"Еще есть время исправить ошибки...."
(интервью с В. Мещеряковым, руководителем авторского
коллектива книги "Годовой отчет - 2006")
Уходящий год был богат на изменения в налоговом законодательстве. Перемены коснулись и бухгалтерского учета. Нововведения столь многочисленны и кардинальны, что сориентироваться в них было нелегко. И вот - грядет подготовка и сдача годовой отчетности, а многие вопросы так и остались без ответа. Наиболее интересные из них мы решили задать Владимиру Мещерякову, руководителю авторского коллектива знаменитой книги "Годовой отчет - 2006".
Как известно, с 1 января 2006 года все фирмы начисляют НДС "по отгрузке". Если компания продает товары через комиссионера, что для нее является "датой отгрузки": день передачи товаров посреднику или день, когда посредник отгрузит их покупателям?
С точки зрения логики и здравого смысла "дата отгрузки" - это день, когда комиссионер отгрузит товары покупателю. Ведь именно в этот день и возникнет объект обложения НДС - реализация. В книге "Годовой отчет 2006" мы предлагаем делать проводку по начислению НДС в момент передачи товаров покупателю, а не посреднику. Подтверждает правильность такого подхода и письмо Минфина, вышедшее весной этого года.*(1) Правда, в этом документе финансисты выразились несколько туманно. Дословно процитировать не берусь, но общий смысл такой: "при передаче товаров комиссионеру у комитента датой отгрузки признается дата составления первого первичного документа, оформленного на покупателя". "Бумаги" (накладную, счет-фактуру) на покупателя составляют, отгружая ему товары. Вот и получается, что начислять НДС комитент должен в тот день, когда посредник передаст товары покупателю.
Выходит, те же правила действуют и при продаже товаров по договорам с особым порядком перехода права собственности - в момент оплаты? Датой отгрузки у продавца считается день реализации товаров, то есть дата поступления денег за них?
Не все так просто. Давайте попробуем разобраться. С одной стороны, действительно, объект обложения НДС - это реализация товаров, работ или услуг. А реализация, в свою очередь, - это переход права собственности на ценности. Получается, что в день передачи товаров по договорам с особым порядком перехода права собственности еще нет никакой реализации. А раз нет реализации, то нет и объекта обложения НДС.
Однако статья 167 НК РФ предписывает определять налоговую базу именно в день отгрузки продукции, а не в день ее реализации. Сотрудники ФНС трактуют понятие "день отгрузки" буквально. И требуют начислять НДС при любой отгрузке, независимо от того, когда происходит фактическая реализация. Кстати, с ними согласны и финансисты. В своих разъяснениях*(2) они упорно используют уже упомянутую мной фразу: "...датой отгрузки признается дата составления первого первичного документа, оформленного на покупателя". Первый документ на покупателя (накладную) составляют, передавая ему товары. При этом неважно, какой порядок перехода собственности установлен договором - в момент отгрузки или в момент оплаты.
А могут ли помочь подобные условия договора заплатить налог на прибыль после поступления денег? Или в отношении этого налога действуют такие же правила?
К налогу на прибыль эти правила отношения не имеют. В 25-й главе Налогового кодекса, которая ему посвящена, таких норм нет. В принципе вы можете определить в договоре особые условия перехода права собственности и заплатить налог в том периоде, когда к вам поступили деньги. Правда, и здесь есть несколько "скользких" моментов. Бухгалтер должен все проанализировать.
Владимир Иванович, Ваша книга посвящена не только расчету налогов, но и бухгалтерскому учету и отчетности. Поэтому хотелось бы задать "бухгалтерский" вопрос. Бытует мнение, что предоплата и доходы будущих периодов - это одно и то же. Некоторые считают так: если партнер перечислил деньги вперед, значит, фирма получила аванс. Другие видят признаки доходов будущих периодов там, где их может не быть вовсе. То есть, сам факт перечисления денег "вперед" уже гарантирует будущий доход. Как же все-таки различить эти два понятия?
О том, что собой представляют доходы будущих периодов, мы довольно подробно написали в книге "Годовой отчет - 2006". Главное различие авансов и будущих доходов в том, что предоплата сама по себе еще не приносит никакой экономической выгоды. Ведь компании, получившей ее, еще предстоит исполнить свои обязательства - отгрузить товар, выполнить работу или оказать услугу. Если она этого не сделает, деньги придется вернуть.
А доходы будущих периодов - это суммы, поступившие в счет договоров, по которым возврат денег не предполагается. Поэтому фирма получает экономическую выгоду сразу, в момент поступления денег.
Чтобы понять, чем является полученный платеж, нужно внимательно изучить условия сделки.
Вот, например, договор поставки товаров, по которому предусмотрена оплата раньше отгрузки. Если продавец не выполнит своих обязательств в определенный срок или покупателя не устроит качество товаров, поставщик вынужден будет вернуть деньги. Понятно, что в этой ситуации продавец получит доход только тогда, когда отгрузит товары, а покупатель примет их. И деньги, поступившие вперед, не что иное, как "обычная" предоплата.
Другое дело - договоры, по которым плату внесли вперед, и ее возврат не предусмотрен.
А так ли уж важно их различать?
Да, важно. Во-первых, за неправильное ведение бухгалтерского учета могут оштрафовать. Во-вторых, пользователи отчетности, например, собственники фирмы, могут недополучить важную информацию или получить ее в искаженном виде. Ведь они по данным бухгалтерского баланса делают выводы о "здоровье" фирмы, о ее общем финансовом состоянии.
Особый интерес пользователей вызывают чистые активы. Чтобы определить их величину, из суммы активов вычитают сумму пассивов. Причем в расчете участвуют не все показатели бухгалтерского баланса. В частности, доходы будущих периодов (строка 640 баланса) не входят в состав пассивов, принимаемых к расчету, а кредиторская задолженность (строка 620 баланса) входит. Чем больше стоимость чистых активов, тем эффективнее работа компании. И если завысить показатель строки 620 баланса, то величина чистых активов может оказаться неоправданно заниженной.
В Вашей "прошлогодней" книге "Годовой отчет - 2005" была глава, посвященная поправкам следующего года. Она так и называлась "Что год грядущий нам готовит?" Сохранилась ли эта традиция и сейчас?
Сохранилась, но в несколько измененном виде. На этот раз мы решили объединить "свежие" поправки в Трудовой кодекс, которые действуют с октября нынешнего года, и изменения в Налоговый кодекс, которые вступят в силу только с 1 января года будущего. В итоге - "родилась" новая глава, которая называется "Трудовой и Налоговый кодексы: что нового".
Раз уж речь зашла о новациях 2007 года, то действительно ли со следующего года налоговики смогут взыскивать штрафы без суда?
Да, к сожалению, это так. Со следующего года любые штрафы, независимо от их размера, можно будет взыскивать без суда.
Правда, случаи внесудебного взыскания штрафов в Налоговом кодексе прямо не перечислены. Но если внимательно проанализировать все изменения, то можно сделать вывод, что внесудебный порядок взыскания санкций станет основным.
Обратимся, например, к статье 114 "Налоговые санкции" Налогового кодекса.
В пункте 7 действующей редакции этой статьи сказано, что штраф, который превышает 50 000 рублей (для предпринимателей этот лимит составляет 5000 руб.), взыскивают в судебном порядке. Из новой же редакции статьи 114 НК РФ (она вступит в силу со следующего года) пункт 7 вообще исключили. Таким образом, исчезла оговорка о "судебном" списании санкций.
Законодатели восполнили и другие правовые "пробелы", которые "тормозят" порядок внесудебного взыскания штрафов.
Но огорчаться не стоит, есть и хорошие новости.
Какие именно?
Ну, возьмем хотя бы выездные налоговые ревизии. Проверить компанию по разным налогам инспекторы смогут не чаще двух раз в году. Сейчас такого ограничения нет: посетить фирму по разным вопросам налоговики могут столько раз в году, сколько захотят.
А если при контрольной проверке "вышестоящие" инспекторы выявят нарушение, которое не обнаружили их "предшественники", они не вправе будут применить к фирме налоговые санкции. Сейчас такой оговорки в кодексе нет.
И все же лучше, если бухгалтер обнаружит ошибку сам, до того, как это сделают инспектора при камеральной или выездной проверке. Ноябрь и декабрь для бухгалтеров - период относительного затишья. Девятимесячная отчетность сдана и еще есть время найти и исправить оплошности, допущенные в течение года. А поможет в этом наша книга!
"Расчет", N 12, декабрь 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Речь идет о письме Минфина России от 3 марта 2006 г. N 03-04-11/36.
*(2) См., например, письмо Минфина России от 11 мая 2006 г. N 03-04-11/88.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru