Крайняя мера - забастовка.
О регламенте примирительных процедур
Принятыми в 2006 г. поправками в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) упрощается процедура начала забастовки. Любая забастовка - результат неурегулированного трудового конфликта, переросшего в спор работников и работодателя. Поправками в ТК РФ предлагается, что решение о проведении забастовки будет считаться принятым, если за него проголосует большинство членов коллектива, а не две трети, как сейчас. На предприятиях и в организациях, где законом запрещено проведение забастовки, споры между работниками и работодателями должны будут разрешаться через трудовой арбитраж (хотя законодательства, четко определяющего само понятие "трудовой арбитраж", регламент его работы и полномочия - пока в России нет - примечание автора).
Рассуждая о социальном партнерстве в разрешении трудовых споров, некоторые авторы (Журнал "Для кадровика: Трудовые споры" N 0-05, апрель 2005 г., "От теории до практики - не один шаг...") обозначают Трудовой арбитражный суд как специализированную организацию по досудебному рассмотрению коллективных трудовых споров (Е.Д. Илясова, ответственный секретарь учреждения "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров", юрист).
Что же такое - трудовые споры. Это всегда конфликт или все-таки возможность сотрудничества в рамках социального партнерства?
В постановлении Конституционного Суда РФ от 24.01.02 N 3-П подчеркивается, что законодатель "должен обеспечить баланс конституционных прав и свобод, являющийся необходимым условием гармонизации трудовых отношений в РФ как социальном правовом государстве", что составляет правовую основу справедливого согласования прав и интересов работников и работодателей.
Механизм социального партнерства, впервые закрепленный в ТК РФ, имеет решающее значение для реализации этой задачи.
До принятия ТК РФ правовую базу социального партнерства определяли нормативные правовые акты: Закон РФ от 11.03.92 N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях", Федеральный закон от 23.11.95 N 175-ФЗ, "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", Федеральный закон от 12.01.96 N 10-ФЗ "О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности", Федеральный закон от 01.05.99 N 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию трудовых отношений". Нормы этих законов действуют, если не противоречат ТК РФ.
Законодательство об урегулировании коллективных трудовых споров является составной частью законодательства о социальном партнерстве. Законодательство о социальном партнерстве в сфере труда включает нормативные правовые акты, определяющие правовой статус представительного органа работников, работодателей, механизм их взаимоотношений, роль органов государственной власти в социальном партнерстве, формы участия работников в управлении организацией, обеспечение права на заключение коллективных договоров, на урегулирование трудовых споров.
Коллективные трудовые споры возникают между социальными партнерами, и поэтому социальные партнеры должны нести ответственность за создание условий для разрешения конфликтов, а именно сформировать структуру в рамках системы социального партнерства.
В соответствии с Рекомендацией МОТ 1951 г. N 92 "О добровольном примирении и арбитраже", разрешение коллективного трудового спора осуществляется с помощью примирительно-третейского разбирательства. В российском законодательстве стадии разрешения коллективного трудового спора носят название примирительных процедур. К формам этих процедур относятся: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение спора с участием посредника и в трудовом арбитраже.
В ТК РФ предусматривается создание трудового арбитража как временно действующего органа по рассмотрению коллективного трудового спора, но только в том случае, если стороны заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений. Однако законодатель не предусмотрел процедуру работы арбитров по рассмотрению коллективного трудового спора.
Как позиция многих работодателей, не видящих необходимости партнерских отношений с работниками, таки непрофессионализм профсоюзных лидеров. а также незнание работниками возможностей реализации своих прав служат препятствием к обеспечению защиты прав сторон социального партнерства.
Опыт последних лет доказывает, насколько сложно в короткие сроки избрать в состав арбитров квалифицированных специалистов, согласовать регламент решить организационно-технические вопросы. Таким образом, необходим институт, который не только поможет социальным партнерам разрешать коллективные споры, но и будет выполнять миссию по предупреждению трудовых конфликтов.
С одной стороны, Конституция РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). С другой стороны, альтернативные суду органы по разрешению коллективных трудовых споров не могут входить в судебную систему в случае их создания в РФ.
