Комментарий к письму Минфина России от 30.08.2006 N 03-02-07/1-234
При встречной проверке с фирмы должны требовать те документы, которые касаются деятельности ее партнера. А могут ли инспекторы запросить у компании и бумаги, не имеющие к нему отношения? Например, декларации по НДС. Минфин считает, что да. Почему это мнение ошибочно, читайте в комментарии.
Опубликованное письмо посвящено встречным проверкам. Напомним, что таковыми считают проверки операций друг с другом двух и более фирм. Если налоговые инспекторы могут проводить ее у вас, если их заинтересовал деловой партнер вашей фирмы. Причем, чем больше у вас контрагентов, тем чаще могут приходить инспекторы. Ограничений по таким проверкам нет.
Проводить встречную проверку или нет, инспекторы решают по своему усмотрению. Но если они проверяют экспортера, который претендует на возмещение НДС, то к его поставщику придут обязательно (или направят требование о представлении документов по почте). Этого требует закрытый приказ МНС России от 03.09.2001 N БГ-14-03/106дсп.
Чтобы организовать встречную проверку контрагента проверяемой фирмы, налоговая должна направить запрос в инспекцию, где он состоит на учете. Получив запрос, вторая инспекция потребует у контрагента необходимые документы либо направит инспекторов для их проверки непосредственно на предприятие. Если оба партнера состоят на учете в одной налоговой, проверять их могут одни и те же инспекторы.
Предприятие должно представить документы о своем контрагенте в пятидневный срок по специальному требованию налоговой инспекции.
Нарушителей могут оштрафовать на 5000 рублей (часть 2 ст. 126 НК РФ).
После встречной проверки сотрудники инспекции составляют справку, в которой указывают все, что выявили. Затем справку посылают в инспекцию, по запросу которой "встречка" проводилась.
Проверка вашей фирмы
Ее будут проводить у вашего контрагента. В этой ситуации судьба вашей компании зависит от того, какие результаты дала проверка. Один из возможных результатов - отсутствие искомой фирмы, то есть вашего делового партнера. В таком случае инспекторы обычно отказываются принять документы "потерявшегося" контрагента в качестве подтверждения расходов компании. Также они не принимают к вычету НДС, уплаченный в составе этих расходов.
Если дело доходит до судебного разбирательства, судьи иногда принимают сторону предприятия - об этом свидетельствует и арбитражная практика. Основной довод судей: налогоплательщик не может отвечать за своих контрагентов. Однако в настоящее время это происходит все реже и реже: в большинстве регионов суды настроены не столь лояльно. Свою позицию арбитры обычно обосновывают тем, что, например, экспортер не может принять к возмещению НДС, уплаченный поставщику по приобретенным у него товарам. Ведь поставщик после продажи этих товаров экспортеру НДС в бюджет не перечислил.
Гораздо сложнее дело обстоит, когда контрагент найден, но у него не оказалось нужных документов. Или того хуже: цифры в документах партнеров различаются. Тут в руках у инспекторов сразу же оказываются весомые аргументы - например, два экземпляра одного и того же счета-фактуры, где стоят одинаковые печати, но цифры не совпадают. А это - доказательство того, что кто-то из партнеров нечист на руку. Если возникнет необходимость, данные бумаги можно будет предъявить в суде. Если расхождения окажутся серьезными и приведут к искажению налоговой базы на сумму более 500 000 рублей, инспекторы передадут материалы в милицию. В такой ситуации милиционеры могут возбудить уголовное дело по статье 199 Уголовного кодекса (уклонение от уплаты налогов).
Проверка контрагента
Если встречная проверка проводится в вашей фирме, то по ее итогам вам ничто не грозит. Оштрафовать вашу фирму нельзя. Но полученные данные могут спровоцировать налоговых инспекторов на полноценную выездную проверку. Однако провести ее инспекторы могут не всегда.
Представим такую ситуацию. Налоговая инспекция провела у вас выездную проверку. Через некоторое время инспекторам понадобились те же документы, но в рамках встречной проверки. Просмотрев эти документы еще раз, они обнаружили нарушения. По итогам встречной проверки оштрафовать вас они не могут, значит, нужно либо проводить еще одну выездную проверку за уже проверенный период, либо просить разрешение у вышестоящей инстанции на повторную проверку. Первое запрещено Налоговым кодексом, второе невыгодно самим инспекторам, поскольку говорит об их некомпетентности. Таким образом, у вас есть шанс избежать наказания.
Документы, которые требует инспекция в рамках встречной проверки, должны относиться к деятельности вашего партнера. Причем, как подчеркнуто в опубликованном письме, "прямо или косвенно". Если инспекторов заинтересовала какая-то конкретная сделка, то и документы, которые они могут у вас попросить, должны быть связаны с данной сделкой. Это могут быть, например, договоры, счета-фактуры, накладные, платежные поручения и т.п. Правда, в своем письме Минфин толкует данное правило более широко. По мнению финансистов, проверяющие вправе потребовать и, например, приказ об учетной политике вашей фирмы, а также декларации по НДС. Причем совершенно очевидно, что эти бумаги к деятельности вашего контрагента не имеют никакого отношения. На наш взгляд, данное положение письма не соответствует закону. Такие документы могут быть представлены налоговой инспекции при проверке именно вашей фирмы, а не ее партнеров.
Эту точку зрения поддерживают суды. Например, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.07.2005 N А33-29386/04-С3-Ф02-3457/05-С1 сказано, что инспекция не вправе требовать документы, которые не имеют отношения к проверяемой фирме.
Запрашивая те или иные документы, налоговые инспекторы должны выслать вам специальное требование. Форма этого документа утверждена приказом МНС России от 10.04.2000 N АП-3-16/138. В требовании должны быть проставлены реквизиты документов, которые интересуют проверяющих (их названия, даты составления, номера). Из него фирма должна четко и ясно понять, что именно нужно инспекторам. "Расплывчатые" формулировки (например: "бухгалтерские документы за январь") в требовании не допускаются. В противном случае его можно не выполнять (постановление ФАС Московского округа от 12.02.2004 N КА-А40/453-04).
Из этого правила есть одно исключение. Не приводить перечень необходимых документов можно при условии, что у налоговой инспекции нет информации ни об их количестве, ни о реквизитах. Такой вывод сделал ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 25.07.2005 N Ф04-4652/2005 (13222-А27-3).
Кроме того, требование должны отправлять по почте с уведомлением о вручении. Если такого уведомления нет (например, оно направлено обычным письмом), то документы представлять необязательно. Ответственности за это фирма не несет. Так как налоговые инспекторы не сумеют доказать, что оно было вами получено (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.06.2005 N А19-3861/05-41-Ф02-3003/05-С1).
Как мы сказали выше, документы, которые требует налоговая инспекция, нужно передать ей в пятидневный срок. Его начинают отсчитывать с того момента, когда фирма получила требование. Причем отдать следует не подлинники, а заверенные "должным образом" копии. Это предусмотрено статьей 93 Налогового кодекса. Как заверить копии "должным образом", налоговая служба разъяснила в письме от 02.08.2005 N 01-2-04/1087. На них должна стоять подпись руководителя фирмы и ее печать. Только в этом случае считают, что копии документов имеют юридическую силу.
"Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера", N 22, ноябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.