Правовые основы банковского аудита операций с ценными бумагами
В статье приводится классификация нормативно-правовых актов, регулирующих аудит операций с ценными бумагами коммерческих банков. Перечислены действующие документы.
В настоящее время коммерческие банки представляют собой одну из самых активных категорий участников российского финансового рынка. В число перспективных направлений развития финансово-хозяйственной деятельности коммерческого банка входят операции с ценными бумагами, объем которых как на рынке ценных бумаг, так и вне его постоянно увеличивается, что свидетельствует о том, что эти операции - активно растущий сектор финансового рынка. В связи с этим большое значение приобретают достоверность, полнота и своевременность формирования и предоставления информации, на основе которой операторы рынка ценных бумаг, в частности коммерческие банки, принимают управленческие решения в сфере инвестирования, кредитования, привлечения финансовых ресурсов и других операций с ценными бумагами.
Обеспечить формирование экономической информации с адекватными качественными характеристиками невозможно без функционирования соответствующей эффективной системы финансового контроля, которая состоит из двух основных направлений: государственного финансового контроля (со стороны Банка России и других уполномоченных органов) и негосударственного финансового контроля (внутреннего и внешнего аудита и других форм негосударственного контроля).
Подтверждение достоверности отчетных данных кредитных организаций, в частности об операциях с ценными бумагами, является основной целью аудиторской проверки и одновременно определенной гарантией качества информации, подтвержденной аудиторским заключением. Аудит операций с ценными бумагами основывается на системе законодательных и нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность, в том числе на правилах (стандартах) аудиторской деятельности.
Специалисты в области аудита подразделяют правовые документы, регулирующие аудиторскую деятельность, на три группы:
законодательные акты (Федеральный закон от 7.08.01 г. N 119-ФЗ (в ред. от 2.02.06 г.) "Об аудиторской деятельности" и др.);
нормативные документы регулирующих органов;
федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности.
Согласно Закону N 119-ФЗ, входящему в первую группу, аудит представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Аудит бухгалтерской отчетности организаций, в том числе кредитных, проводится с целью выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Таким образом, в аудиторском заключении должно быть зафиксировано мнение аудиторской организации не только о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица, но и о соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. В Законе N 119-ФЗ также определены права и обязанности аудиторских организаций и права и обязанности аудируемых лиц и лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг.
Федеральным законом от 2.12.90 г. N 395-1 (в ред. от 27.07.06 г.) "О банках и банковской деятельности" установлено, что деятельность каждой кредитной организации ежегодно подлежит аудиторской проверке (обязательному аудиту). В рамках аудита проводится проверка достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности кредитной организации, выполнения ею обязательных нормативов, установленных Банком России, качества управления и состояния внутреннего контроля.
К другим законодательным документам, входящим в первую группу, также относят Федеральный закон от 8.08.01 г. N 128-ФЗ (в ред. от 27.07.06 г.) "О лицензировании отдельных видов деятельности", который определяет основные понятия, связанные с лицензированием аудиторской деятельности, главные принципы осуществления лицензирования, полномочия лицензирующих органов, порядок осуществления лицензирования (действие и сроки действия лицензий, лицензионные требования и условия, принятие решений о выдаче лицензий и др.).
Ко второй группе нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность, относят нормативные акты федерального органа по государственному регулированию аудиторской деятельности (Правительства Российской Федерации), а также нормативные документы Минфина России, определяющие порядок проведения аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов, порядок аккредитации профессиональных объединений при Минфине России, деятельность и состав Совета по аудиторской деятельности Минфина России и др.
Нормативные документы, входящие в третью группу, включают:
федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
внутренние правила (стандарты), действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Правила (стандарты) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов принято называть внутрифирменными стандартами аудита.
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются на уровне Правительства Российской Федерации и носят обязательный характер для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они носят рекомендательный характер. Действующие в Российской Федерации федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.02 г. N 696 (с изменениями и дополнениями от 4.07.03 г., 7.10.04 г., 16.04.05 г., 25.08.06 г.). В настоящее время утверждено и действует 31 федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности устанавливают цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также требования к документированию, планированию аудита, определению существенности, содержанию аудиторских доказательств, форме и содержанию аудиторского заключения, системе внутреннего контроля качества аудита, оценке аудиторских рисков и системы внутреннего контроля аудируемых лиц и др.