В соответствии со ст. 118 Конституции РФ, правосудие в России осуществляется только судом. Судебная же власть осуществляется посредством гражданского, административного и арбитражного судопроизводства. Таким образом, если создавать трудовые суды в рамках судебной системы, то необходимо делать это в соответствии с действующим законодательством. А пока создание трудовых судов не вписывается в рамки Конституции РФ. Главная задача сегодня - это решение вопроса о создании досудебных постоянно действующих и достаточно эффективных органов по рассмотрению индивидуальных и коллективных трудовых споров. Необходимо определиться с порядком образования этих органов, их составом, процедурой рассмотрения дел, принятием решений и степенью их обязательности, взаимоотношениями органов с судами, профсоюзами, органами государственной и исполнительной власти. Это сложные, но вполне решаемые, и сегодня можно констатировать, что первый шаг к созданию специализированных органов уже сделан*(1).
Существующее и действующее сегодня Учреждение "Трудовой арбитражный суд" не входит в судебную систему. Деятельность созданного в основном правительством Москвы учреждения никоим образом не пересекается и не заменяет деятельность судов общей юрисдикции, а также арбитражных судов РФ. Трудовой арбитражный суд не занимается самостоятельно разрешением коллективных трудовых споров; это не его деятельность, а результат, на который направлена его деятельность. Учреждение не принимает решений, т.к. решения выносятся составом арбитров, т.е. не подменяет трудовой арбитраж, а обеспечивает его деятельность путем предоставления помещения, специально спланированного и оборудованного для работы арбитража, материально-технической базы (компьютеры, средства связи, факс, ксерокс, юридическая литература).
Основными целями деятельности Учреждения являются:
правовое и организационное обеспечение работы по защите прав и законных интересов трудовых коллективов и работодателей в организациях различных форм собственности;
урегулирование и ликвидация конфликтов, возникающих между работодателями и трудовыми коллективами в сфере трудовых правоотношений;
совершенствование применения на практике трудового законодательства РФ и города Москвы;
создание рабочих мест для специалистов в области трудового законодательства, повышение уровня их профессиональных знаний.
Распоряжением Департамента по урегулированию коллективных трудовых споров и развитию социального партнерства Минтруда России от 15.08.02 N 5 утвержден список трудовых арбитров, которые прошли обучение и являются квалифицированными специалистами в области трудового законодательства. И уже сегодня Трудовой арбитражный суд может предложить высокую квалификацию и качество арбитражного разбирательства.
Коллективные трудовые споры (по определению ТК РФ) представляют собой неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права. Эти споры включают в себя и конфликт права, и конфликт интересов.
В настоящее время Трудовой арбитражный суд участвует в реализации международного проекта "Трудовое законодательство и арбитраж", который предусматривает формирование системы органов досудебного разрешения конфликтов и применение альтернативных методов разрешения трудовых споров. Существующая в России система разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров требует не просто корректировки, а глубокого реформирования. Примером такого реформирования могла бы служить модель Трудового арбитражного суда, эффективность которых подтверждена практикой судов европейских государств.
Процедура обращения в трудовой арбитражный суд предусматривает следующий Перечень документов, необходимых для обращения в Учреждение "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров" за разрешением коллективного трудового спора:
Заявление от субъектов споров по существу спора.
Копия соглашения о рассмотрении коллективного трудового спора в учреждении "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров" и признании решения обязательным для исполнения.
Документы и материалы по существу спора (коллективный договор, иные локальные нормативные акты и т.д.).
Документы о выдвижении требований работниками и доказательства, подтверждающие их отклонение работодателем.
Решение о создании примирительной комиссии
Протокол разногласий заседания примирительной комиссии по рассмотрению коллективного трудового спора или акт, составленный в случае уклонения одной из сторон от участия в работе примирительной комиссии.
Соглашение о приглашении (назначении) посредника (если спор ранее уже был рассмотрен с участием посредника).
Протокол разногласий совместного заседания представителей сторон и посредника по рассмотрению коллективного трудового спора (если спор рассматривался с участием посредника).
Документы, подтверждающие полномочия представителей сторон.
Из предлагаемого ниже регламента (который предлагается для ознакомления и возможного учета при разработке коллективного договора) следует один вывод - назрела необходимость в принятии Трудового процессуального кодекса, который бы включал в себя не только т.н. примирительные процедуры (на стадии формирования спора), но и регламентировал бы все то, что относится к процессу рассмотрения трудовых споров судами (возможно специализированными - прообразом которых и является Трудовой арбитражный суд - примечание автора.).
