Хищение имущества в организациях:
ситуации обнаружения признаков хищения
Неприятные хлопоты руководителя, связанные с преступными посягательствами, начинаются с момента обнаружения следов (признаков), наличие которых позволяет судить о совершении хищения имущества в организации. Помимо очевидных признаков (при кражах, разбое или грабеже это - наличие следов "несанкционированного" проникновения в помещение: следы взлома, нарушение целостности строительных конструкций), нарушение порядка размещения или отсутствие имущества в местах хранения или эксплуатации имущества), предположить о хищении можно при наличии признаков подлога документов (материальных - подчистки, исправления; интеллектуальных - в случае указания недостоверных, заведомо ложных сведений), а также к данной категории неочевидных признаков порой можно отнести, как это ни покажется странным, отсутствие (полное или частичное) информации на материальных объектах или отсутствие самих носителей информации (например, платежных или учетных документов).
К сведению. Под помещением в статьях гл. 21 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ) "Преступления против собственности" понимаются строения и сооружения независимо от форм собственности, предназначенные для временного нахождения людей или размещения материальных ценностей в производственных или иных служебных целях.
Под хранилищем понимаются хозяйственные помещения, обособленные от жилых построек, участки территории, магистральные трубопроводы, иные сооружения независимо от форм собственности, которые оборудованы ограждением либо техническими средствами или обеспечены иной охраной и предназначены для постоянного или временного хранения материальных ценностей (примечание 3 к ст. 158 УК РФ).
Тайное или открытое вторжение в помещение с целью совершения хищения признается незаконным проникновением. Извлечение похищаемых предметов, осуществляемое без вхождения в соответствующее помещение, также признается незаконным проникновением (п. 18 постановления N 29).
Так как автор не ставил своей целью рассмотрение процедур осуществления проверки финансовой или хозяйственной деятельности организаций, напомним лишь, что о результатах таких проверок, содержащих данные (сведения) о наличии признаков преступлений, контролирующие / надзорные органы обязаны сообщать в правоохранительные органы. Например, налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в срок не более 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел (далее - ОВД) для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (п. 3 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Получив подобного рода материалы, органы внутренних дел в соответствии с предписаниями приказа МВД Российской Федерации от 02.08.2005 N 636 "Об утверждении инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности" (далее - Инструкция МВД N 636), организуют соответствующую проверку сведений о нарушениях законодательства. Назначить проверку (вынести официальное постановление о проведении проверки или ревизии финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности) вправе лишь уполномоченные на то должностные лица, в зависимости от "территориальной компетенции", согласно Перечню - приложению N 2 к вышеназванной Инструкции МВД N 636.
Для справки. Инструкция МВД N 636 определяет порядок проведения проверок и ревизий, осуществляемых при проверке имеющихся данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность.
Проверка - единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности проверяемого.
Ревизия - комплексное контрольное мероприятие по исследованию финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности проверяемого.
При организации и проведении проверок (ревизий), оформлении и реализации их результатов сотрудники ОВД должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Законом Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон "О милиции"), другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД РФ.
Проверка (ревизия) должна быть проведена в срок не более 30 дней, подчеркиваем, с момента вынесения постановления о ее проведении, а не с даты предъявления постановления руководителю организации. Окончанием срока проведения проверки (ревизии) является день подписания всеми проверяющими акта проверки (ревизии).
К сведению. Постановление о назначении проверки (ревизии) должно быть мотивированно (ссылка на сведения, указывающие на наличие признаков преступления) и составлено по установленной форме (приложение N 1 к Инструкции МВД N 636). В постановлении в обязательном порядке должны присутствовать следующие атрибуты: номер и дата документа (так как постановление о проведении проверки, ревизии должно быть зарегистрировано в специальном журнале ОВД); наименование должности, фамилия, подпись лица, вынесшего постановление о проверке (ревизии); полное наименование проверяемого юридического лица (или данные о предпринимателе), ИНН; фамилии, имена, отчества, занимаемые должности, специальные звания уполномоченных на проведение проверки, ревизии сотрудников ОВД; перечень санкционированных для осуществления проверки (ревизии) действий, предусмотренных п. 25 ч. 1 ст. 11 Закона "О милиции", печать ОВД.
Состав сотрудников ОВД, проводящих проверку (ревизию), указывается в постановлении на проведение соответствующего проверочного мероприятия. А в случае изменения состава проверяющих должно быть вынесено еще одно постановление - о внесении дополнений (изменений) в постановление о проведении проверки (ревизии), которое должно иметь отметку о его регистрации в специальном журнале ОВД.
Для участия в проведении конкретных действий по осуществлению проверки, ревизии могут привлекаться специалисты, а также сотрудники правовых подразделений органов внутренних дел.
В ходе проведения проверки, ревизии могут применяться фото- и киносъемка, видеозапись, иные технические средства фиксации данных. Материалы, полученные в результате применения технических средств при проведении проверки, ревизии, прилагаются к акту проверки, ревизии, в котором делается отметка о применении этих средств.
При проведении проверки, ревизии сотрудники милиции вправе изымать документы (либо их копии) с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов (либо их копий). Если изымаются подлинные документы, с них изготовляются копии, которые заверяются подписью должностного лица, проводящего проверку или ревизию. Копии документов передаются представителю юридического лица, лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (его представителю), у которого изымаются подлинные документы. В случае если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием подлинных документов, должностное лицо органа внутренних дел (органа милиции), проводящее проверку или ревизию, передает заверенные копии документов представителю юридического лица, лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (его представителю), у которого были изъяты подлинные документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается соответствующая запись в протоколе изъятия.
В случае необходимости проведения в ходе проверки (ревизии) осмотра производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества, досмотра транспортных средств, изучения документов, отражающих финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, изъятия отдельных образцов сырья, продукции и товаров соответствующие действия производятся в порядке, установленном п. 25 ч. 1 ст. 11 Закона "О милиции".
Если осуществление данных действий предусмотрено в постановлении о проведении проверки, ревизии, вынесения специального постановления об их проведении не требуется.
Обращаем внимание на то, что представители проверяемой организации (предпринимателя) имеют право присутствовать при проведении проверки (ревизии), но только если такая проверка проводится в помещениях (на территории), занимаемых самой проверяемой организацией.
