"Юридический отдел: мы жалобы не рассматриваем"
(интервью с Е. Тарасовой, заместителем начальника отдела
и А. Мосякиным, главным специалистом-экспертом)
Судебное и внесудебное взыскания, споры и бесспорный порядок, рассмотрение жалоб, заявлений и обращений бухгалтеров. Это лишь немногое из того, чем занят юридический отдел УФНС по Московской области. Рассказали о своей деятельности и ответили на вопросы читателей "Московского бухгалтера" заместитель начальника отдела Екатерина Тарасова и главный специалист-эксперт Александр Мосякин.
- Екатерина Васильевна, как много дел выигрывают налоговые органы у организаций в Московской области?
Е.Т. - По делам, касающимся взыскания штрафов, в первом полугодии 2006 года мы выиграли почти все. Дел, разрешенных в нашу пользу, даже больше, чем в Москве. Во втором полугодии - порядка 70 процентов дел мы проиграли. Это понятно и объяснимо. Причина - постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда от 12 октября 2006 г. N 53 и определения Конституционного Суда от 12 июля 2006 г. N 266-О и 267-О, которые дают организации право представлять на судебное заседание все документы. То есть складывается следующая ситуация. Налоговая инспекция проводит камеральную или выездную проверку. По ее результатам выносит решение, в котором указывает те нарушения, которые были допущены компанией.
Если налогоплательщик не согласен, он вправе обжаловать решение в суде. Учитывая вышеупомянутое постановление, у него есть возможность принести на заседание уже исправленные документы - без тех ошибок, на основании которых было отказано в вычете НДС. К тому же фирма может представить те бумаги, которые инспекторы в глаза не видели или имели существенные недостатки. Предположим, изначально счета-фактуры были составлены неправильно, не указаны грузоотправитель или грузополучатель (п. 5 и 6 ст. 169 НК). Это повод отказать в вычете по НДС (ст. 171 и 172 по внутренним операциям, ст. 176 по экспортным операциям). А к судьям данные документы попадают уже исправленные. Суд обязан их принять и рассмотреть, то есть фактически провести камеральную или выездную проверку. По итогам такой ревизии нарушений уже, естественно, не находят.
Не так давно подмосковное УФНС совместно с Федеральным арбитражным судом Московского округа и столичным УФНС разработали и приняли методические рекомендации для судов. На их основании суды не брали на себя полномочия налоговых органов по проведению проверок. Поясню: если решение инспекцией вынесено, иного быть не может, потому что у инспекторов были только документы, представленные в первоначальном виде. В том случае, когда на судебное заседание фирма приносит уже другой пакет документов (исправленных), то судьи считают, что налоговый орган был прав, так как не видел "отреставрированного варианта". Как правило, в таких ситуациях дело направляли на новое рассмотрение в инспекцию. Рекомендации существенно нам помогали, пока не вышло постановление ВАС N 53. А ведь одно время была устойчивая тенденция к увеличению количества побед налоговиков. Наша точка зрения сейчас такова: суд должен решать спор, принимая во внимание только те документы, которые были представлены в ИФНС при проверке. Проблема в данный момент стоит очень остро, учитывая позицию КС и ВАС.
- Индивидуальный предприниматель оказывает услуги по автотранспортным перевозкам пассажиров в Московской области. В прошлом году отчитывался по ЕНВД, а в декларациях указывал 25-36 транспортных средств. Однако налоговая инспекция не сообщила, что он не подпадает под ЕНВД, так как количество машин превысило 20. При выездной налоговой проверке все это выявили и начислили огромные суммы налогов, пеней и штрафов. Есть шанс каким-то образом вернуть эти деньги? Можно ли обжаловать решение инспекции по акту проверки, ведь три месяца после его вынесения уже прошло?
Е.Т. - Да, предприниматель может обжаловать решение инспекции по итогам проверки, согласно Налоговому кодексу, в вышестоящей инстанции. В вашем случае - это Управление Федеральной налоговой службы по Московской области. Параллельно ничто не мешает подать исковое заявление в суд. Правда, нужно будет объяснить причину пропуска трехмесячного срока. Это можно обосновать тем, что инспекторы были обязаны донести до предпринимателя, что он не вправе применять ЕНВД. Поскольку этого не произошло, он может подать ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Я думаю, что суд встанет на его сторону. В моей практике не было ни одного неудовлетворенного ходатайства о восстановлении пропущенного срока.
Вообще по итогам выездной проверки составляется акт, по которому налогоплательщик имеет право в течение двух недель представить свои возражения. В данном случае предпринимателя обязаны были пригласить на обсуждение разногласий в инспекцию. В акте должны были быть указаны нарушения, которые в последующем инспектор отразит в решении по выездной налоговой проверке.
- Компания считает, что руководство инспекции неправомерно вынесло решение о привлечении к налоговой ответственности. В какие сроки фирма может обратиться в УФНС для обжалования, чтобы разрешить спор во внесудебном порядке? Когда будет рассмотрена жалоба?
Е.Т. - Налогоплательщик вправе подать жалобу в течение трех месяцев после вынесения решения инспекцией в вышестоящий налоговый орган. У регионального Управления ФНС есть месяц, чтобы рассмотреть заявление и дать ответ. Если организацию он не удовлетворил, то она может обжаловать решение в вышестоящем налоговом органе (ст. 140 НК), в Федеральной налоговой службе, потому что должен быть соблюден определенный порядок. Сразу в ФНС нельзя отсылать жалобу, так как ее не рассмотрят, а спустят вниз в УФНС, где мы и займемся ею. Параллельно компания может подать исковое заявление в суд (ст. 138 НК). Потому что обращение в вышестоящие налоговые органы или к должностному лицу не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. Все это указано в главе 20 Налогового кодекса "Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней". Раньше такими заявлениями занимался юридический отдел, а теперь в УФНС эти функции исполняет отдел Налогового аудита. Он был создан 1 июля этого года. Подобные подразделения есть и в территориальных инспекциях. Они занимаются непосредственно тем, что рассматривают обращения и жалобы плательщика.
