Сверить платежи с налоговой
У большинства бухгалтеров слова "сверка с налоговой инспекцией" вызывают лишь негативные эмоции. Тем не менее, от этой процедуры никуда не деться. Как быстро и безболезненно справиться со сверкой, советует член палаты налоговых консультантов Олег Никаноров.
Сверяться будем
Иногда выверка расчетов с бюджетом обязательна для фирмы. Например, при переходе из одной инспекции в другую, или при ликвидации самой компании, филиала, обособленного подразделения (п. 3 регламента организации работы с налогоплательщиками, утвержденной приказом ФНС от 9 сентября 2005 г. N САЭ-3-01/444@). Сверять расчеты с налоговой надо и на конец года (п. 74 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, утвержденного приказом Минфина от 29 июля 1998 г. N 34н; п. 2 ст. 12 закона "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ).
Однако довольно часто фирма сама выступает инициатором сверки. Например, при смене главного бухгалтера или для того, чтобы получить справку о состоянии расчетов с бюджетом (форма N 39-1, утвержденная приказом ФНС от 4 апреля 2005 г. N САЭ-3-01/138@). Ведь известно, что, выверив налоговые платежи, получить "положительную" справку значительно проще. А "бумажка" эта пригодится и для получения кредита в банке, и для участия в тендере.
Что же нужно для добровольной сверки платежей?
Начало пути
Напишите заявление в налоговую. Форма - произвольная. Главное указать название фирмы, ИНН, КПП, виды налогов и период, за который вы хотите провести выверку.
Отправить заявление можно по почте или отвезти его лично. По вашей просьбе инспектор обязан на втором экземпляре "проставить отметку о принятии и дату представления заявления" (п. 3.4.1 регламента, утвержденного приказом ФНС от 9 сентября 2005 г. N САЭ-3-01/444@).
Теперь, отсчитав от этой даты десять рабочих дней, можно ехать за актом сверки (п. 3.1.2 регламента). Его составляют по форме 23-а (краткая), утвержденной приказом ФНС от 4 апреля 2005 года N САЭ-3-01/138@.
Если сведения налоговой совпадут с данными фирмы, то на этом процедура сверки заканчивается.
Но на практике все не так красиво. Чаще всего данные не совпадают. Например, печатая платежки, бухгалтер может сделать ошибку в КБК. Тогда средства фирмы попадут либо в другой бюджет, либо повиснут как невыясненные. В результате возникнет недоимка по налогу, а значит, и пени. Фирма же об этом и знать не будет.
Иногда ошибается налоговая. Ей достаточно "потерять" хотя бы одну декларацию или неправильно занести сумму платежа, и данные во время сверки не совпадут. Теперь-то и начинается та кошмарная сверка, которую так не любят бухгалтеры. Не отчаивайтесь! Вот несколько советов для того, чтобы получить заветный акт с наименьшими потерями сил, времени и нервов:
Совет 1: сделайте "свой" лицевой счет
Вместе с заявлением сдайте в налоговую реестр своих начислений и платежей. Составьте его по тем правилам, которые приняты в налоговой для лицевых счетов. Тем самым вы максимально упростите работу инспектора. Это значительно ускорит сверку.
Для каждого налога оформите отдельную табличку(см. табл.). Она должна охватить весь период сверки. Удобно сделать разбивку по годам. Если налог вы платите ежемесячно, то и реестр составьте по месяцам. Пишите именно ту сумму, которую вы должны были уплатить за тот или иной период. Внимание: никаких нарастающих итогов! Дело в том, что именно так делают записи в лицевом счете в налоговой.
Дата начисления налогов должна совпасть с датой сдачи декларации. Так, например, начисление по НДС за январь надо записать 20 февраля.
А вот налог на прибыль имеет свою особенность. Некоторые фирмы платят по нему ежемесячные авансовые платежи, рассчитывая сумму по предыдущему кварталу. В этом случае отразите платежи 28-го числа каждого месяца. Сумму доплаты по декларации за отчетный период укажите 28-го числа месяца, следующего за отчетным. Получается, что в вашем реестре должны быть записаны четыре суммы за квартал по налогу на прибыль. По одной за каждый месяц и корректирующая по итогам за период.