По результатам проверки (ревизии) составляется акт проверки (ревизии), в котором отражаются все выявленные нарушения законодательства, а также иные имеющие значение обстоятельства. Сведения, информация и выводы, которые должны быть отражены в актах проверки (ревизии), указаны в разд. 2 и 3 Инструкции МВД N 636.
Описательная часть акта проверки (ревизии) должна комплексно отражать все существенные обстоятельства, имеющие отношение к выявленным фактам нарушений.
Обязательному отражению в описательной части подлежат: сущность нарушения законодательства, способ его совершения, период финансово-хозяйственной деятельности либо хозяйственная операция, к которому (к которой) данное нарушение относится, ссылки на документы и иные обстоятельства, достоверно подтверждающие наличие факта нарушения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены, а также факты непредставления каких-либо документов.
В итоговой части акта ревизии подлежат отражению выводы о результатах ревизии.
Акт проверки (ревизии) составляется и в том случае, если нарушения законодательства в ходе проведения проверки не выявлены.
Акт проверки (ревизии) составляется в трех экземплярах и подписывается всеми проверяющими. Первый и второй экземпляры акта вместе с прилагаемыми к ним материалами остаются в ОВД. Третий экземпляр акта вручается представителю организации (предпринимателю) под расписку с соответствующей отметкой в первом экземпляре акта проверки. В случае отказа от получения акта, а также при невозможности вручить акт по иным обстоятельствам в акте проверки (ревизии) делается соответствующая отметка, удостоверенная подписями проверяющих, а экземпляр акта проверки (ревизии) направляется юридическому лицу (предпринимателю) по почте заказным письмом не позднее дня, следующего за днем окончания проверки (ревизии).
На последнем этапе проверки (ревизии) производится реализация ее результатов путем принятия соответствующих решений (п. 27 Инструкции МВД N 636). Применительно к рассматриваемой в настоящей книге теме (в случае выявления признаков хищения) это могут быть следующие решения:
о составлении рапорта об обнаружении признаков преступления с последующим принятием решения в порядке, предусмотренном ст. 144 и 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ);
о направлении материалов проверки для рассмотрения в порядке, предусмотренном ст. 144 и 145 УПК РФ;
о возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях (в случаях, когда обнаружены признаки административного правонарушения (мелкого хищения), предусмотренного ст. 7.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях);
о передаче материалов по подведомственности, в том числе для решения вопроса о рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях;
о завершении проверки в связи с неустановлением нарушения законодательства Российской Федерации.
Итак, в данной ситуации (называя ее типичной) речь идет только об обнаружении признаков хищения имущества. Наличие конкретных сведений о похищенном имуществе, размере убытков от хищения, а также о лице, совершившем хищение, в данном случае мы можем лишь предполагать. Хотя авторы допускают вариант, когда в акте проверки (ревизии) присутствует полная информация. Но в любом случае информация об убытках от хищения и о лице, виновном в совершении хищения, может быть признана достоверной, исключительно по результатам проведенного дознания, расследования уголовного дела, а также по решению суда.
В данном случае в ситуации обнаружения в ходе проверки (ревизии) признаков хищения руководителю организации отводится роль наблюдателя, так как инициатива начала следующего этапа разбирательства, зависящая от оценки достаточности имеющихся сведений для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, либо об отказе в возбуждении уголовного дела, остается за органами внутренних дел (ОВД). Но авторы не исключают случаев, когда в данной ситуации руководителю могут предложить самостоятельно обратиться с заявлением о хищении имущества в организации. Например, в территориальный ОВД по месту совершения хищения. Ведь добросовестный руководитель организации, который не предпринимает противодействий органам внутренних дел, является самым заинтересованным лицом в скорейшем возврате похищенного имущества (компенсации убытков организации от хищения), а также в установлении (розыске) лица, виновного в совершении хищении. И не важно, является ли преступник работником организации, иным - известным или посторонним лицом.
Обнаруженные представителями организации следы (признаки), а точнее - их наличие или отсутствие, позволяют предполагать о совершении хищения. К данной ситуации, в части обнаружения сотрудниками самой организации следов (признаков) преступления, отнесем и случаи посягательств на имущество в форме кражи, грабежа или разбоя.
Не вдаваясь в "детективные" подробности, назовем обстоятельства, при которых сотрудниками организации могут быть обнаружены следы (признаки) хищений:
обстоятельства, приводимые в разд. 2 настоящей книги, при определении понятий "кража", "грабеж", "растрата" и так далее, и тех характерных следов (признаков), позволяющих предполагать совершение хищений;
осуществление операций бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
проведение (по любым причинам и основаниям) инвентаризации имущества.
Если признаки хищения обнаружены при любых (кроме случая проведения инвентаризации) обстоятельствах, то говорить о точном размере ущерба (пока еще предполагаемого) рано. Что в этой ситуации предпринять для определения ущерба? Наличие информации об ущербе не только важно для бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, но и желательно (в последующем) для указания его размера в сообщении о преступлении.
И хотя п. 2 ст. 12 Закона N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) предписывает, - "проведение инвентаризации обязательно, при выявлении фактов хищения" (на практике инвентаризация действительно проводится), но, по мнению авторов, проводить ее сразу же после обнаружения признаков хищения нежелательно. И вот почему. Во-первых, на этой стадии обнаружены "признаки хищения" (то есть хищение лишь предполагается), а устанавливать степень их достаточности для суждения о совершившемся "факте хищения" - задача органов дознания, следствия, прокуратуры и суда. Во-вторых, ч. 2 п. 1 ст. 12 Закона N 129-ФЗ как раз и исключает это условие "когда проведение инвентаризации обязательно") из ответственности (в смысле полномочий) руководителя организации определять порядок и сроки проведения инвентаризации.
Ну и, не маловажным является то, что преждевременное, без согласования (или участия) представителей органов дознания, проведение инвентаризации может повлечь нарушение обстановки места события, повреждение или утрату следов (признаков) преступления, что в свою очередь отрицательно отразится на ходе расследования. К тому же, информация (от утечки которой никто не застрахован) о результатах инвентаризации (а тем более утрата материальных следов, которые впоследствии могут стать доказательствами виновности) может быть использована злоумышленниками для противодействия розыску похищенного имущества и самого преступника.