Именно Трудовой процессуальный кодекс РФ представляет из себя уникальную возможность - собрать воедино все нормы, касающиеся предмета регулирования - процесса рассмотрения споров, вытекающих из трудовых отношений.
В соответствии с ч. З ст. 123 Конституции РФ судопроизводство должно осуществляться на основе состязательности и равноправия сторон. Однако существующий порядок разрешения связанных с нарушением трудовых прав заявлений реализацию принципов состязательности и равноправия сторон не обеспечивает. С одной стороны, гражданин, ищущий работу, а тем более работник, являются зависимыми от волеизъявления представителей работодателя. В связи с этим они не могут на равноправной основе состязаться с представителями работодателя в гражданском процессе. В руках представителей работодателя находится и процесс формирования доказательной базы. В связи с чем, работодатель имеет фактически неограниченные возможности по представлению доказательств, направленных на опровержение требований истца-гражданина. Поэтому результат ведения гражданского дела становится легко прогнозируемым.
Также сложно признать гражданина равноправным соперником представителей государственной власти и органов местного самоуправления, которые допустили нарушение его прав и свобод. В подавляющем большинстве случаев заявления о нарушении прав и свобод гражданина органами и должностными лицами государственной власти и местного самоуправления рассматривают представители другой ветви государственной власти без привлечения общественности. По этой причине гражданин, поставивший вопрос о незаконности действий властных структур, изначально находится в неравном по сравнению с ними положении.
Все это позволяет сделать вывод о том, что должны существовать особые процессуальные правила защиты прав и свобод граждан в сфере труда. Сводом таких правил может стать Трудовой процессуальный кодекс РФ. Иначе сегодняшнее положение более чем странное: есть Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный, Гражданский и Гражданский процессуальный, Арбитражный и Арбитражный процессуальный, но нет Трудового процессуального кодекса. А ведь он (предмет его регулирования) затрагивает интересы не менее сотни миллионов человек!
Разработка и принятие Трудового процессуального кодекса РФ не означает возникновение нового вида судопроизводства - трудового судопроизводства. Поэтому для принятия его вносить изменения в ст. 118 Конституции РФ не требуется. Исходя из конституционных требований, рассмотрение заявлений по правилам Трудового процессуального кодекса следует признать составной частью гражданского процесса. Юридически значимым обстоятельством отнесения того или иного вида деятельности к осуществлению гражданского судопроизводства в ст. 18 Конституции РФ названо обеспечение правосудием прав и свобод человека и гражданина. Существующая система судопроизводства обеспечению правосудием прав и свобод граждан не служит. Система гражданского судопроизводства, направленная на полное и всеобъемлющее обеспечение правосудием прав и свобод граждан, в настоящее время отсутствует. Создание упомянутого кодекса должно служить процессуальной основой обеспечения правосудием прав и свобод человека и гражданина в сфере труда.
Законопроект о Трудовом процессуальном кодексе (подготовленный специалистами Академии труда и социальных отношений) уже довольно давно находится в Государственной Думе РФ. Однако пока о нем нет никаких сведений. Не разработан и пакет поправок, касающийся данной проблематики - рассмотрения трудовых споров, которые необходимо вносить единовременно. Только комплексный подход к решению проблемы может принести успех. Принятие лишь отдельных поправок и выборочное изменение законодательства усложнит и без того непростые отношения работодателя и работников, не говоря уже об ущербе, причиненном законодательству России, когда появляется еще более белых пятен, чем ранее.
Образец
Утвержден
Решением Совета учредителей Учреждения
"Трудовой арбитражный суд для разрешения
коллективных трудовых споров" 9 августа 2002 года
(Протокол N 3)
Регламент
примирительных процедур трудового арбитражного суда
для разрешения коллективных трудовых споров:
трудовым арбитражем и с участием посредника
Раздел I. Общее положение
Статья 1. Определение терминов
Для целей настоящего Регламента нижеизложенные термины имеют следующие значения:
"Коллективный трудовой спор" означает неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права в организациях и в других случаях, предусмотренных законами Российской Федерации.
