Нужны ли новой экономике налоговые льготы
Нынешней осенью в Перми проходил II Экономический форум "Феномен новой экономики: макроэкономические и налоговые факторы роста". В нем приняли участие крупные чиновники президентской администрации, члены правительства, депутаты обеих палат парламента, а также представители бизнес-сообщества. По приглашению Совета Федерации на форуме побывала корреспондент "Российского налогового курьера" Наталья Воронцова.
Программа форума состояла из двух пленарных заседаний и пяти тематических круглых столов. Мы расскажем о наиболее интересных дискуссиях, в ходе которых налоговая тема была доминирующей.
Как стимулировать инвестиции
Первое пленарное заседание "Новая экономика: глобальные условия развития" было посвящено развитию высокотехнологичных отраслей промышленности. В ходе обсуждения неоднократно звучали предложения вернуть в законодательство о налогах и сборах норму об инвестиционной льготе по налогу на прибыль. Данная льгота отменена с 2002 года в связи с вступлением в силу 25-й главы "Налог на прибыль" НК РФ. Напомним, что речь идет о льготе, которая была предусмотрена пунктом 1 статьи 6 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций". В соответствии с этой нормой налогооблагаемая прибыль уменьшалась на суммы, направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения.
В ответ замминистра финансов С.Д. Шаталов заявил, что отмена этой и многих других льгот подразумевалась при снижении ставки налога на прибыль. Аналогичное мнение высказал и директор Департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития России А.Н. Клепач.
По словам С.Д. Шаталова, снижать налоги и вводить льготы позволяет макроэкономическая ситуация, которая сложилась сегодня в России. Однако золотой дождь нефтяных поступлений может прекратиться в любой момент. Бюджетная политика в условиях благоприятной финансовой ситуации предусматривает увеличение расходов. Если поступления в бюджет сократятся, придется повышать налоги или отказываться от целевых программ, в первую очередь от социальных.
Руководитель Экономической экспертной группы Е.Т. Гурвич поддержал замминистра финансов. По мнению эксперта, основными препятствиями для развития экономики в России являются "невысокий уровень конкуренции, недореформированность реликтовых секторов экономики и отдельных предприятий, низкое качество государственного аппарата и недоступность кредитов для малых и новых предприятий". По статистике, которую привел Е.Т. Гурвич, 75% муниципалитетов занимаются не созданием равных конкурентных условий, а снижением налогов, потому что это проще и нагляднее. "С точки зрения бизнеса хороший налог - это нулевой налог. А измерять налоговую нагрузку, ориентируясь на "жалобы" бизнеса, бессмысленно", - заявил Е.Т. Гурвич.
С неожиданной инициативой выступил губернатор Пермского края О.А. Чиркунов. Он предложил предоставить регионам право самостоятельно и за свой счет вводить инвестиционную льготу по налогу на прибыль. В качестве примера губернатор привел эксперимент по снижению ставки налога на прибыль до 20%, который проводится в Перми. По словам губернатора, за семь месяцев 2006 года объем инвестиций увеличился на 24,1%. Правда, прокомментировал ситуацию О.А. Чиркунов очень своеобразно: "Я могу сказать вам как чиновник, что мы добились такого результата благодаря этой налоговой льготе. И это будет неправда. А могу сказать как экономист: неочевидно, что это повлияло на рост инвестиций. И уж точно это не обязательно результат снижения налога".
Представитель Минэкономразвития А.Н. Клепач согласился с губернатором, добавив, что при введении подобной льготы на региональном уровне необходимо четко определить, какие организации не смогут претендовать на нее ни при каких обстоятельствах. В частности, к ним можно отнести производителей алкогольной и табачной продукции.
Перспективы налоговой реформы
Во второй день форума налоговая тема звучала в ходе круглого стола "Экономический рост и налоги". С.Д. Шаталов, выступая на этом мероприятии, сообщил, что "для приведения фискальной системы в окончательный вид" осталось принять последнюю главу Налогового кодекса, посвященную налогу на недвижимость. Решить задачу формирования базы объектов обложения налогом на недвижимость до 2009 года не получится, а значит, окончания налоговой реформы следует ожидать не ранее чем через два-три года.
С.Д. Шаталов отметил, что даже после того, как реформа завершится, налоговая система останется динамичной. Налоговые законы будут приниматься каждый год, поскольку зафиксировать одни и те же правила без дополнений и уточнений не удастся. По мнению же председателя Экспертного совета по налоговому законодательству Госдумы М.Ю. Орлова, именно динамика налоговой системы не позволит завершить реформу, ведь налог - это не только компромисс между государством и собственником, но и вечный конфликт.
Кроме того, С.Д. Шаталов дал оценку принятому летом Закону о мерах по совершенствованию налогового администрирования*(1). Как считает замминистра финансов, проблема налогового администрирования с принятием закона окончательно не снята, хотя он позволил значительно продвинуться в этом направлении. "Закон структурирует работу налоговых органов и определяет ее регламент, но все эти нормы придется дорабатывать", - заявил С.Д. Шаталов.
Главным вопросом, которым Минфин России будет заниматься осенью этого года, является корректировка трансфертного ценообразования, причем в первую очередь по внутренним операциям. По словам С.Д. Шаталова, основная мера, которую собирается предпринять финансовое ведомство для контроля за трансфертными ценами, - расширение перечня формальных признаков взаимозависимости лиц, изложенных в статье 20 НК РФ.
Кроме того, нужно разработать механизм защиты налогоплательщика от бесспорного взыскания налогов, если налоговый орган выявит, что налогоплательщик применял некорректные цены. Скорее всего это будет установленный пакет документов, наличие которого у налогоплательщика позволит считать сделку совершенной в рамках правовых норм о трансфертном ценообразовании.
Впрочем Минфин рассматривает еще один своеобразный механизм борьбы с "оптимизацией" налогообложения, предусматривающей управление ценами. Речь идет о консолидации налогоплательщиков, при которой группа компаний или холдинг будут выступать в качестве единого налогоплательщика. (Эта идея уже выдвигалась 12 лет назад, но тогда депутаты от нее отказались.)
С.Д. Шаталову возразил думский эксперт М.Ю. Орлов. По мнению последнего, группа лиц, выступающих как единый налогоплательщик, не может существовать, поскольку налог - это отчуждение собственности государством у налогоплательщика. А группа не может быть собственником. Единственное исключение - договор простого товарищества, в рамках которого каждый участник вносит свою долю в общую собственность. А при создании консолидированных налогоплательщиков обобществлять их собственность не планируется.
Референт Экспертного управления Президента РФ С.С. Воскресенский затронул вопрос о замене НДС налогом с продаж. Однако С.Д. Шаталов пообещал, что этот вопрос, а также "более экзотические предложения" Минфин России не планирует рассматривать в рамках налоговой реформы.
Выводы
В названии форума присутствовали слова "налоговые факторы роста". Однако его участники пришли к выводу, что для развития экономики жизненно важно обострение конкуренции. Такой же распространенный инструмент экономического стимулирования, как налоговые льготы, иногда приводит к отрицательным результатам. Но эффективного использования других налоговых инструментов пока никто не отменял.
Н. Воронцова,
корреспондент "Российского налогового курьера"
"Российский налоговый курьер", N 21, ноябрь 2006 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Имеется в виду Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ. - Примеч. ред.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99