Автор полагает, что, заявляя о преступлении в правоохранительные органы, для начала официальных (процессуальных) действий органов дознания, достаточно указать в сообщении обстоятельства, при которых были обнаружены следы (признаки) хищения имущества, и назвать перечень (возможно, примерный) предметов отсутствующего имущества, с указанием их материальных характеристик. А говоря об информации о стоимости имущества, как считают авторы, достаточно сообщить примерные (расчетные) цифры, исходя из действующей на момент пропажи цены пропавшего имущества с учетом его износа.
Более подробно с особенностями признаков хищения Вы можете ознакомиться в книге "Хищение имущества в организации" ЗАО "BKR-Интерком-Аудит".
Итак, выявлены признаки (следы), позволяющие с наибольшей вероятностью предположить совершение хищения в организации, и принято решение сообщить о преступлении в ОВД. В данном случае руководитель (или представитель организации) должен достаточно четко представлять (и иметь соответствующие информацию и документы, подтверждающие убежденность в совершении хищения) обстоятельства произошедшего, наименование (описание характеристик) похищенного имущества.
При этом необходимо знать, что независимо от характера и тяжести совершенного хищения, уголовное преследование, включая обвинение в суде, будет осуществляться в публичном порядке, так как уголовные дела о хищениях признаются делами публичного обвинения (ч. 1 и 5 ст. 20 УПК РФ).
К сведению. По словарному определению, "публичное обвинение" как юридическая категория - форма производства по уголовным делам, не подлежащим прекращению в случае примирения потерпевшего с обвиняемым или даже отказа от жалобы.
Дела о преступлениях против чужой собственности могут возбуждаться, а предварительное расследование и судебное разбирательство проводиться и без согласия собственника или иного владельца имущества, ставшего объектом преступного посягательства (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.04.1995 N 5 "О некоторых вопросах применения судами законодательства об ответственности за преступления против собственности"). Примером могут служить обстоятельства, когда признаки хищения в организации выявлены в ходе проверок (ревизий) контролирующими /надзорными органами.
Но вернемся к ситуации, когда признаки хищения выявлены сотрудниками организации, и рассмотрим дальнейшие действия руководителя (представителя) организации.
К сведению. 1. В целях обеспечения функционирования государственной системы учета преступлений, единообразия и полноты отражения сведений о состоянии преступности, а также реализации единых принципов государственной регистрации и учета преступлений с 1 января 2006 г. в Российской Федерации введено в действие "Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях" , утвержденное приказом Генпрокуратуры России N 39, МВД РФ N 1070, МЧС РФ N 1021, Минюста России N 253, ФСБ РФ N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН РФ от 29.12.2005 N 399 "О едином учете преступлений" (приказ опубликован в газете "Российская газета", N 13, 25 января 2006 г.) (далее - Приказ N 39).
Приказ N 39 с учетом УПК РФ и иных федеральных законов устанавливает единый порядок организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, а его действие распространяется на следующие органы и должностных лиц в части, их касающейся:
органы предварительного следствия;
органы дознания;
прокуроров;
следователей;
дознавателей;
сотрудников оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
иных должностных лиц, уполномоченных в соответствии с порядком, установленным УПК РФ и иными нормативными правовыми актами, осуществлять прием, регистрацию и проверку сообщений о преступлениях. Невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным лицом возложенных на него полномочий и обязанностей по приему, регистрации, проверке сообщений о преступлениях влечет за собой ответственность, установленную законом.
Применительно к рассматриваемой в статье теме приведем некоторые основные понятия, используемые в Положении о порядке приема сообщений о преступлениях:
"сообщение о преступлении": - заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении преступления. К ним относятся процессуальные и иные документы, предусмотренные ст. 141-143 УПК РФ:
письменное заявление о преступлении, подписанное заявителем;
протокол принятия устного заявления о преступлении (приложение 2 к ст. 476 УПК РФ);
протокол следственного действия, в который внесено устное сообщение о другом преступлении;
протокол судебного заседания, в который внесено устное сообщение о другом преступлении;
заявление о явке с повинной;
протокол явки с повинной (приложение 3 к ст. 476 УПК РФ);
рапорт об обнаружении признаков преступления (приложение 1 к ст. 476 УПК РФ);
"принятие (прием)" - получение сообщения о преступлении должностным лицом, правомочным или уполномоченным на эти действия;
"регистрация сообщения о преступлении" - внесение в книгу регистрации сообщений, краткой информации, содержащейся в принятом сообщении о преступлении, а также отражение в этом сообщении сведений о его фиксации в вышеуказанной книге с присвоением соответствующего регистрационного номера;
"проверка" - действия, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 144 и ч. 4 ст. 146 УПК РФ, производимые правомочными и (или) уполномоченными на то должностными лицами по сообщению о преступлении.
2. Аналогичным по содержанию документом, но предназначенным непосредственно для подразделений органов внутренних дел, является Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях (утверждена приказом МВД РФ от 01.12.2005 N 985 "Об утверждении инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях") (далее - Инструкция МВД N 985).
Обеспечив наличие документов, содержащих информацию (сведения) о следах (признаках), свидетельствующих о хищении имущества, например:
о принадлежности похищенного имущества (с описанием характеристик предметов и указанием стоимости),
об источнике поступления имущества и его внутрихозяйственном движении,
договоры, платежные документы, отчеты и учетные документы,
о местах и условиях хранения, эксплуатации,
материалы инвентаризаций, сличительные ведомости,
акты обнаружения следов несанкционированного проникновения в помещения,
письменные пояснения работников организации, докладные записки, официальная переписка,
иные, имеющие значение - руководитель (или представитель) (далее - заявитель) организации может сообщить о преступлении в территориальный ОВД по месту нахождения организации заказным почтовым отправлением официального письменного заявления с уведомлением о вручении или обратиться в подразделение ОВД лично и сообщить о преступлении в устном или письменном виде. Письменное заявление о преступлении может быть составлено заявителем в произвольной форме (примерный образец письменного заявления о преступлении приведен в приложении 2 к Инструкции МВД N 985. Понятно, что письменное заявление должно быть подписано заявителем, так как анонимные заявления о преступлениях не являются поводом для возбуждения уголовного дела (ч. 7 ст. 141 УПК РФ).