"Стороны" - работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров означает организацию в организационно-правовой форме учреждения, представляющую собой постоянно действующий административный аппарат для урегулирования коллективных трудовых споров посредством проведения примирительных процедур с участием арбитров трудового арбитражного суда в трудовом арбитраже по системе третейского судопроизводства или с участием арбитра трудового арбитражного суда в качестве посредника (медиации).
"Трудовой арбитраж" означает временно действующий коллегиальный состав арбитров, формируемый в целях рассмотрения конкретного коллективного трудового спора на организационно-материальной базе трудового арбитражного суда для разрешения коллективных трудовых споров.
"Примирительные процедуры с участием посредника" означают рассмотрение коллективного трудового спора с целью его разрешения арбитром трудового арбитражного суда в качестве посредника.
"Арбитражное соглашение" означает соглашение сторон о подчинении коллективного трудового спора юрисдикции трудового арбитража, формируемого сторонами в соответствии с настоящим Регламентом.
"Медиационное соглашение" означает соглашение, которое заключается между сторонами и арбитром - медиатором в целях определения порядка разрешения коллективного трудового спора посредством примирительных процедур с участием арбитра трудового арбитражного суда для разрешения коллективных трудовых споров в качестве посредника (медиации).
Статья 2. Арбитражное соглашение
1. Арбитражное соглашение должно быть заключено сторонами в простой письменной форме и предусматривать обязательность выполнения ими решений Трудового арбитража. При этом арбитражное соглашение считается заключенным надлежащим образом в случаях, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, в частности в виде оговорки в коллективном договоре, в соглашении, в виде отдельного соглашения, в виде прямой ссылки на документ, содержащий соответствующее арбитражное соглашение или соответствующую оговорку, а также, если оно заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием иных средств связи, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны спора.
2. Арбитражное соглашение также считается заключенным, если сторонами совершены процессуальные действия, свидетельствующие об их согласии с рассмотрением спора в Трудовом арбитраже, причем такими действиями являются: со стороны заявителя - предъявление заявления, а со стороны ответчика - предоставление отзыва, не содержащего возражений против юрисдикции Трудового арбитража в отношении данного спора.
Статья 3. Место рассмотрения споров
1. Заседание Трудового арбитража проводится по месту нахождения Трудового арбитражного суда для разрешения коллективных трудовых споров, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
2. В случае если по соглашению сторон арбитражное заседание Трудового арбитража проводится вне постоянного места нахождения Трудового арбитражного суда для разрешения коллективных трудовых споров, стороны обязаны предоставить Трудовому арбитражу помещение, пригодное для арбитражных заседаний, а также обеспечить беспрепятственный доступ в предоставленное помещение, возможность бесплатно пользоваться телефонной и факсимильной связью, офисным оборудованием в течение всего времени, необходимого для рассмотрения конкретного коллективного трудового спора.
Статья 4. Направление документов
1. Заявления, Отзывы на заявления, ходатайства, иные процессуальные документы и приложения к ним направляются в Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров для Трудового арбитража и с копиями для сторон, участвующих в деле.
2. Решение Трудового арбитража, извещение и уведомление, а также копии документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, направляются по указанным сторонами почтовым адресам заказными письмами с уведомлением о вручении. Каждая из сторон обязана незамедлительно уведомлять Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров об изменении ранее указанных почтовых адресов.
Любые из указанных документов могут разным образом вручаться сторонам (сторонами) под расписку а считаются также полученными, если они были доставлены под расписку представителями работников и работодателей, уполномоченными участвовать в разрешении коллективного трудового спора в соответствии с Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом Российской Федерации от 23.11.1995 г. N 175 "О порядке разрешения коллективных трудовых споров".
В целях сокращения сроков оповещения сторон о начале рассмотрения коллективного трудового спора извещения и уведомления могут передаваться по телетайпу, телеграфу или с использованием иных средств связи, обеспечивающих регистрацию передачи такого сообщения.
3. В случае если стороны не договорились об ином, сообщение считается полученным в день доставки в соответствии с правилами настоящей статьи.
Статья 5. Процессуальные и иные сроки
1. Течение процессуальных сроков, указанных в настоящем Регламенте, установленных Трудовым арбитражем или согласованных сторонами, начинается наследующий день после календарной даты или наступления событий, которым определено их начало.