- В какие сроки налоговый орган обязан вынести решение о бесспорном взыскании средств со счетов налогоплательщика? Исчислять этот срок нужно с даты составления акта проверки, вынесения решения о привлечении к ответственности или с даты вручения требования? В какие сроки инспекторы обязаны уведомить компанию о принятом решении на взыскание?
А.М. - Акт как таковой не ведет за собой сразу бесспорного взыскания суммы доначисленных налогов или пеней. После проведенной проверки инспекторы выносят решение. У плательщика есть право представить свои возражения, дополнительные документы, высказать свою точку зрения (с чем согласен или не согласен). Все доводы рассматриваются в присутствии руководителя инспекции либо его заместителя, который курирует данное направление. Только после этого будет вынесено окончательное решение и выставлено требование на взыскание. То есть те нарушения, которые выявил инспектор при проверке, нуждаются в подтверждении руководителем инспекции. И при рассмотрении разногласий они (нарушения) могут быть оспорены представителем фирмы.
После этого выставляется требование на уплату налога, которое дает организации право в десятидневный срок добровольно исполнить свои обязанности. Если она этого не сделала, то вступает в силу порядок по взысканию денежных сумм. В банк инспекторы направляют инкассовое поручение и зачастую сразу подают исковое заявление в суд на взыскание штрафа (ст. 45 и 46 НК). Напомню, что сегодня списать со счета фирмы во внесудебном порядке ИФНС вправе 50 тысяч рублей, а с предпринимателя - 5 тысяч. С нового года ограничения будут сняты.
Е.Т. - В 2007 году вообще вступает в силу немало поправок в Налоговый кодекс. Например, изменена структура камеральных проверок. Если раньше мы выявляли нарушения и сразу же составляли решение, то с учетом изменений закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ инспекция обязана сначала сообщить о них плательщику. В частности, если счета-фактуры оформлены ненадлежащим образом, найдены опечатки или суммы не сходятся с декларацией, мы как бы должны предложить фирме избавиться от них. Бухгалтер в течение 5 дней обязан представить документы с теми изменениями, которые он внес. После этого с учетом всех исправлений, если помимо них останутся нарушения, которые не были устранены, инспекторы составят акт. Раньше по камеральной проверке акт не составляли, сейчас будем. То есть законодатель ввел такой же порядок, как для выездной проверки. По акту компания вправе представить возражения, если она с чем-то не согласна, в течение трех месяцев. И только по результатам их рассмотрения будет вынесено окончательное решение.
Я бы посоветовала бухгалтерам и тем людям, которые так или иначе связаны с уплатой налогов либо с судами, ознакомиться с законом N 137-ФЗ. Так будет лучше для всех. Поскольку в нем очень много изменений, касающихся методов и порядка проведения налогового контроля. Например, ликвидировано понятие "встречные проверки".
- У компании по результатам проверки выявлена недоимка, начислены штрафы и пени. Налоговый орган вынес решение о списании денег с расчетного счета и о его блокировке. На нем достаточно средств для погашения задолженности. Недоимка возникла из-за того, что мы не доплатили НДС в бюджет. Это стало известно по результатам камеральной проверки. Имеет ли право налоговая в этом случае заблокировать счет?
А.М. - Во-первых, вы можете погасить задолженность добровольно. По результатам проверки, если есть недоимка, инспекция выставляет инкассо на ее сумму (пеней и налога). Эти средства просто списывают со счета. Тем самым недоимка погашается как бы автоматически. Во-вторых, заблокировать счет ИФНС может, только если на нем недостаточно денег для погашения долга или если вы вовремя не представили отчетность. При непредставлении декларации будут приостановлены все операции по счету. А на каком основании у вас заблокировали счет?
- У нас вся отчетность сдана. Не хватает некоторых документов к декларации по НДС.
А.М. - Это не основание. Заблокировать счет могут, только если налоговая отчетность не сдана. Но были разные спорные ситуации. Например, в суде выяснялось, что доступ к деньгам закрыли за непредставление расчетов по авансовым платежам. За это нельзя блокировать счета. Такое возможно по результатам налогового периода, когда пропущен срок сдачи декларации.
- Начисляются ли пени на ежемесячные авансовые платежи по ЕСН, если мы уплатили их не в срок? Судя по арбитражной практике - нет, но налоговые органы упорно продолжают это делать. Правомерно ли?
А.М. - Платеж есть платеж, пусть даже авансовый, и перечислять его надо вовремя. Проблема в том, что налоговые инспекторы не ведут учет на бумаге. В ИФНС есть определенная программа, которая отслеживает поступления на лицевой счет плательщика. Она автоматом начисляет пени. Это ошибка исключительно компьютера. Никто не сидит и специально не высчитывает пени на момент получения авансовых платежей.
Е.Т. - С этими программами - масса трудностей. В частности, судьи иногда просят представить акт сверки, который должен быть составлен по определенной форме. Мы объясняем, что программа не может так составить, так как у нас - установленные формы акта сверки и других не существует. Но бывает, что судья настаивает, поэтому налоговые инспекторы вручную начинают рисовать таблички совместно с бухгалтером организации. Очень тяжело доказать в суде, что программа не может по-другому. Хотя, по сути, у акта сверки нет установленного образца.
Благодарим www.provodka.ru и www.audit-it.ru за информационную поддержку при организации Горячей линии
"Московский бухгалтер", N 23, декабрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007