К сведению. Анонимные заявления, поступившие по почте, в которых содержатся признаки совершенного или готовящегося преступления, за исключением заявлений, содержащих данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта, без регистрации передаются в соответствующие подразделения органа внутренних дел для возможного использования в установленном порядке в оперативно-розыскной деятельности (п. 13 Инструкции МВД N 985).
При поступлении сообщения о происшествии по телефону доверия ОВД сотрудник, принявший сообщение, фиксирует его в журнале учета обращений по телефону доверия, рапортом оформляет сообщение и передает в дежурную часть ОВД для незамедлительной регистрации, докладывает начальнику органа внутренних дел о поступившем сообщении (п. 14 Инструкции МВД N 985).
Примечание автора. Кстати, при отсутствии специальных правовых познаний, опыта, во избежание неоправданных процессуальных ошибок, уже на стадии принятия решения об обращении с заявлением о преступлении можно обратиться за юридической помощью в адвокатскую контору, оказывающую услуги в уголовном и гражданском судопроизводстве. В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Закон N 63-ФЗ) адвокаты оказывают юридическую помощь организациям:
дают консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;
составляют заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;
участвуют в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;
участвуют в качестве представителя доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;
представляют интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;
участвуют в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве.
Иными словами, адвокат вправе оказывать любую юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом.
Адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения (гражданско-правового договора), заключаемого в простой письменной форме, на оказание юридической помощи доверителю (в нашем случае "доверитель" - это организация, потерпевшая от преступления сторона, гражданский истец).
Существенными условиями соглашения (договора) являются (п. 4 ст. 25 Закона N 63-ФЗ):
указание на адвоката (адвокатов), принявшего (принявших) исполнение поручения в качестве поверенного (поверенных), а также на его (их) принадлежность к адвокатскому образованию и адвокатской палате;
предмет поручения;
условия выплаты доверителем вознаграждения за оказываемую юридическую помощь;
порядок и размер компенсации расходов адвоката (адвокатов), связанных с исполнением поручения;
размер и характер ответственности адвоката (адвокатов), принявшего (принявших) исполнение поручения.
Устное заявление заносится в протокол принятия устного сообщения о преступлении, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Перед началом составления протокола заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя. Протокол также должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя (ч. З и 6 ст. 141 УК РФ).
Прием сообщений о преступлениях осуществляется дознавателями, следователями, прокурорами, а также судьями (в отношении устных сообщений о преступлениях, сделанных в ходе судебного разбирательства).
При наличии в органах дознания дежурных частей (смен, нарядов) прием сообщений о преступлениях и их соответствующее оформление осуществляются должностными лицами круглосуточно.
Кроме должностных лиц, сообщения о преступлениях обязаны принимать начальники органов дознания и их заместители, начальники следственных отделов и их заместители, как во время личного приема граждан, так и в других случаях, установленных ведомственными нормативными правовыми актами.
Приняв сообщение о преступлении, должностное лицо обязано незамедлительно принять меры к его регистрации в книге регистрации сообщений.
К сведению. В книге регистрации учета сообщений о преступлениях отражаются:
порядковый номер, присвоенный зарегистрированному сообщению о преступлении;
дата и время принятия;
должностное лицо, принявшее заявление;
номер талона-уведомления, выданного заявителю (о талоне-уведомлении смотрите ниже. Прим. авт.);
дата и время регистрации сообщения и сведения о лице, его зарегистрировавшем; краткое изложение сообщения;
резолюция руководителя или должностного лица по сообщению;
подпись и сведения должностного лица, принявшего сообщение для проверки (рассмотрения), указание даты принятия;
сведения о принятом процессуальном решении с указанием должностного лица, его принявшего, и даты;
особые отметки (о продлении срока проверки, отметки проверяющих лиц и т.д.). Должностное лицо, принявшее в соответствии
со своими полномочиями сообщение о преступлении (если такое сообщение поступило при личном обращении заявителя), обязано выдать заявителю под роспись на корешке уведомления документ - "талон-уведомление" (форма талона-уведомления приведена в приложении к Положению о порядке приема сообщений о преступлениях) о принятии этого сообщения с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия и присвоенного данному сообщению регистрационного номера, зафиксированного в книге регистрации сообщений. Талон-уведомление о приеме сообщения о преступлении (документ строгой отчетности), как вы понимаете, является важным документом, подтверждающим начало процессуальных действий по расследованию преступления. От даты выдачи талона-уведомления начинается определение истечения сроков, предусмотренных законодательством для осуществления процессуальных действий по расследованию преступления.
Отказ в принятии сообщения о преступлении или невыдача талона-уведомления заявителю о приеме сообщения о преступлении, а равно непринятие мер к регистрации принятого сообщения о преступлении или отказ в регистрации представленного сообщения недопустимы (пп. 14 и 24 Положения о порядке приема сообщений о преступлениях). Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору в порядке, установленном ст. 124 УПК РФ (ч. 5 ст. 144 УПК РФ).
К сведению. Пункт 15 Приказа N 39 содержит предписание соответствующим органам - в помещениях своих административных зданий размещать на стендах или в иных общедоступных местах: выписки из положений УПК РФ, межведомственных и (или) ведомственных нормативных актов, регламентирующих порядок приема сообщений о преступлениях; образцы письменного заявления о преступлении, заявления о явке с повинной и требования по их составлению; перечень должностных лиц, правомоч-ных и уполномоченных принимать такие сообщения, а также оформлять протоколы принятия устного заявления о преступлении; сведения о руководителях и иных должностных лицах органов (должность, Ф.И.О., адрес органа и номер служебного телефона), которым в соответствии с УПК РФ могут быть обжалованы действия, связанные с приемом (или неприемом) сообщений о преступлениях.
Сразу оговоримся, что упоминаемые в данной статье процессуальные действия рассматриваются лишь в связи с некоторыми ситуациями, возникающими в результате их осуществления. И потому схематично разделим (обозначим) процесс предварительного расследования на этапы направленности действий:
1. Начальный этап - интенсивный поиск, обнаружение и закрепление доказательств, которые мы характеризовали ранее. Этап начинается с момента обнаружения преступления. Момент окончания этого этапа нельзя зафиксировать в общем виде. Он может завершиться с накоплением информации о преступлении и лице, его совершившем, достаточной для предъявления обвинения.
Далее следствие может идти по одному из двух путей: а) преступник не установлен - определяются пути дальнейшего поиска; б) преступление раскрыто, то есть преступник найден - начинается этап его изобличения, установление (уточнение) обстоятельств дела и всех элементов предмета доказывания.
2. Последующий этап. Основная направленность этого этапа - развернутое, последовательное доказывание.
3. Заключительный этап. По содержанию этот этап должен включать оценку собранных доказательств; действия, проводимые по ходатайству субъектов уголовного расследования, по указанию прокурора или по распорядительному определению суда; принятие решения об окончании расследования. Но, как известно, расследование иногда приостанавливается (в случае нерозыска преступника), но затем, при возобновлении действия могут начинаться со второго этапа.
Проверка сообщений о преступлениях
Получив в органах дознания талон-уведомление о принятом сообщении о преступлении, необходимо провести некоторое время в ожидании рассмотрения (изучения) имеющихся сведений (информации) о преступлении. Дело в том, что законодатель предписывает конкретный срок (не более 3 сут со дня поступления сообщения о преступлении) для принятия решения по заявлению. При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь и прокурор вправе инициировать производство документальных проверок, ревизий в организации, привлекая к участию в них специалистов (ч. 1 ст. 144 УПК РФ). Но в случае проведения таких мероприятий или иных действий для уточнения обстоятельств произошедшего события (опрос сотрудников организации, оперативно-розыскные мероприятия, иное), сопряженных со значительными временными затратами, прокурор, начальник следственного отдела или начальник органа дознания (по ходатайству следователя или дознавателя), могут продлить срок принятия решения по заявлению о преступлении до 10 сут, а в некоторых случаях, при наличии веских оснований, этот срок может быть продлен (но только с разрешения прокурора) даже до 30 сут (ч. З cт. 144 УПК РФ).
Примечание автора. Пока органами дознания проводится проверка сообщения, руководитель организации, естественно, не должен "сидеть сложа руки" в ожидании розыска похищенного имущества и установления лица, виновного в совершении преступления.
Время, установленное для органов дознания для проверки и принятия решения, можно употребить (параллельно с действиями органов дознания) для выяснения в организации внутренних причин и обстоятельств, послуживших поводом для совершения хищения имущества. Или для этих целей назначить специальную комиссию (группу) и организовать ее работу, предоставив специальные полномочия.
Вполне уместной будет проверка режима охраны, порядка и условий хранения имущества, состояния бухгалтерского учета и отчетности, соблюдение трудовой дисциплины работниками организации, в том числе материально ответственными лицами. Проверка, естественно, должна сопровождаться сбором сопутствующих документов (письменные объяснения, докладные записки работников; копии документов (подлинники, скорее всего, будут истребованы органами дознания или следствия), подтверждающих движение имущества в организации и действия работников. Материал проверки понадобится в случаях выявления нарушений (нарушений трудового распорядка, фактов нераспорядительности или злоупотреблений должностных лиц, фактов халатности или ошибок материально ответственных лиц и т.п.) для принятия мер по устранению недостатков в обеспечении сохранности имущества, а также для установления работников, виновных в нарушении трудового законодательства, условий трудового договора, и привлечения их к дисциплинарной или материальной ответственности.
Но вернемся к "проверке сообщений о преступлениях". Основные предписания и требования по организации проверки сообщений о преступлениях содержатся в специальном разд. 4 Приказа N 39.
Во-первых. Ответственными за организацию проверки сообщений о преступлениях являются руководители органов дознания, предварительного следствия или прокуроры, независимо от того,
принято ли сообщение ими лично (при непосредственном их прибытии на место происшествия) или при изучении докладываемых им в установленном порядке зарегистрированных сообщений (в том числе тех, по которым были приняты меры неотложного реагирования: по предотвращению и пресечению преступления; установлению и преследованию "по горячим следам" лиц, совершивших преступления, с целью их задержания; производству отдельных следственных действий по закреплению следов преступления; введению в действие специальных планов по обнаружению и задержанию лиц, совершивших преступление и т.д.).
Во-вторых. Организацию проверки принимаемых в круглосуточном режиме сообщений о преступлениях, требующих незамедлительного реагирования, осуществляют также должностные лица дежурных частей (смен, нарядов), имеющихся в структуре (составе) органов дознания, предварительного следствия или прокуратуры.
Непосредственно проверку принятых сообщений о преступлениях осуществляют дознаватель, следователь или прокурор. Но полномочия органа дознания по проверке сообщений о преступлениях могут быть возложены начальником органа дознания или его заместителем посредством издания организационно-распорядительного документа на иных должностных лиц этого же органа с учетом степени их юридической подготовки.
Порядок и сроки проверки иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности (переданной по телефону, телеграфу, полученной в результате оперативно-розыскной деятельности и т.д.), регламентируются ведомственными нормативными правовыми актами с учетом федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.
Должностное лицо, осуществляющее проверку или организацию проверки сообщения о преступлении, с учетом содержащихся в сообщении сведений, требующих неотложного реагирования, в пределах своей компетенции обязано принимать незамедлительные меры:
по пресечению преступления;
по обнаружению признаков преступления, сохранению и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих закрепления, изъятия и исследования;
по проведению розыскных и оперативно-розыскных мероприятий по установлению и задержанию с поличным или "по горячим следам" лиц, совершающих или совершивших преступление.
Что касается обнаружения признаков преступления, сохранения и фиксации следов хищения, то, для установления (уточнения) полного перечня похищенного имущества и определения размера ущерба, руководитель организации и дознаватель, проводящий проверку сообщения, организуют проведение инвентаризации имущества (полной или частичной, в зависимости от обстоятельств).
Но целью инвентаризации является не только установление перечня похищенного имущества и определение размера ущерба от хищения (сведения, необходимые в большей мере для расследования или для предъявления требований о возмещении, а равно компенсации ущерба, если имущество было застраховано, передано по договору под охрану, в аренду и т.д.).
Для организации как потерпевшей ущерб от хищения цели инвентаризации представляют более широкое содержание:
выявление фактического наличия имущества;
сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
проверка полноты отражения в учете обязательств.
Иными словами, для организации предназначение инвентаризации заключается в обеспечении достоверности данных бухгалтерского учета имущества и обязательств (в том числе по исчислению и уплате налогов) и бухгалтерской отчетности. Добавим, что в ходе инвентаризации имущества и обязательств проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка (часть 1 пункта 1 ст. 12 Закона N 129-ФЗ).
