г. Томск |
Дело N 07АП-1108/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2010 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т. А. Кулеш
судей: Е. А. Залевской
М. Х. Музыкантовой,
при ведении протокола судебного заседания судьей М. Х. Музыкантовой,
при участии:
от заявителя: Харченко О. В. - по доверенности от 05.06.2009 г.,
от заинтересованного лица: без участия, извещено,
от третьего лица: Администрация Кемеровской области - без участия, извещена,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Промстрой-жилищно-строительный комплекс"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.12.2009 года по делу N А27-17248/2009 (судья Н. А. Аникина)
по заявлению открытого акционерного общества "Промстрой-жилищно-строительный комплекс" к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ
Открытое акционерное общество "Промстрой-жилищно-строительный комплекс" (далее - заявитель, Общество, ООО "Промстрой-ЖСК") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Роснедвижимости по Кемеровской области), в котором с учетом уточнений просит признать незаконными действия, выразившиеся в ненадлежащем контроле за ходом работ по государственной кадастровой оценке земель, в осуществлении ненадлежащей предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007 г. и внесению в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401003:3 площадью 12488 кв.м. в сумме 34 431 663,84 рублей и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 2757,18 рублей за 1 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Ишимская, 11а; а также об обязании Управления Роснедвижимости по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка в размере 34 431 663,84 рублей и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 2757,18 рублей за 1 кв.м. принадлежащего Обществу; обязать Управление Роснедвижимости по Кемеровской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в сумме 14 227 591 рубля, что равно 100% рыночной его стоимости.
Решением арбитражного суда от 08.12.2009 г. в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Не согласившись с данным решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования Общества.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает следующее:
- Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области не осуществлялся надлежащий контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельного участка;
- при расчете кадастровой стоимости использовалась недостоверная и недостаточная рыночная информация вследствие недостаточного контроля со стороны Управления Роснедвижимости по Кемеровской области;
- действующее законодательство устанавливает, что кадастровая стоимость земельных участков населённых пунктов не может значительно отличаться от рыночной стоимости, поскольку основана на анализе рыночной стоимости земельных участков, определяемой на основании законодательства об оценочной деятельности.
В своем отзыве на апелляционную жалобу Управление Роснедвижимости по Кемеровской области не согласилось с доводами Общества, считает решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
От заинтересованного лица в суд поступил отзыв на жалобу, в котором Управление агентства кадастра считает решение суда законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению.
Заинтересованное лицо и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили.
Суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями статьи 156 АПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя апеллянта, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
ОАО "Промстрой ЖСК" является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401003:3, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Ишимская, 11а, общей площадью 12488 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов.
Обществом получен кадастровый паспорт от 19.05.2008 г. N К00/08ВД (ГКУ)-50132, в соответствии с которым кадастровая стоимость земельного участка составила 9 274 213,20 рублей.
Общество, считая, что действиями Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, выразившихся в ненадлежащем контроле за ходом выполнения работ по государственной кадастровой оценке земель, в осуществлении ненадлежащей предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков, внесению в государственный земельный кадастр недостоверных сведений, нарушены его права и обязанности по уплате земельного налога, а также нормы закона, обратилось в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу о том, что государственная оценка кадастровой стоимости земельного участка произведена в соответствии с действующим порядком, исходя из данных о рыночной стоимости при соблюдении регламентированной процедуры утверждения.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Во исполнение данной статьи Правительством РФ принято Постановление от 08.04.2000 г. N 316, утверждающее Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 9 Правил кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Пунктом 13 Правил определено, что при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пунктам 2, 5, 10, 11 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 11 Правил разработаны Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), позволяющие определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе, в том числе такого вида разрешенного использования, как земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
В силу пунктов 1.3, 1.4 Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется в следующем порядке: формирование Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов; расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Обосновывая апелляционную жалобу, Общество указывает на нарушение Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области требований действующего законодательства, предъявляемых к процедуре проведения работ по государственной кадастровой оценке и к порядку проведения государственной кадастровой оценки спорного земельного участка, а именно - требований пунктов 4, 9.2., 9.5 раздела 2 Административного регламента, пункта 2.2.5 Методических указаний, Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 г. N 254 (далее - Федеральный стандарт оценки).
Как правильно указал суд первой инстанции, Административный регламент определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.
В исполнении государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель участвуют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Разделом 2 Административного регламента установлены административные процедуры.
В соответствии с пунктом 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в том числе следующие административные процедуры: контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации регулируется пунктом 8 Административного регламента.
Согласно пункту 8.1. Административного регламента контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации с периодичностью, установленной формами оперативной отчетности о ходе проведения государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Кемеровской области выполнялись на основании государственного контракта от 29.06.2007 г. N 140, заключенного между Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области (заказчик) и ФГУП ФКЦ "Земля".
Пунктами 1.1, 1.2 данного государственного контракта установлено, что исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению работ по теме "Выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Кемеровской области" путем сдачи результата выполненных работ, а заказчик обязуется принять работы и оплатить их. Объем работ определяется техническим заданием.
