Преход к непрерывному обучению.
О развитии системы профессионального образования
в нефтегазовой отрасли
Достоинства отечественной системы образования были весьма значительны, она идеально подходила для целей и задач плановой экономики, но на сегодняшний день нефтегазовой отрасли приходится иметь дело, в основном, с "доставшимися в наследство" недостатками системы высшего образования бывшего СССР. Многие элементы старой неэффективной системы подготовки и переподготовки специалистов-нефтяников сдерживают развитие отрасли и по сей день.
Серьезнейшая проблема подготовки специалистов отечественного нефтегазового комплекса - отсутствие системы непрерывного обучения и развития. В России до последнего времени концепция непрерывного обучения практически не имела сторонников, первые публикации на эту тему стали появляться сравнительно недавно, т.е. с отставанием почти в тридцать лет. Практической реализации в России эта система не нашла пока ни в одной области знания, хотя значительная работа в этом направлении ведется в течение последних нескольких лет. Необходимость создания системы дополнительного профессионального образования сегодня очевидна: изменившаяся ситуация в стране требует профессиональной переподготовки и повышения квалификации, по крайней мере, 20 миллионов человек.
До конца 80-х годов, когда во всем мире уже 10-15 лет бурно развивалась система непрерывного образования для нефтяников и газовиков, в России существовали только курсы периодического повышения квалификации. В 90-х годах и эта система стала постепенно разрушаться, что явилось естественным следствием ликвидации курировавших ее отраслевых министерств и ведомств. Отсутствие системы непрерывного отраслевого образования и перечисленные недостатки высшего образования привели к возникновению хронического дефицита хорошо подготовленных профессионалов-нефтяников. Уровень подготовки специалистов в российской нефтегазовой отрасли сегодня значительно отстает от европейских и американских стандартов. Недостаточность полученного когда-то высшего образования становится все очевиднее: вузы бывшего СССР не готовили специалистов для работы в условиях рыночной экономики. В настоящее время приблизительно 80% специалистов отрасли признаются в недостатке у них знании и умений работать в новых условиях. Около 47% работников нефтегазового сектора видят в повышении квалификации один из главных резервов улучшения качества работы предприятий. Подчеркнем, что реально периодичность повышения квалификации в химической и нефтехимической промышленности составляет 19,8. а в нефтепереработке - 18лет. Поданным исследований, после окончания вуза ежегодно теряется 20% полученных профессиональных знаний, а так называемое "старение" знаний в нефтяной, газовой, нефтехимической промышленности происходит каждые 4,8 года. Таким образом, сегодня средний специалист российского нефтегазового сектора приступает к повышению квалификации, отстав на 3-4 "поколения знаний".
Существуют серьезные проблемы и в отраслевой нефтегазовой науке: среди специалистов преобладают сотрудники пенсионного возраста, доля молодежи составляет менее 10%. Анализ возрастной структуры научных сотрудников ОАО "Газпром" показывает, что за последние три года произошло значительное уменьшение числа кандидатов и докторов наук в возрастной группе от 40 до 49 лет, относительно стабильно количество специалистов высшей квалификации в возрасте 50-59, и постоянно увеличивается количество таких специалистов старше 60 лет [6], т.е. можно говорить о достаточно высоких темпах старения сотрудников самой высокой квалификации. С 1993 по 1997 годы численность научных сотрудников отрасли сократилась более чем на 30%. за эти четыре года из науки ушел практически каждый третий научный сотрудник. В отраслевой науке и отрасли в целом отмечается недостаток программ привлечения и подготовки специалистов высокой квалификации.
Отметим и определенные положительные моменты. Во второй половине 90-х годов отмечен приток молодых специалистов в аспирантуру специализированных нефтегазовых вузов для выполнения диссертационных исследований по актуальным проблемам отрасли, хотя при этом количество работающей молодежи в отрасли в целом несколько сократилось. На фоне сокращения общего числа работающих, увеличивается количество кандидатов и докторов наук. Еще один положительный момент состоит в том, что компании все чаще стали говорить о необходимости "непрерывного внутрифирменного обучения" (особенно часто упоминают об этом в ОАО "Газпром", где такая система функционирует уже несколько лет). Признание необходимости непрерывности в образовании стало огромным шагом вперед для российских компаний. Однако, если обратиться к зарубежному опыту, окажется, что большинство компаний давно отказались от неэффективного "внутрифирменного" подхода, главным недостатком которого является корпоративная замкнутость; попытки западных нефтяных компаний создать "государство в государстве" не увенчались успехом. Есть все основания предполагать, что "внутрифирменный" подход окажется недостаточно эффективным и в российских условиях.