Профессиональным аудиторским объединениям, а также аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам разрешено устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты), которые не должны противоречить федеральным правилам (стандартам) и требования которых не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.
Рассмотрев систему нормативного регулирования аудиторской деятельности в целом, необходимо отметить ряд правовых актов, относящихся непосредственно к аудиторской проверке операций коммерческих банков с ценными бумагами. Специалисты выделяют здесь 4 группы документов. К первой группе относятся документы федерального значения (федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации), касающиеся деятельности как самих кредитных организаций, так и операций банков с ценными бумагами, в том числе:
ГК РФ;
Федеральный закон от 2.12.90 г. N 395-I (в ред. от 27.07.06 г.) "О банках и банковской деятельности";
Федеральный закон от 25.02.99 г. N 40-ФЗ (в ред. от 20.08.04 г.) "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций";
Федеральный закон от 26.12.95 г. N 208-ФЗ (в ред. от 27.07.06 г.) "Об акционерных обществах";
Федеральный закон от 22.04.96 г. N 39-ФЗ (в ред. от 27.07.06 г.) "О рынке ценных бумаг";
Федеральный закон от 16.07.98 г. N 102-ФЗ (в ред. от 30.12.04 г.) "Об ипотеке (залоге недвижимости)";
Федеральный закон от 11.11.03 г. N 152-ФЗ (в ред. от 27.07.06 г.) "Об ипотечных ценных бумагах".
Ко второй группе нормативных документов относятся нормативные документы, утвержденные Банком России (положения, правила, инструкции, указания, письма, методические рекомендации), и другие документы, которыми регулируется проведение коммерческими банками операций с ценными бумагами, в том числе:
Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденные положением Банка России от 5.12.02 г. N 205-П (в ред. от 11.04.05 г.);
положение Банка России от 9.07.03 г. N 232-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" (действовало до 1 июня 2006 г.);
положение Банка России от 20.03.06 г. N 283-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" (действует с 1 июня 2006 г.);
положение Банка России от 26.03.04 г. N 254-П (в ред. от 20.03.06 г.) "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности";
инструкция Банка России от 16.01.04 г. N 110-И (в ред. от 20.03.06 г.) "Об обязательных нормативах банков";
положение Банка России от 30.12.99 г. N 103-П (в ред. от 1.06.05 г.) "О порядке ведения бухгалтерского учета операций, связанных с выпуском и погашением кредитными организациями сберегательных и депозитных сертификатов";
приказ ФСФР России от 16.03.05 г. N 05-4/пз-н (в ред. от 12.01.06 г.) "Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг";
распоряжение ФКЦБ России от 26.02.99 г. N 195-р "Об утверждении Методических рекомендаций по применению профессиональными участниками рынка ценных бумаг Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)".
Документы, входящие в третью группу, разрабатываются непосредственно коммерческими банками. Например, такими документами могут быть положение об инвестиционном (финансовом) комитете, положение о казначействе, регламент по работе с ценными бумагами, правила выпуска депозитных (сберегательных) сертификатов, положение о формировании резервов на возможные потери под обесценение ценных бумаг. Разработка и утверждение внутренних документов в коммерческих банках производятся в строгом соответствии с действующим законодательством и нормативными актами Банка России.
Четвертую группу документов, как правило, формируют рабочие документы аудитора. Это могут быть методические разработки аудиторской организации, планы, рабочие программы аудита, запросы коммерческим банкам от аудиторской организации, отчеты предыдущих аудиторских проверок, типовые бланки для проведения отдельных аудиторских процедур и т.д. Рабочие документы аудитора составляются аудиторами в процессе аудиторской проверки как в офисе аудиторской организации, так и непосредственно в проверяемом коммерческом банке.
С.С. Фомина,
аудитор
"Аудиторские ведомости", N 12, декабрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудиторские ведомости"
Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
Международный еженедельник "Финансовая газета"
Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.
Свидетельство о регистрации N 015676
Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а