Не семинаром единым
Количество семинаров для бухгалтеров, которые проводятся в Москве ежедневно, трудно подсчитать. Организаторы привлекают слушателей актуальными проблемами и именами известных лекторов, которые раскрывают заявленные темы и зачастую за весьма солидную плату. Правда, в столице есть и бесплатные тренинги. Я решила проанализировать рынок семинаров для бухгалтеров...
Совершенно бесплатно
...и поспешила на курсы бесплатных лекций в одну из столичных налоговых инспекций (N 25). Тема тренинга была посвящена электронной отчетности. При этом получать знания пришлось анонимно: в долгом разговоре по телефону вежливая женщина сначала долго сомневалась, пускать ли журналистов на мероприятие, и подвела итог беседе фразой "руководство не разрешает". Недолго думая, включив в работу метод "журналист меняет профессию", я отправилась на разрекламированный семинар под видом бухгалтера строительной фирмы "Технология Экс".
Обыскавшись инспекцию и в итоге все-таки попав на желаемое мероприятие, с удивлением обнаружила в зале (спустя час после начала семинара)... всего одного благодарного слушателя! Судя по данным списка, им оказался директор (и сам себе главный бухгалтер) небольшой строительной фирмы - коллега, одним словом. Впрочем, судя по внимательному выражению его лица, "порядок представления бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением двухмерного штрих-кодирования", был доселе ему неведом.
Прекрасно осознавая, что электронная отчетность - вещь нынче модная и как нельзя актуальная, я попыталась вникнуть в суть происходящего. Ведь с 1 января 2007 года документы персонифицированного учета нужно представлять исключительно в электронной форме в виде специальных файлов. И уже сведения за 2006 год необходимо подавать на дискете или с использованием Интернета. Квинтэссенция выступления лектора - менеджера сервисного центра спецоператора связи ЗАО "ПФ СКБ Контур" Антона Филиппова - сводилась к одному: чем же их фирма лучше всех остальных, и почему мы, замечательные главные бухгалтеры, должны воспользоваться исключительно их услугами? Все - на сверхдоступном русском языке и с расчетом до копейки.
Разобравшись с одним "клиентом", ведущие семинара с превеликим удовольствием переключились на меня. Их внимание, потрясло до глубины души, что невольно я, человек, в принципе знающий о бухгалтерии лишь из журнала "Расчет", моментально усвоила обсуждаемую технологию. И даже задала волнующий меня давно вопрос: что же будет, если неожиданно (от чрезвычайных ситуаций никто не застрахован), перестанут работать все серверы, в том числе и запасные, где хранятся все архивы электронной отчетности? Но, по заявлению лектора, такое по определению невозможно - если выходит из строя один сервер, копия отчетностей доступна на резервном "хранилище".
Выйдя на небольшой перерыв, все-таки улучив момент, задаю пару наводящих вопросов "коллегам" - участникам семинара (к этому моменту подошли еще двое опоздавших бухгалтеров).
- Я здесь по настоянию начальства, в скором времени мы переходим на электронную систему отчетности, но пока еще не решили - какая из них самая оптимальная, - рассказала о цели своего присутствия главный бухгалтер ресторанной сети Елена Бойко. - А если говорить вообще о целях семинаров, стоит заметить, что на бесплатных зачастую хромает уровень лекторов. Готовясь к тренингам, слушатели часто задают вопросы по нерешенным проблемам своего бизнеса и надеются получить не ссылку на статьи закона, а конкретную рекомендацию, как грамотно поступить в подобном случае. Поэтому для лектора очень важно совмещать доскональные теоретические познания с умением найти правильное решение в конкретной рабочей ситуации. Идеальный лектор - это человек, обладающий обширной теоретической и практической базой, и знающий действующее законодательство финансов. Основное качество такого учителя - умение удержать интерес аудитории. Когда слушатели не зевают от скуки, даже самый сложный материал легко понять и запомнить.
Мой лектор оказался на редкость убедительным и энергичным, впрочем, далеким от бухгалтерии - ведь его задача устанавливать программное бухгалтерское обеспечение, прежде успешно предложив его десятку потенциальных клиентов. А моя задача, как бухгалтера, осознать, насколько действительно ли мне нужен данный программный продукт.
Отсидев два часа, выслушав ни к чему не обязывающую лекцию, получив талон на обслуживание с пятипроцентной скидкой, довольная таким результатом посещения отправляюсь дальше - изучать специфику платных семинаров.
Заплатил - и порядок
Платных семинаров еще больше, чем бесплатных. Но почему-то и попасть туда оказалось намного сложнее - многие организаторы неизменно считают, что темы лекций секретны и покрыты коммерческой тайной. А представитель прессы, посетивший такой семинар, непременно напишет книгу и прикарманит таким образом чужие деньги.
Стоимость однодневных тренингов для бухгалтеров в среднем 1,5 тысячи рублей. Впрочем, особенной популярностью пользуются выездные семинары: обычно они организуются на несколько дней и проводятся где-нибудь в тихом месте за городом. Стоимость их варьируется от четырех тысяч рублей и до нескольких тысяч долларов. Некоторые устроители берут на себя риск и организуют даже заграничные семинары.