2. В случае, когда последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
3. В случае если стороны подчинили спор юрисдикции Трудового арбитража и к арбитражному разбирательству спора применяются положения настоящего Регламента, любые процессуальные и иные сроки могут быть продлены или восстановлены Председателем Трудового арбитражного суда для разрешения коллективных трудовых споров, если он признает уважительными основания продления или причины пропуска указанных сроков.
Статья 6. Принципы арбитражного разбирательства
Трудовой арбитраж разрешает споры на основе действующего законодательства Российской Федерации, а также требований разумности и справедливости.
Статья 7. Язык арбитражного разбирательства
1. Арбитражное разбирательство ведется Трудовым арбитражем на русском языке.
2. Стороны вправе за свой счет привлекать к участию в рассмотрении спора переводчика. Трудовой арбитраж также вправе потребовать от сторон нотариально удостоверенный перевод на русский язык любых документов по делу.
Статья 8. Конфиденциальность
1. Арбитры, эксперты, переводчики, и другие лица, участвующие в деле, также сотрудники Трудового арбитражного суда для разрешения коллективных трудовых споров обязаны соблюдать конфиденциальность в отношении информации, которая стала им известной в ходе подготовки дела к рассмотрению и рассмотрения коллективного трудового спора.
2. Решение Трудового арбитража может быть опубликовано в печати только с согласия сторон.
Раздел II. Формирование Трудового арбитража
Статья 9. Порядок назначения арбитров
1. В целях рассмотрения конкретного спора формируется Трудовой арбитраж в количестве трех арбитров. При этом каждая сторона назначает одного арбитра из списка арбитров Трудового арбитражного суда для разрешения коллективных трудовых споров, а двое назначаемых таким образом арбитров назначают Суперарбитра.
2. Если стороны в сроки и в порядке, предусмотренным настоящим Регламентом, не назначат арбитров или если назначенные сторонами арбитры в течение 7 дней с даты назначения не достигли соглашения о кандидатуре Суперарбитра либо состав арбитража не сформирован по каким либо иным причинам, в частности, по причине уклонения какой либо из сторон от создания Трудового арбитража, то арбитр или соответствующие арбитры назначаются Председателем Трудового арбитражного суда для разрешения коллективных трудовых споров из Списка арбитров Трудового арбитражного суда для разрешения коллективных трудовых споров.
3. Если арбитр назначается стороной не из Списка арбитров, то в заявлении стороны о назначении такого арбитра должны быть указаны его фамилия, имя, отчество, место жительства, место работы и должность, а также приложены документы, подтверждающие квалификацию кандидата как арбитра, имеющего право и соответствующий опыт в разрешении коллективных трудовых споров и письменного согласия его выступать в качестве арбитра (все вопросы, связанные с финансовыми расходами в этом случае, решаются приглашающей стороной).
Статья 10. Замена арбитра. Самоотвод арбитра
1. В случае неспособности арбитра участвовать в рассмотрении дела по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам полномочия такого арбитра прекращаются решением Председателя Трудового арбитражного суда для разрешения коллективных трудовых споров, который принимает меры к замене арбитра.
Решение Председателя Трудового арбитражного суда для разрешения коллективных трудовых споров о прекращении полномочий арбитра принимается по ходатайству стороны или на основании заявления арбитра о самоотводе.
2. В целях замены арбитра назначение нового арбитра осуществляется по правилам, которые применялись при назначении арбитра, чьи полномочия прекращены.
Раздел III. Подача заявления. Подготовка
к арбитражному разбирательству
Статья 11. Заявление в Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров.
1. Арбитражное разбирательство возбуждается путем подачи в Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров заявления. Заявление составляется в письменной форме и подписывается уполномоченным лицом.
2. Заявление должно содержать:
(а) наименование сторон, а также сведения о представителях сторон и почтовых адресах;
(Ь)требования, основания для их удовлетворения
(с) расчет требований, если они поддаются денежной оценке.
3. Заявление направляется в Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров с приложением документов, подтверждающих возникновение коллективного трудового спора, документов о рассмотрении спора примирительной комиссией, а также документов об оплате регистрационного и арбитражного сбора.