Порядок же и сроки проведения инвентаризации, ввиду "исключительного" характера ситуации, определяются совместно (по согласованию) - представителем органа дознания и руководителем организации. Но в любом случае при назначении и проведении инвентаризации должны быть учтены положения и предписания Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" (далее - Методические указания N 49).
Для справки. Методические указания N 49 (с приложением форм сопутствующей документации) включают разделы:
2. Общие правила проведения инвентаризации.
3. Правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств.
4. Составление сличительных ведомостей по инвентаризации.
5. Порядок регулирования инвентаризационных разниц и оформления результатов инвентаризации.
(Более подробно с вопросами, касающимися назначения и процедуры проведения инвентаризации, в том числе при выявлении фактов хищения, Вы можете ознакомиться в книгах "Инвентаризация. Недостачи и хищения. Расчеты по претензиям", "Учетная политика на 2006 год в целях бухгалтерского учета и налогообложения" ЗАО "BKR Интерком-Аудит".)
О принятых мерах неотложного реагирования по сообщению о преступлении и их результатах в максимально короткий срок (не более чем в течение 24 ч) докладывается соответствующему руководителю органа дознания или прокурору для организации дальнейшей проверки этого сообщения.
Если при проверке поступившего и зарегистрированного сообщения о преступлении будет установлено, что с учетом территориальности оно подлежит передаче в другой орган по подследственности, то орган дознания (а равно орган предварительного следствия или прокурор), проводивший первоначальную проверку, выносит постановление о передаче сообщения по подследственности или постановление о передаче сообщения в суд и направляет его (с приложением всех имеющихся к этому времени материалов) по принадлежности в соответствующий орган.
Один из экземпляров вышеуказанного постановления направляется заявителю.
Сроки проверки сообщений о преступлениях, предусмотренные ст. 144 и 146 УПК РФ, исчисляются со дня поступления первого сообщения об указанном преступлении, за исключением сообщений о преступлениях, переданных с учетом территориальности в другой орган по подследственности, срок проверки которых определяется со дня их поступления по подследственности, а для сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, полученных из иных источников, - со дня регистрации рапорта об обнаружении признаков преступления, если этот рапорт не был направлен с учетом территориальности в другой орган по подследственности.
Принятие решения по результатам проверки сообщения о преступлении
По прошествии одного из указанных процессуальных сроков о решении, принятом по результатам предварительной проверки, заявителя обязаны письменно уведомить. При этом заявителю должны разъяснить право обжаловать не устраивающие его интересы решение и порядок обжалования (ч. 2 ст. 145 УПК РФ).
А решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении, могут быть следующими (п. 2 и 1 ч. 1 ст. 145 УПК РФ):
об отказе в возбуждении уголовного дела;
о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ (при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК РФ), и с согласия прокурора (ч. 1 ст. 146 УПК РФ). Рассмотрим случай возникновения отказа в возбуждении уголовного дела и узнаем, чего от него можно ожидать.
Начнем, собственно, с оснований отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела.
Назовем некоторые, применительно к рассматриваемой теме, основания отказа в возбуждении уголовного дела, указанные в ч. 1 ст. 24 УПК РФ, согласно которой, - "уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению по следующим основаниям":
отсутствие события преступления;
отсутствие в деянии состава преступления;
истечение сроков давности уголовного преследования;
смерть подозреваемого или обвиняемого;
отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ. Добавим, что если возбужденное уголовное дело в дальнейшем прекращается по каким-либо основаниям, то одновременно прекращается и уголовное преследование лиц, подозреваемых в совершении преступления (ч. З ст. 24 УПК РФ). И, напротив, в случае прекращения уголовного преследования в отношении всех подозреваемых или обвиняемых, за исключением случаев, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ, уголовное дело подлежит прекращению (ч. 4 ст. 24 УПК РФ).
Примечание автора. При прекращения уголовного преследования в отношении подозреваемого или обвиняемого по установленному факту их непричастности к совершению преступления (п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ) уголовное дело не прекращается, так как в данном случае необходимо установить и разыскать лицо, действительно виновное в преступлении.
Следует иметь в виду что при вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица (лиц), должностными лицами или органом дознания рассматривается вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении (ч. 2 ст. 148 УПК РФ). Ниже этот вопрос не рассматривается, так как авторы полагают, что руководитель (представитель) организации является добросовестным заявителем.
В течение 24 ч с момента вынесения решения копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела должна быть направлена (или по требованию вручена лично) заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление (ч. 4 ст. 148 УПК РФ) прокурору или в суд в порядке, установленном ст. 124 и 125 УПК РФ (ч. 5 ст. 148 УПК РФ).
К сведению. Статьей 124 УПК РФ установлен срок рассмотрения жалобы прокурором - 3 сут со дня ее получения. Но этот срок может быть продлен до 10 сут. О продлении срока рассмотрения жалобы заявитель в обязательном порядке должен быть уведомлен. И все же следует помнить, что данный срок начинает истекать с момента официального получения жалобы, а днем ответа считается не день извещения заявителя о результатах рассмотрения, а день направления органом прокуратуры такого уведомления.
Для рассмотрения жалоб на решения (постановления, принимаемые дознавателем, следователем, прокурором в процессе предварительного следствия), которые могут быть обжалованы в судебном порядке, установлен срок - 5 сут. О рассмотрении жалобы судом уведомляются стороны, однако их неявка не является препятствием для рассмотрения жалобы.
В случае признания отказа в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела отменяется и возбуждается уголовное дело, либо материалы возвращаются в органы дознания для дополнительной проверки. Но в любом случае заявитель должен уведомляться о последствиях признания отказа в возбуждении уголовного дела незаконным (ч. 6 и 7 ст. 148 УПК РФ)).
А теперь обратимся к ситуации, когда уголовное дело возбуждается.
Постановление следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела с приложением материалов проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий - по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), - соответствующие протоколы и постановления, незамедлительно направляется прокурору.
Прокурор, получив постановление, в тот же день, после проверки на предмет достаточности оснований для возбуждения уголовного дела и верной (соответствующей закону) квалификации события (как преступления), дает согласие на возбуждение уголовного дела.