А что делать, если декларация за квартал составлена "к уменьшению"? Тогда придется разделить сумму уменьшения на три равные части. Затем записать их в реестр со знаком "минус" после каждого из трех авансовых платежей.
Совет 2: позаботьтесь о первичке
Важно узнать, какому инспектору поручили выверять платежи вашей фирмы. Чтобы это выяснить, можно позвонить в налоговую дня через три после подачи заявления. Познакомившись с "вашим" контролером, попросите его указать на расхождения между вашим реестром и данными инспекции. Не стесняйтесь напомнить о себе лишний раз. Может оказаться, что в карточке лицевого счета вашей компании не хватает начислений. Обычно в этом случае инспектор, проводящий сверку, согласно регламенту должен написать служебную записку в отдел ввода отчетности. В письме он просит найти недостающую отчетность в архиве и ввести ее в лицевой счет. Дело в том, что отдел, занимающийся сверкой, не занимается начислениями. Эта процедура займет время.
Возьмите инициативу в свои руки! Ведь вам значительно проще и быстрее, чем архиву, найти недостающий документ. Сделайте копии со своего экземпляра отчетности. На каждом документе напишите "копия верна" и заверьте его печатью и подписью директора. Копии постарайтесь сделать так, чтобы была четко видна отметка налоговой о сдаче. Если отчетность предоставлялась по почте, то стоит скопировать опись вложения и квитанцию почты. Все копии лучше подшить в одну папку. Еще для выверки могут понадобиться копии платежек по недостающим платежам и банковские выписки.
Обратите внимание: во время сверки может выясниться, что сумма налога зачислена по неправильному КБК, но в тот же бюджет. В этой ситуации можно сделать "переброску" между налогами. Для этого подайте в налоговую заявление с просьбой произвести зачет. Однако зачет невозможен, если сумма перечислена в другой бюджет. В этом случае придется погасить задолженность, еще раз перечислив налог по правильным реквизитам.
Совет 3: требуйте "камералку"
И вот, наконец, настал тот долгожданный миг, когда все начисления проведены, а платежки разнесены. Но не спешите подписывать акт сверки. Помните, что по статье 88 Налогового кодекса чиновники имеют право в течение трех месяцев с даты сдачи проводить "камералку" по каждой декларации. Узнайте, была ли проведена камеральная проверка ваших деклараций.
Часто случается, что фирма проводит сверку и получает заветный акт. Но ее последние отчеты камеральную проверку еще не прошли. Результат может быть плачевным. Через некоторое время на лицевом счету фирмы могут появиться недоплаты, пени, и даже штрафы.
Чтобы этого не допустить, загляните в отдел камеральных проверок. Для целей выверки расчетов с бюджетом налоговикам достаточно только проверить дату сдачи отчета и правильность арифметического подсчета налога. Технически такой вид контроля провести очень просто. Инспектору надо нажать кнопку "камеральная проверка" в компьютерной программе, установленной в налоговой инспекции. Компьютер сам выявит ошибки подсчета в сданной декларации, а за несданные вовремя - начислит штрафы.
И вот только теперь можно подписывать акт сверки и с чувством исполненного долга продолжать подготовку к годовому отчету.
Дата | Начислено | Перечислено | N и дата п/п |
Сальдо |
В ИФНС N 04 ЦАО г. Москва
От ООО "Дельта" (ИНН/КПП)
Заявление
Просим провести сверку расчетов ООО "Дельта" с бюджетом за 2006 год по следующим налогам:
- НДС;
- налог на прибыль;
- налог на имущество;
- ЕСН.
Генеральный директор Жигулев /Жигулев В.А./
О. Никаноров,
член палаты налоговых консультантов
"Расчет", N 12, декабрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru