Преспективы
Чиновники перекроили ПБУ
В середине сентября Минфин выпустил два документа, которые наделали немало шума в бухгалтерской среде. Речь идет о приказах от 18 сентября N 115н и N 116н. Как оказалось, первый - в визе Минюста не нуждается, несмотря на то что он внес изменения сразу в 5 Положений по бухгалтерскому учету. Что касается приказа N 116н, то его Минюст зарегистрировал 24 октября 2006 года под номером N 8397. И коснулся он девяти ПБУ.
В течение нескольких лет форма N 2 "Отчет о прибылях и убытках" (утвержденная приказом Минфина от 22 июля 2003 г. N 67н) оставалась неизменной. Последние правки в нее внесли в конце 2004 года.
Бухгалтеры сейчас ведут учет, ориентируясь на следующую классификацию доходов в зависимости от характера, условия получения и направлений деятельности:
а) от обычных видов деятельности;
б) операционные;
в) внереализационные.
Поступления, указанные в пунктах "а" и "б", считают прочими доходами, к ним же относят и чрезвычайные.
Согласно пункту 5 ПБУ 9/99, доходами от обычных видов деятельности признается выручка от продажи продукции и товаров, выполнения работ, оказания услуг. Тем не менее, пункт 4 этого же документа разрешает фирме самой определять, к какой категории отнести поступления. Но при этом необходимо учитывать требования указанного положения, специфику деятельности компании, вид дохода и обстоятельства его поступления. Признать в бухгалтерском учете эти суммы можно только при соблюдении названных условий.
В частности, фирма вправе установить, что обычным считается вид деятельности, если доля доходов от него составляет более 5 процентов от общей суммы доходов. Также могут использоваться другие критерии, например, систематичность и длительность их получения и т.д.
Поступления по обычным видам деятельности отражают в бухгалтерском учете по кредиту счета 90 "Продажи". Что касается этой категории расходов, то при формировании финансового результата они списываются со счетов учета затрат (20 "Основное производство", 44 "Расходы на продажу") в дебет счета 90.
Есть время подготовиться
Своими приказами N 115н и N 116н Минфин внес изменения сразу в 14 Положений по бухгалтерскому учету. Также эти документы затронули Инструкцию по применению плана счетов, форму N 2 "Отчет о прибылях и убытках" и еще ряд актов финансового ведомства.
Основной смысл изменений в том, что модифицировалась классификация доходов и расходов. То есть вместо операционных, внереализационных и т.п. теперь будут только "прочие". С одной стороны, это существенно облегчит жизнь бухгалтерам. Не придется ломать голову, к какой категории отнести, например, доход от сдачи имущества в аренду. С другой - все эти изменения будут действовать "начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2006 год". То есть сейчас бухгалтеры должны в авральном порядке вносить изменения в учетные регистры и приводить их в соответствие с новыми требованиями. Сдавать отчет за этот год нужно уже по-другому, подтверждает главный специалист-эксперт юридического отдела УФНС по Московской области Александр Мосякин:
- Да, действительно, новая классификация работает с отчетности за 2006 год. Но у компаний есть еще время внести исправления.
Форма N 2 лишилась строк 120 и 130. Кроме того, у строк 090 и 100 - новое название: "прочие доходы" и "прочие расходы" соответственно. В форме N 5 из двух строк точно так же исключены слова "внереализационные". Вместо них законодатели поставили "прочие".
Кстати, организация может разработать собственные формы бухгалтерской отчетности, используя образцы форм, предложенные Минфином в приказе N 67н. Но при этом нужно соблюсти общие требования - такие, как полнота, нейтральность, существенность и т.д.
Проблема как таковая еще заключается в том, что основная масса вспомогательной бухгалтерской литературы по отчетности вышла раньше принятых изменений. Соответственно, полностью полагаться на различные справочники, наверное, не стоит. Тем не менее, поправки носят в основном технический характер и вряд ли серьезно отразятся на ведении бухгалтерского учета в целом. Жаль только, что все изменения у нас принимают вот так... под Новый год.
Отсчет пошел
В состав годовой бухгалтерской отчетности входят баланс и еще пять форм. Кроме того, нужно представить в налоговую инспекцию пояснительную записку и аудиторское заключение (итоговую часть). Последний документ у вас потребуют только в том случае, если фирма по закону подлежит обязательному аудиту. Малые предприятия могут себе позволить ограничиться только балансом и формой N 2. Упрощенцы, как известно, от ведения бухгалтерского учета освобождены в принципе (кроме учета имущества и обязательств), что разрешает им не представлять и бухгалтерскую отчетность.