В ином случае (в случае несогласия с постановлением следователя или дознавателя) прокурор выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела или возвращает материалы для дополнительной проверки, которая должна быть проведена в срок не более 5 сут. О решении прокурора следователь или дознаватель в тот же день уведомляет заявителя, а также лицо, в отношении которого было возбуждено уголовное дело, если такое лицо известно (ч. 4 ст. 146 УПК РФ). При возврате материалов для дополнительной проверки мы возвращаемся в исходную позицию.
Предварительное расследование
Вначале (для сведения) о содержании "предварительного расследования" (вводные положения).
Предварительное расследование представляет собой урегулированную законом деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и других участников, осуществляемую в рамках УПК РФ в целях выявления и пресечения преступлений, всестороннего и объективного расследования уголовных дел.
Общие условия (принципы, правила, требования), установленные УПК РФ, определяют порядок производства предварительного расследования. В систему общих условий входят полномочия органов предварительного расследования; подследственность; начало, место и сроки производства предварительного расследования; участие отдельных субъектов; прекращение и приостановление уголовных дел; требования, предъявляемые к протоколам следственных действий; и некоторые другие.
Защищая законные интересы организации, пользуясь предоставленной возможностью, руководитель (его представитель) вправе (с момента возбуждения уголовного дела) заявить дознавателю или следователю (в производстве которых находится уголовное дело) ходатайство о производстве некоторых процессуальных действий. Ходатайство (в зависимости от его характера) может быть заявлено в письменной или устной форме. В статьях 120 - 122 УПК РФ установлены сроки и порядок их заявления, порядок их рассмотрения и разрешения.
Ходатайство - это просьба о предоставлении возможности использовать то или иное право либо о совершении органами или должностными лицами, производящими предварительное расследование, процессуальных действий или о принятии процессуальных решений, направленных на защиту прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства (в нашем случае речь идет об организации, являющейся потерпевшей стороной).
Право заявлять ходатайства предоставлено и организации, участвующей в разбирательстве по уголовному в качестве потерпевшего и в качестве гражданского истца (ч. 1 ст. 119 и ч. 1 ст. 44 УПК РФ).
По общему правилу, круг процессуальных действий и процессуальных решений, о проведении которых можно ходатайствовать, не ограничен.
Одни ходатайства могут заключаться в истребовании характеристик, справок, проведении дополнительных следственных действий, другие - основываться на материалах, имеющихся в деле.
Согласно ч. 1 ст. 120 УПК РФ, право заявлять ходатайства не ограничено каким-либо сроком и может быть реализовано на любой стадии уголовного судопроизводства. Гарантией этого является положение о том, что отклонение ходатайства не лишает лицо права вновь заявить ходатайство в любой момент дальнейшего производства по делу.
А теперь допустим, что в результате предварительного расследования лицо, виновное в совершении хищения, установлено и задержано. Органы и должностные лица, производящие расследование, не обязаны специально извещать об этом организацию, но, в конце концов, заявитель о преступлении (организация - потерпевшая сторона) узнает эту информацию. Предположим также, что к этому моменту известны и результаты проведенной инвентаризации (наличие акта инвентаризации с указанием перечня похищенного имущества и, возможно, размера ущерба от хищения).
В данной ситуации своевременным будет являться заявление ходатайства о признании организации (потерпевшей стороны) гражданским истцом. В связи с заявленным ходатайством дознавателем или следователем, проводящими расследование, должно быть вынесено соответствующее постановление о признании потерпевшего гражданским истцом.
Гражданский иск может быть предъявлен после возбуждения уголовного дела (на любой стадии предварительного расследования) и до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции.
К сведению. Несколько слов о форме и содержании иска к лицу (причинителю вреда), совершившему преступление, с требованием возместить ущерб от хищения.
В исковом заявлении (подается в письменной форме) должны быть указаны (п. 2 ст. 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ):
наименование суда, в который подается заявление;
наименование истца-организации, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем (адвокатом);
сведения об ответчике, его место жительства;
в чем заключается нарушение законных интересов истца и его требования;
обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых денежных сумм;
перечень прилагаемых к заявлению документов.
В заявлении могут быть указаны адреса истца (его представителя), иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства истца. Исковое заявление подписывается истцом (или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд).
К исковому заявлению прилагаются (в соответствии со ст. 132 ГПК РФ):
его копии в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц (если таковые имеются);
доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя (или адвоката) истца;
документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц (если копии у них отсутствуют или такие документы отсутствуют в материалах уголовного дела;
расчет взыскиваемой денежной суммы, подписанный истцом, его представителем, с копиями в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц.
При предъявлении гражданского иска в ходе уголовного судопроизводства гражданский истец освобождается от уплаты государственной пошлины (п. 2 ст. 44 УПК РФ).
В любом случае руководитель должен знать, что возглавляемая им организация (потерпевшая сторона и гражданский истец), пользуясь своими правами (ч. 4 ст. 44 УПК РФ), может:
участвовать (с разрешения следователя или дознавателя) в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя;
поддерживать гражданский иск к лицу, виновному в совершении преступления, требованием возмещения ущерба от хищения;
отказаться от предъявленного им гражданского иска. До принятия отказа от гражданского иска гражданскому истцу должны быть разъяснены последствия отказа от гражданского иска, предусмотренные ч. 5 ст. 44 УПК РФ;
знакомиться по окончании расследования с материалами уголовного дела, относящимися к предъявленному им гражданскому иску, и выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме;
знать о принятых решениях, затрагивающих его интересы, и получать копии процессуальных решений, относящихся к предъявленному им гражданскому иску;
приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя;
знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представлениях и подавать на них возражения.
Рассмотрим ситуацию в двух вариантах:
виновное лицо является работником организации,
виновное лицо не является работником организации -
и представим возможное развитие дальнейших событий.
Виновное лицо является работником организации. Итак, организация заявляет ходатайство о признании организации (потерпевшей стороны) гражданским истцом. В связи с чем дознавателем или следователем, проводящим расследование, вынесено соответствующее постановление о признании потерпевшего гражданским истцом (приложение 115 к ст. 476 УПК РФ).
Надо сказать, что интересы организации (ходатайствующей о возмещении ущерба от хищения и о наложении ареста на имущество и ценные бумаги, принадлежащие виновному) совпадают с целями судопроизводства, призванного обеспечить не только исполнение приговора в части гражданского иска, но и обеспечить исполнение других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества, полученного в результате преступных действий (ч. 1 ст. 115 УПК РФ).
Для реализации названных целей судопроизводства дознаватель или следователь (с согласия прокурора) возбуждает перед судом ходатайство о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия. Судья, рассмотрев указанное ходатайство и признав его обоснованным, выносит постановление о разрешении производства следственного действия (наложение ареста на имущество, на ценные бумаги обвиняемого (подозреваемого) или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия (ст. 115 и 116 УПК РФ). В соответствии со ст. 29 УПК РФ указанные меры могут быть приняты только на основании судебного решения.
К сведению. Наложение ареста на имущество состоит в запрете распоряжаться и в необходимых случаях пользоваться им, а также в изъятии имущества и передаче его на хранение. Арест может быть наложен на имущество, находящееся у других лиц, если есть достаточные основания полагать, что оно получено в результате преступных действий подозреваемого, обвиняемого.
Имущество, на которое наложен арест, может быть изъято либо передано по усмотрению лица, производившего арест, на хранение собственнику или владельцу этого имущества либо иному лицу, которые должны быть предупреждены об ответственности за сохранность имущества, о чем делается соответствующая запись в протоколе.
При наложении ареста на принадлежащие подозреваемому, обвиняемому денежные средства и иные ценности, находящиеся на счете, во вкладе или на хранении в банках и иных кредитных организациях, операции по данному счету прекращаются полностью или частично в пределах денежных средств и иных ценностей, на которые наложен арест (ч. 2, 3, 6, 7 ст. 115 УПК РФ).
Помимо этого, в интересах организации потерпевшая сторона может ходатайствовать об отстранении виновного работника от должности.
К сведению. При необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого дознаватель, следователь (с согласия прокурора) возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство.
В течение 48 ч с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы для реализации решения (ч. 1, 2, З ст. 114 УПК РФ).
Виновное лицо не является работником организации. При данных обстоятельствах порядок заявления ходатайства о признании организации (потерпевшей стороны) гражданским истцом и предъявления иска к лицу, совершившему преступление, с требованием возместить ущерб от хищения аналогичен порядку, рассмотренному выше. Отличием является лишь то, что процедура отстранения виновного от должности осуществляется по инициативе дознавателя или следователя, производящего расследование.
Примечание автора. Подробные разъяснения о применении временного отстранения от должности, наложение ареста на имущество и ценные бумаги содержатся в соответствующих разделах Методических рекомендаций "Основания и порядок применения временного отстранения от должности, наложения ареста на имущество и ценные бумаги, денежного взыскания", приведенных в письме Генеральной Прокуратуры РФ от 30.03.2004 N 36-12-04.
Этап окончания дознания заключается в следующем:
заявитель (как потерпевший и гражданский истец), виновный (как совершивший преступление и как гражданский ответчик) извещаются об окончании дознания и направлении дела прокурору (для проверки на предмет полноты и обоснованности / законности проведенных процессуальных действий), но материалы дела для ознакомления им не предъявляются;
после выполнения неотложных следственных действий уголовное дело направляется следователю.
В случае наступления (обнаружения) обстоятельств, препятствующих окончанию предварительного расследования, прокурор, следователь или лицо, производящее дознание, обязаны приостановить предварительное расследование (прекратить производство по уголовному делу), до тех пор пока эти обстоятельства не будут устранены. Предписания закона (УПК РФ) обязывают следователя выполнить определенный комплекс процессуальных и розыскных действий до вынесения постановления о приостановлении уголовного дела.
Приостановление предварительного расследования - регламентируемый законом перерыв в производстве дела, в течение которого правоохранительными органами принимаются меры по устранению обстоятельств, вызвавших приостановление. Основания приостановления уголовного дела указаны в ст. 208 УПК РФ, а действия следователя при приостановлении расследования - в ст. 209 УПК РФ.
Последней стадией производства по уголовному делу могут быть:
направление дела в суд с обвинительным заключением;
прекращение дела.
В каждом из этих случаев составляется соответствующий процессуальный акт (постановление), выражающий решение следователя, органа дознания. Это решение подводит итоги предварительного расследования и должно быть основано на всех обстоятельствах дела, выясненных с надлежащей полнотой.
Последним этапом является окончание предварительного следствия - деятельность по ознакомлению потерпевшего, гражданского истца и ответчика, обвиняемого и его защитника со следственным производством и разрешение заявленных ходатайств и выполнение других требований, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, перед направлением дела в суд.
Конечной датой завершения этапа окончания предварительного следствия следует считать день направления следователем прокурору дела с обвинительным заключением, либо день подписания следователем постановления о прекращении уголовного дела (при прекращении дела по основаниям, требующим согласия прокурора, - день представления уголовного дела с соответствующим постановлением прокурору на рассмотрение).
Итак, предварительное следствие закончено, подведем черту, назовем возможные результаты:
дело направлено в суд (лицо, совершившее преступление, установлено);
дело приостановлено (лицо, совершившее преступление, не установлено, а равно - установлено, но не задержано. Руководитель (его представитель) организации должен истребовать (обеспечить наличие) документ, подтверждающий приостановление уголовного дела (соответствующее мотивированное постановление дознавателя или следователя), необходимого (как основание) для дальнейшего осуществления бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, связанных с особенностями обстоятельств (хищение имущества в организации). Если впоследствии такое лицо будет установлено и задержано, то дело возобновляется (см. пункт первый); дело прекращено по основаниям, указанным в ч. 1 ст. 24 УПК РФ (уголовное дело прекращено - смерть лица, совершившего преступление).
Добавим, что если возбужденное уголовное дело в дальнейшем прекращается по каким-либо основаниям, то одновременно прекращается и уголовное преследование лиц, подозреваемых в совершении преступления (ч. З ст. 24 УПК РФ). И, напротив, в случае прекращения уголовного преследования в отношении всех подозреваемых или обвиняемых, за исключением случаев, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ, уголовное дело подлежит прекращению (ч. 4 ст. 24 УПК РФ).
Более подробно с процедурами досудебного разбирательства Вы можете ознакомиться в книге "Хищение имущества в организации" ЗАО "BKR-Интерком-Аудит".
Б.В. Скробов,
консультант по налогам и сборам ЗЛО "BKR Интерком-аудит"
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 22, 23, ноябрь, декабрь, 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).