г. Томск |
Дело N 07АП- 1730/10 |
"29" марта 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена "26" марта 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" марта 2010 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Кривошеиной С.В.,
судей: Журавлевой В. А., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Усаниной Н.А.
при участии в заседании:
от заявителя: Бадажков П.Е. - свидетельство ЕГРИП серии 22 N 000692102, паспорт; Астахов А.В.- дов. от 11.11.2009,
от заинтересованного лица: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Бадажкова Павла Евгеньевича на решение Арбитражного суда Алтайского края от 21.01.2010 по делу N А03-15472/2009 (судья Дружинина Н.М.) по заявлению индивидуального предпринимателя Бадажкова Павла Евгеньевича к Главному управлению имущественных отношений Алтайского края об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ
Индивидуальный предприниматель (далее - предприниматель) Бадажков Павел Евгеньевич обратился в Арбитражный суд Алтайского края к Главному управлению имущественных отношений Алтайского края (далее также - Управление), с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании решения от 06.11.2009 N АН-11754 об отказе в выборе земельных участков по улице Боровой примерной площадью 0,07 га, по улице Байкальской примерной площадью 0,21 га и 0,07 га, по улице Березовая роща примерной площадью 0,07 га, по улице Вечерняя примерной площадью 1, 02 га, трех земельных участков по улице Вечерняя примерной площадью 0,07 га каждый, под строительство и предварительном согласовании мест размещения объектов несоответствующим Порядку предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденному постановлением Администрации Алтайского края от 08.02.2007 N 48 (далее - Порядок N 48), и обязании Главного управления имущественных отношений Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Бадажкова Павла Евгеньевича, возложив на Главное управления имущественных отношений Алтайского края обязанность по обеспечению процедуры выбора испрашиваемых земельных участков и принятию решения о предварительном согласовании мест размещения объектов, утверждающих акты о выборе земельных участков для строительства.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 21.01.2010 предпринимателю в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, предприниматель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на следующее:
- суд не принял во внимание, что согласно пункту 6 статьи 31 ЗК РФ, пункту 2.6 Порядка N 48 возможность отказа в обеспечении выбора земельного участка при обращении лица с надлежащим заявлением в соответствующий орган законом не предусмотрена;
- судом перовой инстанции не дана оценка доводу заявителя о том, что обращение Управления от 03.09.2009 N ЛЛ-9665 в администрацию г. Барнаула не было направлено на исполнение требований статьи 31 Земельного кодекса РФ.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило.
На основании части 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие Главного управления имущественных отношений Алтайского края.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя апеллянта, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, установленном статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 31.07.2009 предприниматель Бадажков П.Е. обратился в Управление с заявлениями о выборе земельных участков по улице Боровой примерной площадью 0,07 га, по улице Байкальской примерной площадью 0,21 га и 0,07 га, по улице Березовая роща примерной площадью 0,07 га, по улице Вечерняя примерной площадью 1, 02 га, трех земельных участков по улице Вечерняя примерной площадью 0,07 га каждый, под строительство и о предварительном согласовании мест размещения объектов.
Письмом от 06.11.2009 N АН-11754 Управление отказало предпринимателю Бадажкову П.Е. в предоставлении указанных земельных участков для строительства, сославшись на ответ администрации от 28.09.2009 N Б-397-ж (которой были направлены заявления предпринимателя от 31.07.2009 о выборе земельных участков).
Не согласившись с отказом Управления предприниматель оспорил его в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, статей 199 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц являются несоответствие этих действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
По заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти, предусмотренному статьей 29 ЗК РФ, орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта, копия которого выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно статье 4 Закона Алтайского края от 04.02.2007 г. N 12-ЗС "О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае" (далее - Закон N 12-ЗС), пункту 1.1. Положения о Главном управлении имущественных отношений Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 02.02.2006 г. N 32, Главное управление является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим функции по управлению и распоряжению государственным имуществом Алтайского края, в том числе в области земельных отношений.
Пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства установлен статьей 31 ЗК РФ.
Аналогичная процедура и критерии предоставления земельных участков, в том числе и порядок рассмотрения заявок и принятия по ним решением закреплены в Порядке предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 08.02.2007 N 48.
Согласно пункту 2.3 Порядка N 48 гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства обращаются в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что уполномоченный орган на основании полученного заявления:
- в течение семи дней направляет обращение в администрацию муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края;
- получает от администрации города Барнаула: оформленный в установленном порядке с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах акт о выборе земельного участка для строительства (а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны), согласованный в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с соответствующими государственными органами; утвержденные проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора либо проект межевания территории, подготовленный в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации; необходимую информацию о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о местоположении земельных участков; в необходимых случаях подтверждение о должном информировании землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что предприниматель обратился в Управление с заявлениями о выборе земельных участков для строительства апарт-отелей и предварительного согласования мест размещения объектов.