Крайний срок для посещения инспекции по поводу сдачи баланса и других документов за 2006 год будет 2 апреля 2007 года. То есть не позднее истечения 90 дней после окончания года. Кстати, оштрафовать за не вовремя принесенные формы N 3 и 4 инспекторы не вправе. Это приложения к балансу и "Отчету о прибылях и убытках", а не самостоятельные отчеты. Так что санкции по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса фирме не грозят.
Без бумажки на море не попасть
Представители Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму 21 ноября внесли в парламент на рассмотрение законопроект, который призван продлить лицензирование туроператорской и турагентской деятельности до 1 июля 2007 года.
Сегодня государство регулирует туристскую деятельность при помощи лицензирования туроператорской и турагентской деятельности, стандартизации в туристской индустрии, сертификации туристского продукта (ст. 4 закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ). Такой порядок действовал, пока правительство в рамках административной реформы не стало инициатором закона, отменяющего с 1 января 2007 года лицензирование туроператорской и турагентской деятельности. Поскольку день Х все ближе, правительство задумалось о том, как бы не выпустить турагентов из-под контроля и внесло в Госдуму законопроект, который должен в корне изменить жизнь турфирм. 18 октября его приняли в первом чтении.
Революционные поправки гласят, что в действующий Закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" будет введено понятие "финансовая гарантия". Это банковская гарантия и страхование от убытков (ущерба), возникающих вследствие неисполнения обязательств туроператора перед клиентами. Предлагаемые финансовые гарантии дифференцированы в зависимости от вида туроператорской деятельности. Их размеры составляют 10 млн рублей для международных и внутренних туроператоров и 1 млн рублей для турфирм, работающих только на рынке внутреннего туризма.
Кроме того, руководитель туристической компании будет обязан иметь профильное образование, а вместо лицензирующего органа законопроект вводит Единый федеральный реестр туроператоров. На основании решения о включении в реестр организации будет выдаваться свидетельство. Однако попасть в реестр компания может только после представления банковской гарантии или полиса страхования гражданской ответственности. Но не совсем понятно, как будут работать фирмы с 1 января по конец марта, ведь законопроект предусматривает переходный период (90) дней, в течение которого закон еще не вступит в силу, а действие лицензий уже закончится.
Лицензирование могут продлить
О законопроекте, сохраняющем существующую систему лицензирования, "Московскому бухгалтеру" рассказал один из его авторов - заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Юрий Барзыкин. По словам депутата, к разработке инициативы его подтолкнули многочисленные обращения представителей туристской и предпринимательской общественности и их просьбы сохранить лицензирование турбизнеса еще на полгода, в том числе - более 10 обращений от субъектов права законодательной инициативы.
Кстати, возможно документ путем внесения поправок соединят с аналогичным законопроектом о продлении лицензирования в аудиторской и строительных видах деятельности, внесенный Комитетом Госдумы по собственности, считает Юрий Барзыкин. Его депутаты планируют рассмотреть в первом чтении 6 декабря. Таким образом, если лицензирование продлят, это позволит более тщательно проработать механизмы фингарантий, а также Ростуризму подготовить "Правила оказания услуг турагентов" и другие подзаконные акты, утвердить их в правительстве.
К законопроекту о финансовых гарантиях, уже принятому в первом чтении 18 октября, к 28 ноября поступило 89 официальных отзывов от субъектов права законодательной инициативы, большинство из которых - с конкретными предложениями, а также - более 300 поправок. Получено более 70 обращений от представителей туристской общественности.
Замглавы профильного комитета также отмечает, что реализация декларируемых законопроектом положений в области защиты прав потребителей (финансовые гарантии) не должна привести к ущемлению фирм и предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере въездного и внутреннего туризма:
- Важно, чтобы заработал механизм фингарантий, а размеры должны быть достаточными для сохранения стабильности на рынке. К тому же для обеспечения стабильности и предсказуемости переходных положений, необходимых для механизма финансовых гарантий, отмену лицензирования нужно синхронизировать с введением новых механизмов государственного регулирования туристской деятельности.
Заветный документ
Занимается лицензированием Федеральное агентство по туризму. Чтобы получить лицензию, фирме нужно представить в Ростуризм заявление, в котором указать свое полное и сокращенное наименование, организационно-правовую форму компании. Также место ее нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений в ЕГРЮЛ.
Индивидуальному предпринимателю необходимо сообщить ФИО, место жительства, ИНН, паспортные данные, регистрационный номер записи о государственной регистрации предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о нем в ЕГРИП.
И фирме, и частнику нужно также указать адреса мест, в которых заявитель намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности. Действует разрешение не менее пяти лет, затем этот срок продлевают (ст. 8 и 9 закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ).
"Московский бухгалтер", N 23, декабрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007