Какие же специалисты требуются отечественным нефтегазовым компаниям, где и как их можно подготовить? Большинство современных исследователей отмечает, что уровень образования участников производства должен опережать уровень развития самого производства. Российским компаниям сегодня нужны специалисты-нефтяники, чей уровень профессиональных познаний соответствовал бы самым высоким международным стандартам. Профессионалы, которые сделали бы отечественные компании конкурентоспособными на мировом рынке. Поэтому отечественным компаниям, стремящимся к созданию и реализации конкурентных преимуществ, придется в ближайшие годы уделять самое пристальное внимание обучению и развитию своих сотрудников.
Главная особенность профессионализма в нефтегазовом бизнесе - сочетание знаний нефтегазового дела со знаниями в областях экономики, финансов, экологии, маркетинга, информационных технологий и управления. Для подготовки специалистов, обладающих такими знаниями, необходимо создание целостной системы непрерывного повышения профессионализма нефтяников и газовиков, которая включала бы несколько уровней (рис.1).
Топ-менеджер /----------------------\
| DBA |
| \----------------------/
| /----------------------------------\
| |Аспирантура и докторантура по спе-|
| |циальности 08.00.05 "Экономика и|
| |управление народным хозяйством" |
| \----------------------------------/
| /-------------------------------------------\
| | МВА |
| \-------------------------------------------/
| /---------------------------------------------------\
| | Второе высшее, |
| | управленческое образование |
Менеджер \---------------------------------------------------/
/---------------------------------------------------------\
| Профессиональная переподготовка |
| "Менеджер нефтегазового бизнеса" |
\---------------------------------------------------------/
Рис.1. Структура системы непрерывного повышения профессионализма
Первым этапом в системе повышения профессионализма является переподготовка менеджеров нефтегазовых компаний. На этапе профессиональной переподготовки менеджеры должны изучать основы базовых бизнес-дисциплин: финансов, маркетинга, менеджмента, экологии, инвестиционной политики, управления человеческими ресурсами, информационных технологий и др. Значительная часть специалистов отечественных компании не изучала эти дисциплины при получении высшего образования, а знания в этих областях стали на сегодняшний день жизненно необходимыми. Обучение основывается на междисциплинарном подходе и модульном принципе, обеспечивающим одновременную подготовку по различным аспектам управления. В соответствии с присваиваемой квалификацией выдается новый тип диплома - "Менеджер нефтегазового бизнеса" или "Менеджер нефтегазовых технологий".
Следующим этапом повышения квалификации может стать получение второго высшего экономического образования, которое позволит менеджерам и специалистам нефтегазовых компаний приобрести целостное видение макро- и микроэкономических проблем отрасли и существенно расширит их профессиональный кругозор.
Третий этап системы непрерывного повышения профессионализма - получение систематического бизнес-образования и степени МВД, соответствующих международным стандартам. На сегодняшний день это самый трудно достижимый, трудоемкий и затратный этап. Получение такого образования в западных бизнес-школах требует полутора-двух-летнего отрыва от производства, и огромных финансовых затрат. Очевидно, что далеко не все российские компании могут позволить себе отправлять на долгосрочное обучение за границу значительную часть своих менеджеров. К тому же, ни одна западная бизнес-школа не может в полной мере учесть специфику российского бизнеса, и потому даже самое практическое западное знание может оказаться неприменимым к нашей реальности.
Бизнес-образование в России, по выражению А.Г. Аганбегяна, находится сегодня "в младенческом возрасте". Процесс его становления затрудняет отсутствие традиции и четких представлений о том. должно ли российское бизнес-образование копировать западное (и если да, то какая система больше подходит для России - европейская или американская), или же нужно искать какие-то новые пути построения системы бизнес-образования. Первые школы бизнеса стали появляться в России всего несколько лет тому назад, а как показывает опыт зарубежных школ, для формирования эффективной системы бизнес-образования требуются десятилетия.
Значительную часть российских бизнес-школ по эффективности и материальному и информационному оснащению нельзя даже сравнивать с западными. Во-первых, уровень преподавательского состава коренным образом отличается от аналогов - преподаватели ведущих бизнес-школ - практики бизнеса, имеющие огромный опыт работы. В российских же бизнес-школах преподают преимущественно теоретики, прекрасно знающие экономическую теорию, но не всегда хорошо ориентирующиеся в бизнес-реалиях. Пока преподавательская деятельность не считается в России достаточно престижной, чтобы практикующие бизнесмены стали ею заниматься. Исключения из этого правила же появляются, но их все еще очень мало. Во-вторых, в российских бизнес-школах практически нет отбора студентов. Главным критерием при приеме оказывается наличие необходимой для оплаты обучения суммы денег, что. естественно, снижает уровень обучающихся. В-третьих, важным преимуществом ведущих мировых бизнес-школ является возможность общения студентов с представителями других культур и национальностей. В ходе такого общения студенты многое узнают о том, как "работает" бизнес в других странах, налаживают международные контакты. Российские же бизнес-школы пока не могут похвастаться большим количеством иностранных студентов.
Несмотря на обозначенные недостатки, российское бизнес-образование обладает и значительными достоинствами. Сравнительное преимущество отечественного бизнес-образования, которому еще предстоит в полной мере реализовать в ближайшие годы, состоит в возможности сопоставления и анализа российской специфики и западных представлений об эффективном менеджменте, выявлении наиболее эффективных для наших условий методов ведения бизнеса. Возможно, что именно отечественное бизнес-образование окажется наиболее подходящим для обучения специалистов, которые смогут вывести работу компании на качественно новый уровень. Подготовленные в российских бизнес-школах специалисты будут обладать знанием западной теории и отечественной практики бизнеса.
Важным шагом вперед в системе повышения профессионализма российских нефтяников и газовиков станет появление отраслевого бизнес-образования. Для качественного прорыва в области подготовки специалистов необходим комплексный, междисциплинарный подход, который может быть реализован только в рамках специального нефтегазового бизнес-образования, учитывающего специфику развития российского бизнеса.
Кроме этого, необходимо создание системы отраслевого непрерывного образования, в рамках которой менеджеры в специалисты компаний могли бы участвовать в краткосрочных семинарах, посвященных актуальным проблемам отрасли. Формирование такой системы в нефтегазовой отрасли сегодня еще только начинается и в период ее становления большую помощь может оказать анализ опыта западных коллег. Зарубежный опыт показывает, что наиболее эффективной является система непрерывного образования, в которой принимают участие различные независимые организации - профессиональные сообщества и ассоциации, исследовательские центры. Российской отрасли требуется система непрерывного "внутриотраслевого", а не "внутрифирменного" образования. Для создания такой системы нужны мощные интегрированные усилия всех нефтегазовых компании, министерств и ведомств, всех образовательных учреждений.
Профессионализм в нефтегазовой отрасли - это не абстрактная идея, а часть философии бизнеса, одно из основных направлений в работе с человеческими ресурсами компании. Помимо высокого качества выполняемой работы, профессионализм дает специалисту особое видение современного нефтегазового бизнеса, позволяющее ориентироваться на рост в развитие, дающее уверенность в своих силах. Профессионал смотрит на риск, всегда присутствующий в бизнесе, как на способ самореализации и профессионального совершенствования. Профессионализм - неистощимый ресурс компании. Для его эффективного использования компании необходима целостная система управления человеческими ресурсами, направленная на обучение, развитие и постоянное самосовершенствование сотрудников.
Список использованной литературы
1. Аганбегян А.Г. "Школа министров" - лидер бизнес-образования России // Управление персоналом. 2001, N 4.
2. Безлепкин В.В., Валентинов В.В., Кондратьев С.В. Система дополнительного профессионального образования в Российской Федерации // Информационно-аналитический вестник по проблемам дополнительного профессионального образования. 2003, N 1-2.
3. Мартынов В.Г., Еремина И.Ю. Повышение квалификации в системе воспроизводства персонала. М.: Нефть и газ, 2004.
4. Симонова И.Ф., Еремина И.Ю. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации нефтегазового комплекса в условиях формирования российской модели рынка труда // Нефть, газ и бизнес, 2005, N 1.
С. Колябин
"Кадровик. Кадровый менеджмент", N 10, октябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107