Заявитель вправе приложить к заявлению также иные документы по своему усмотрению.
4. Если не доказано обратное, считается, что лицо, подписавшее заявление, обладает соответствующими полномочиями.
Статья 12. Оценка требований
1. Оценка требований выражается в денежном эквиваленте и определяется суммой имущественных требований заявителя.
2. В случае если заявитель не определил или неправильно определил размер требований в денежном эквиваленте, Трудовой арбитраж по просьбе ответчика, требованию Председателя Трудового арбитражного суда для разрешения коллективных трудовых споров или по собственной инициативе вправе самостоятельно определить размер этих требований и предложить заявителю оплатить сборы, исходя из такой оценки.
3. В случае если размер требований не подлежит оценке, размер арбитражного сбора определяется Председателем Трудового арбитражного суда для разрешения коллективных трудовых споров, исходя из сложности и трудоемкости конкретного дела.
4. В случае заявления нескольких требований сумма каждого требования указывается отдельно, а общая сумма определяется суммой всех заявленных требований.
Статья 13. Отказ в принятии заявления
1. Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров отказывает в принятии заявления:
(a) если спор не был рассмотрен примирительной комиссией, за исключением случаев, когда одна из сторон уклоняется от участия в создании или работе примирительной комиссии;
(b) если заявитель не уплатил регистрационный и арбитражный сбор или не предоставил доказательств уплаты таких сборов.
2. Вопрос в отказе в принятии заявления решается Председателем Трудового арбитражного суда для разрешения коллективных трудовых споров. При отказе в принятии заявления заявителю возвращаются все представленные им документы. Отказ в принятии заявления не препятствует вторичному обращению в Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров с теми же требованиями при условии устранения обстоятельств, явившихся основанием отказа в принятии заявления.
Статья 14. Уведомление ответчика о требованиях заявителя
1. Секретариат Трудового арбитражного суда для разрешения коллективных трудовых споров уведомляет ответчика о заявленном требовании и направляет ответчику копии заявления и приложений по правилам настоящего Регламента.
2. В уведомлении ответчику предлагается назначить арбитра не позднее 3 дней с даты получения уведомления.
Статья 15. Отзыв на заявление
1. Ответчик вправе в течение 3 дней с момента получения уведомления направить в Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров Отзыв на заявления с копией для заявителя.
2. Непредоставление Отзыва на заявление не препятствует рассмотрению спора на основе имеющихся сведений, документов и доказательств. Непредоставление Отзыва на заявление не может рассматриваться как признание требований заявителя.
Статья 16. Уведомление заявителя о предоставленном Отзыве на заявление
Секретариат Трудового арбитражного суда для разрешения коллективных трудовых споров уведомляет заявителя о предоставленном Отзыве на заявление и направляет заявителю копии Отзыва на заявление и приложений по правилам настоящего Регламента.
Раздел IV. Арбитражное разбирательство
Статья 17. Определение правил процедуры
1. Стороны вправе по своему усмотрению договориться о процедуре ведения арбитражного разбирательства, полностью или частично отличающегося от настоящего Регламента. В этом случае стороны в течение 3 календарных дней оформляют письменное соглашение, в котором излагают процедуру ведения арбитражного разбирательства. При отсутствии такого соглашения считается, что стороны, подчинив спор юрисдикции Трудового арбитража, сделали настоящий Регламент неотъемлемой частью своего арбитражного соглашения.
2. В части, неурегулированной настоящим Регламентом, Трудовой арбитраж вправе вести арбитражное разбирательство в таком порядке, какой посчитает надлежащим.
Статья 18. Порядок проведения арбитражного заседания
1. Слушание дела происходит в закрытых арбитражных заседаниях с участием представителей сторон. С разрешения Трудового арбитража и согласия сторон на слушании могут присутствовать лица, не принимающие участие в арбитражном разбирательстве.
2. Время и место первого арбитражного заседания назначается Ответственным секретарем Трудового арбитража, о чем сторонам должно быть направлено извещение по правилам настоящего Регламента.
3. Неявка в заседание Трудового арбитража сторон или их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте арбитражного заседания, не является препятствием к рассмотрению спора и вынесению решения, кроме случая, если не явившаяся сторона или их представители заявили письменное ходатайство об отложении слушания дела и при этом Трудовой арбитраж признал причины неявки уважительной.
4. Сторона может ходатайствовать о слушании дела в ее отсутствие.
Статья 19. Изменения и дополнения требований
До окончания слушания дела заявитель вправе в пределах арбитражного соглашения изменить и (или) дополнить свои требования.
Статья 20. Участие в деле третьих лиц
Трудовой арбитраже согласия сторон вправе допускать третьих лиц к участию в арбитражном разбирательстве. Неявка третьих лиц в заседание Трудового арбитража не препятствует разрешению дела в независимости от причин такой неявки.
Статья 21. Доказательства
1. Сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований или возражений, если иной порядок доказывания не установлен действующим законодательством Российской Федерации.
2. Стороны не ограничены в выборе средств доказывания.
3. Трудовой арбитраж по своему внутреннему убеждению оценивает представленные сторонами доказательства. Никакие доказательства не имеют заранее установленной силы.
Статья 22. Отложение разбирательства дела.
1. Трудовой арбитраж откладывает рассмотрение дела в случаях:
(a) невозможности рассмотрения дела в данном судебном заседании по причине неявки какой-то из сторон, не извещенной о заседании либо извещенной, но отсутствующей по причине, признанной Трудовым арбитражем уважительной в порядке пункта 3 статьи 18 настоящего Регламента;
(b) необходимости получения дополнительных доказательств;
(c) невозможности рассмотрения спора до рассмотрения другого дела, рассматриваемого в порядке гражданского, уголовного или административного производства;
(с!) несвоевременного внесения средств в оплату дополнительных расходов Трудового арбитражного суда для разрешения коллективных трудовых споров.
2. Трудовой арбитраж, откладывая разбирательство дела, устанавливает место и время следующего арбитражного заседания.
Об отложении разбирательства дела и назначении нового заседания Трудовой арбитраж выносит определение, копии которого направляются сторонам по правилам настоящего Регламента.
Статья 23. Прекращения арбитражного разбирательства.
1. Трудовой арбитраж прекращает разбирательство в случаях:
(a) признания того, что рассмотрение спора Трудовым арбитражем не предусмотрено и не подпадает под условия арбитражного соглашения;
(b) отказ заявителя от ранее заявленных требований;
(c) достижения сторонами мирового соглашения.
2. О прекращении арбитражного разбирательства дела Трудовой арбитраж выносит определение, копии которого направляются сторонам по правилам настоящего Регламента.
3. В случае если в ходе арбитражного разбирательства сторонами достигнуто мировое соглашение. Трудовой арбитраж одновременно с вынесением определения о прекращении разбирательства утверждает это мировое соглашение, если только это соглашение не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Раздел V. Решение Трудового арбитража
Статья 24. Принятие решения
1. Рекомендации Трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора оформляются в виде Решения Трудового арбитража.
2. Решение выносится Трудовым арбитражем на закрытом совещании арбитров большинством голосов. Арбитр, не согласный с решением, вправе изложить письменно свое особое мнение, которое хранится в делах Трудового арбитражного суда для разрешения коллективных трудовых споров.
Статья 25. Форма и содержание решения
1. Решение Трудового арбитража излагается в письменной форме и подписывается всеми арбитрами.
2. Решение Трудового арбитража должно содержать:
(a) наименование Трудового арбитражного суда для разрешения коллективных трудовых споров;
(b) сведения о составе арбитров, рассматривавшем дело;
(c) номер дела;
(с!) место и дату вынесения решения;
(e) наименование сторон и их представителей;
(f) предмет спора, содержание требований заявителя и возражений ответчика;
(д) обстоятельства дела, установленные Трудовым арбитражем, а также доказательства, на основании которых основаны выводы Трудового арбитража;
(h) правовые нормы, на которых основано решение;
(i) мотивировку принятого решения;
(к) рекомендации Трудового арбитража;
(I) порядок распределения расходов, связанных с рассмотрением дела;
(т) порядок и сроки исполнения решения Трудового арбитража;
(п) подписи арбитров.
Статья 26. Доведение арбитражного решения до сведения сторон
В течение десяти дней после вынесения Трудовым арбитражем решения сторонам направляется по одному экземпляру решения, подписанному арбитрами.
Статья 27. Расходы, связанные с рассмотрением дела
Размер, порядок исчисления и уплаты регистрационного и арбитражного сборов, а также дополнительных расходов устанавливаются "Положением о порядке исчисления и уплаты арбитражных расходов и сборов" (Приложение N 1 - здесь не приводится), являющимся неотъемлемой частью настоящего Регламента.
Раздел VI. Исполнение решения
Статья 28 Порядок исполнения решения
Решение Трудового арбитража подлежит добровольному исполнению сторонами в порядке и в сроки, указанные в решении.
Статья 29. Обязательность рекомендаций
1. В случае если стороны посредством письменного арбитражного соглашения подчинили спор юрисдикции Трудового арбитража и к арбитражному разбирательству спора применяются положения настоящего Регламента, рекомендации Трудового арбитража являются обязательными для выполнения сторонами.
2. Решение Трудового арбитража, имеющее обязательную силу и не исполненное добровольно, может быть приведено в исполнение принудительно в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации для исполнения решений третейских судов.
Раздел VII. Проведение примирительных процедур с участием арбитра
Трудового арбитражного суда в качестве посредника (медиации)
Статья 30. Порядок назначения медиации
1. Медиация назначается исключительно по согласию сторон.
2. Сторона, заявляющая о проведении медиации, направляет в Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров ходатайство, после чего Председатель Трудового арбитражного суда запрашивает согласие другой стороны.
В случае получения согласия другой стороны на проведение медиации Председатель Трудового арбитражного суда предлагает сторонам уплатить медиационный сбор в порядке, предусмотренном Положением об арбитражных расходах.
3. При условии уплаты сторонами медиационного сбора Секретариат Трудового арбитражного суда направляет сторонам копию настоящего Регламента, а также Список арбитров Трудового арбитражного суда, после чего стороны или по их просьбе Председатель Трудового арбитражного суда назначают одного арбитра Трудового арбитражного суда в качестве индивидуального арбитра.
Статья 31. Порядок проведения медиации
1. Порядок проведения медиации определяется индивидуальным арбитром по согласованию со сторонами, что может быть оформлено посредством письменного медиационного соглашения.
2. В случае если на каком-либо этапе индивидуальный арбитр сочтет затруднительным согласование со сторонами отдельных вопросов порядка проведения медиации, указанный порядок определяется индивидуальным арбитром самостоятельно.
Статья 32. Окончание медиации
Медиация оканчивается одним из следующих способов:
(a) подписанием сторонами спора согласованного решения по всем вопросам спора и составлением индивидуальным арбитром протокола об окончании медиации на основании принятия согласованного решения;
(b) подписанием сторонами спора частичного согласованного решения по нескольким вопросам спора и составлением индивидуальным арбитром протокола об окончании медиации на основании принятия частичного согласованного решения;
(c) подписанием сторонами спора и утверждением индивидуальным арбитром протокола разногласий;
(с!) составлением индивидуальным арбитром протокола об окончании медиации в связи с невозможностью дальнейшего проведения последней.
Статья 33. Порядок исполнения решения
Полное или частичное согласованное решение сторон спора, принятое в рамках проведения медиации, подлежит добровольному исполнению сторонами в порядке и в сроки, указанные в решении.
"Арбитр трудового арбитражного суда" означает лицо, рекомендованное социальными партнерами Московской Трехсторонней Комиссии, включенное в Список, утвержденный Советом учредителей учреждения "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров", прошедшее специальное обучение по программе разрешения коллективных трудовых споров и утвержденное решением Службы по урегулированию коллективных трудовых споров Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
С. Иванов
"Кадровик. Кадровое делопроизводство", N 10, октябрь 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) 11 сентября 2001 г. правительство Москвы приняло постановление N 840-ПП "О создании учреждения "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров". Учредителями стали правительство Москвы, Московская федерация профсоюзов, Московская конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей), специализированная коллегия адвокатов "Инюрколлегия".
19 мая 2004 г. Московская городская дума приняла новую редакцию Закона г. Москвы "О социальном партнерстве". В законе предусмотрены статьи, дающие возможность социальным партнерам в рамках системы социального партнерства создавать специализированные организации для разрешения коллективных трудовых споров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107