Следовательно, в силу пункта 2.4 Порядка N 48 Управление должно было направить обращение в администрацию города Барнаула.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 03.09.2009 Управление направило первому заместителю главы администрации города Барнаула Савинцеву И. Г. письмо N ЛЛ-9665, в котором указано, что Управлением рассматриваются заявления предпринимателя Бадажкова П. Е. о выборе земельных участков для строительства апарт-отелей. Названным письмом Управление предлагает администрации рассмотреть техническую возможность размещения объектов на запрашиваемых земельных участках и представить копии топографических съемок масштаба 1:500 восьми запрашиваемых участков с нанесенными красными линиями, линиями технических ограничений и границами ранее отведенных земельных участков.
Целью обращения Управления в администрацию по смыслу пункта 2.4 Порядка N 48 является решение вопроса о предоставлении земельного участка для строительства, а также получение от администрации города Барнаула документов, указанных в пункте 2.4 Порядка N 48.
Однако из письма Управления от 03.09.2009 N ЛЛ-9665 не следует, что оно направлено Управлением для разрешения указанных вопросов.
В соответствии с пунктом 2.6. Порядка N 48 отказ в предоставлении земельного участка возможен по следующим основаниям: иное назначение земельного участка в соответствии с документацией о планировке территории; наличие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе данного земельного участка в отношении другого лица; по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Решение об отказе в размещении объекта должно содержать мотивированные основания для отказа с приложением в случае необходимости документов (материалов), служащих основанием для принятия такого решения.
Из содержания письма Управления от 03.09.2009 N ЛЛ-9676 следует, что основанием для отказа явилось то обстоятельство, что запрашиваемые предпринимателем земельные участки расположены в пределах населенных пунктов, проект планировки территории на которые будет разрабатываться только после утверждения Генерального плана города Барнаула, в настоящее время перспективы поселка не определены и не утверждены.
Управлением не подтверждено наличие у него полномочий со ссылкой на нормативно-правовые акты по принятию решения об отказе в предоставлении земельного участка, минуя процедуру направления заявления в администрацию города Барнаула в целях получения от администрации акта о выборе земельного участка для строительства, утвержденных проектов границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора либо проект межевания территории, и иной информации.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о незаконности оспариваемых действий Управления, об отсутствии доказательств соблюдения процедуры предоставления земельного участка, установленной статьями 29, 30, 31 ЗК РФ и пунктами 2.4, 2.5 Порядка N 48, нарушения прав и законных интересов Бадажкова П.Е. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а именно, права на выбор и предоставление ему земельных участков для осуществления предпринимательской деятельности.
Признавая оспариваемое решение Управления об отказе в выборе земельных участков и предварительном согласовании мест размещения объектов незаконным, суд апелляционной инстанции, учитывая то, что хотя непосредственный выбор земельного участка не осуществляется Управлением, но именно Управление является тем уполномоченным органом, к которому граждане обращаются с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения, на основании пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ возлагает на Управление обязанность по обеспечению процедуры выбора и согласования спорных земельных участков.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы в виде уплаченной предпринимателем государственной пошлины за рассмотрение заявления в суде первой инстанции и апелляционной жалобы в апелляционном суде подлежат возмещению за счет проигравшей стороны.
Руководствуясь статьями 110, 156, частью 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 21.01.20109 по делу N А03-15472/2009 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Решение Главного управления имущественных отношений Алтайского края, оформленное письмом от 06.11.2009 N АН-11754 об отказе индивидуальному предпринимателю Бадажкову Павлу Евгеньевичу в выборе земельных участков по улице Боровой примерной площадью 0,07 га, по улице Байкальской примерной площадью 0,21 га и 0,07 га, по улице Березовая роща примерной площадью 0,07 га, по улице Вечерняя примерной площадью 1, 02 га, трех земельных участков по улице Вечерняя примерной площадью 0,07 га каждый, под строительство и предварительном согласовании мест размещения объектов признать незаконным.
Обязать Главное управление имущественных отношений Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Бадажкова Павла Евгеньевича , возложив на Главное управление имущественных отношений Алтайского края обязанность по обеспечению процедуры выбора земельных участков по улице Боровой примерной площадью 0,07 га, по улице Байкальской примерной площадью 0,21 га и 0,07 га, по улице Березовая роща примерной площадью 0,07 га, по улице Вечерняя примерной площадью 1, 02 га, трех земельных участков по улице Вечерняя и принятию решений о предварительном согласовании места размещения объектов, утверждающих акты о выборе указанных земельных участков для строительства.
Взыскать с Главного управления имущественных отношений Алтайского края в пользу индивидуального предпринимателя Бадажкова Павла Евгеньевича расходы по уплате государственной пошлины по исковому заявлению в размере 100 рублей, по апелляционной жалобе в размере 50 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
В. А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-15472/2009
Истец: Бадажков П Е
Ответчик: Главное управление имущественных отношений Алтайского края
Хронология рассмотрения дела:
01.12.2011 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-15472/09
16.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12069/11
05.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12069/11
12.08.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1730/10
30.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6215/10
27.10.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А03-15472/2009
20.07.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1730/10