Организаторы платных семинаров предлагают темы на любой вкус: "Особенности бухгалтерского учета и налогообложения ресторанов, баров, кафе и других предприятий общественного питания", "Делопроизводство на предприятии", "Налоговое планирование в организациях. Оптимизация налоговых платежей", "Актуальные вопросы исчисления Единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Совмещение ЕНВД с УСНО или с обычной системой налогообложения", "Особенности налогообложения, бухгалтерского и налогового учета и отчетности аптек", "Особенности бухгалтерского учета и налогообложения в организациях гостеприимства" и другие.
Выручка от платных семинаров идет на оплату времени лекторов, аренду помещения, организацию питания, обеспечение благодарных слушателей разными брошюрками-блокнотиками, кофе-брейки и банкеты "для закрепления знаний". Разумеется, определенный процент причитается организующей стороне.
Чтобы стать участником одного из платных семинаров, необходимо: во-первых, ознакомиться с правилами участия, во-вторых, выбрать интересующую тему, потом изучить программу семинара. Затем вы должны заполнить регистрационную форму по выбранному семинару и получить по факсу счет на оплату участия. Также обязательно надо ознакомиться с образцами договора на предоставление консультационных услуг и актом сдачи-приемки услуг. Обычно и то, и другое присылают по факсу или по е-mail после получения заполненной регистрационной формы. Далее следует оплатить регистрационный взнос в благое дело семинаров. В эту сумму обычно включены: участие во всех заседаниях семинара, информационные материалы, для некоторых семинаров - дополнительные услуги (кофе во время перерывов и обеды).
Целевая аудитория
В основном такие тренинги посещают главные бухгалтеры, но вполне резонно, если "потренироваться" захочет и рядовой финансист, который стремится повысить свой уровень знаний для дальнейшего карьерного роста. Плюс в этом должна быть заинтересована организация. В любом случае фирма если и будет тратить деньги, то исключительно в уверенности, что это пойдет ей на пользу.
За "кулисами" одного из таких семинаров мне удалось ненавязчиво пообщаться с парой бухгалтеров. Как рассказала Екатерина Акинькина, за чьей спиной десятилетний стаж работы в бухгалтерии туристической компании в должности главного бухгалтера, "на бесплатных мероприятиях речь в основном идет о позиционировании каких-либо новых товаров или услуг, еще мало известных в бухгалтерской среде. Реклама, одним словом. Другая сторона медали - это семинары на темы, априори обреченные на провал, потому что если за них еще и деньги брать, то уж точно никто не придет. А ведь всем надо отчитываться о проделанной работе, в том числе, и проведенных мероприятиях. Некоторые учебные центры выдают аттестаты, подтверждающие профессионализм бухгалтера. Но для этого надо в год посетить определенное количество семинаров, причем конкретных фирм, которые дают сертификат для дальнейшего подтверждения аттестата. Но лично мне удается бывать на семинарах не чаще, чем раз в полгода". При этом, как утверждают специалисты, сертификаты, выдаваемые на платных семинарах, не есть показатель повышения квалификации. Это своеобразный способ привлечения клиентов, о котором простые бухгалтеры, как люди добропорядочные, порой просто не догадываются.
"Признаюсь, для углубления своих знаний мне легче использовать соответствующую литературу: законодательство меняется с необычайной скоростью, на семинары много не находишься, - высказала свое отношение к тренингам, как к таковым, бухгалтер одной из крупных столичных сетей аптек Мария Подлесская. - К тому же есть различные правовые базы, где четко прописываются основные изменения в законодательстве, положения, приказы, финансовые консультации, задаваемые вопросы и ответы специалистов: это очень удобно и экономит рабочее время. Пару месяцев назад посещала платный семинар, организатором которого выступал "Архитектор бизнеса". И... ничего интересного там не услышала. И, как мне кажется, это лишняя трата денег и времени.
Я думаю, что посещения семинаров должны иметь определенную цель: найти необходимое решение той или иной налоговой проблемы. А тратить время на уже известные и понятные темы ни к чему. Но бывает что, казалось бы, все понятно, и все-таки вне зависимости от уровня знаний иногда открываются неизвестные ранее аспекты: ведь невозможно же предвидеть и просчитать все ситуации".
При этом, отправляя рядовых сотрудников на повышение, руководство фирмы всегда учитывает тот факт, что чем выше будет квалификация специалиста, тем больше вероятности, что он с легкостью перейдет на другую - более высокооплачиваемую работу.
И последнее, но отнюдь немаловажное: за чашкой кофе на платных семинарах нередко всплывает небезосновательная тема того, что региональным коллегам на необходимые семинары попасть вообще крайне сложно. Во-первых, большинство действительно значимых семинаров проводятся в крупных городах, а чаще - в столице (а это командировка, лишняя трата денег для организации, плюс долгосрочный отрыв от работы). Во-вторых, информация о любых семинарах и повышениях квалификации, допустим, до бухгалтера ООО "Молоко и масло" деревни Тагайка Терновского района Воронежской области доходит крайне редко. В глубинке не то что с интернетом проблемы, но и мобильная связь далеко не каждому по карману.
К сведению
Слушатели бухгалтерских семинаров выделяют как самых квалифицированных и востребованных лекторов: налогового консультанта Елену Воробьеву, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Наталью Комову, аудитора Ирину Лихникевич, независимого консультанта Всеволода Леви, руководителя отдела в департаменте по бухгалтерскому учету и аудиту Министерства финансов Татьяну Шнайдерман, юриста Андрея Никонова.
И. Мелехова
"Расчет", N 12, декабрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru