04-11/211). Следует также обратить внимание на изменения по данному вопросу - с 1 января 2006 г. передача в рекламных целях товаров, расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб., не облагается НДС (п. 4 ст. 1 Федерального закона N 119-ФЗ, п.п. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Расходы организации на изготовление дисков в данном случае в целях бухгалтерского учета являются рекламными и учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности.
По мнению автора, распространение дисков среди потенциальных клиентов не является ненормируемой рекламой в целях исчисления налога на прибыль. В качестве ненормируемых расходов, которые принимаются без ограничений, можно признать исключительно расходы на "изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации".
В соответствии с п.п. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Согласно п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях главы 25 относятся расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Согласно ст. 249 НК РФ в целях главы 25 выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Так как рекламная раздача дисков с демоверсиями и презентациями отсутствует в перечне ненормируемых расходов, то, по мнению автора, она является самостоятельным видом рекламных расходов, которые являются нормируемыми и принимаются лишь в пределах 1% от выручки.
А. Войтенко,
эксперт по налогообложению
ООО "Аудиторско-консалтинговая группа "АИС"
14 декабря 2006 г.
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 50, декабрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71