Требования к работам и их содержание являющиеся предметом контракта определяются согласованным сторонами техническим заданием (приложение N 1), которое является неотъемлемой частью контракта (пункт 2.2. государственного контракта).
В целях осуществления контроля за ходом выполнения работ создавались областная и муниципальные комиссии.
Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 04.06.2007 г. N 627-р "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области в 2007 году", принятым во исполнение постановлений Правительства РФ от 25.08.1999 г. N 945, от 08.04.2000 г. N 316, областной комиссии по рассмотрению хода выполнения работ и результатов кадастровой оценки земель поручено содействовать в организации работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области, рассмотреть результаты работ по определению кадастровой стоимости на уровне субъекта РФ.
Органам местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области указанным распоряжением рекомендовано в пределах своей компетенции организовать взаимодействие соответствующих органов и организаций по сбору исходной информации, необходимой для последующих расчетов оценочных показателей, а также создать межведомственные комиссии муниципальных образований по рассмотрению и согласованию материалов по государственной кадастровой оценке земель.
Согласно пунктами 1.1, 1.5., 2.1. Положения о создании областной комиссии по рассмотрению хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценки земель Кемеровской области, утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.09.2008 г. N 414, целью работы такой комиссии является рассмотрение хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценки земель.
Комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами государственной власти Кемеровской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также организациями.
Из материалов дела следует, что 10.07.2007 г., 01.08.2007 г., 03.07.2008 г., 14.08.2008 г. состоялись заседания указанной комиссии с участием руководителя Управления Роснедвижимости по Кемеровской области, оформленные соответствующими протоколами.
Довод апелляционной жалобы о том, что Управление Роснедвижимости по Кемеровской области ненадлежащим образом исполнило свою обязанность по предварительной проверке отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков, в том числе - в части контроля выбранных исполнителем работ источников рыночной информации, порядка использования информации, состава используемой информации, объема, правильности, достоверности и полноты собранной рыночной информации, судом апелляционной инстанции отклоняется как необоснованный.
В соответствии с пунктом 2.2.5 Методических указаний для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости.
В качестве рыночной информации используются: цены сделок (купля-продажа, аренда, ипотека); цены предложения (купля-продажа, аренда); цены спроса (купля-продажа, аренда); информация о рыночной стоимости объектов недвижимости в составе земель населенных пунктов, установленной в отчетах об оценке; коэффициенты и индексы, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости; иные показатели, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости.
В качестве источников информации могут быть определены: официальные реестры, содержащие сведения о сделках с объектами недвижимости, находящиеся в ведении органов государственной власти и местного самоуправления; средства массовой информации, в том числе официальные сайты предприятий, организаций, размещающих объявления о рынке недвижимости; отчеты об оценке рыночной стоимости.
Информация считается достаточной, если на ее основе можно построить статистически значимую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
В случае недостаточности рыночной информации проводится сбор дополнительной рыночной информации, и (или) перегруппировка земельных участков в составе земель населенных пунктов, и (или) оценка рыночной стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в составе данной группы с целью обеспечения достаточности рыночной информации, и (или) уточнение состава факторов стоимости.
В целях определения достоверности собранной рыночной информации проводится ее статистический анализ.
На основании статистического анализа рыночной информации определяется и устраняется информация об объектах-аналогах с выбросами в значениях рыночной стоимости и (или) значениях факторов стоимости, обеспечивается непротиворечивость и интерпретируемость рыночной информации, используемой для построения статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, проверяется репрезентативность выборки и выбираются факторы стоимости для построения статистических моделей.
Согласно пунктам 9.4, 9.8. Административного регламента проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков осуществляется Роснедвижимостью.
В срок не более одного месяца с даты получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации Отчета Роснедвижимость производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки: о соответствии Отчета методическим указаниям; о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.
В связи с чем, суд первой инстанции правильно указал на то, что Управление Роснедвижимости по Кемеровской области не проводит проверку отчета на соответствие его методическим указаниям, которые определяют порядок сбора рыночной информации.
Проверка достаточности собранной рыночной информации о земельных участках, а также сбор рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости для каждой сформированной группы производится ФГУП ФКЦ "Земля" - исполнителем работ по государственному контракту N 140, поскольку входит в содержание объема работ (пункты 4.2.5, 4.2.6.2 технического задания).
Довод апелляционной жалобы о том, что Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области ненадлежащим образом осуществлена предварительная проверка отчета на соответствие условиям технического задания, является необоснованной, поскольку техническое задание является приложением к государственному контракту, является его неотъемлемой частью, определяет объем выполняемых ФГУП ФКЦ "Земля" работ, не является нормативно-правовым актом.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что государственный контракт представляет собой гражданско-правовую сделку по выполнению работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области.
Таким образом, апеллянт, указывая на недостоверность и неполноту собранной рыночной информации, ее недостаточность для определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, фактически оспаривает надлежащее исполнение подрядчиком своих обязанностей по гражданско-правовой сделке, принятых на себя обязательств, что не входит в предмет заявленных требований.
Из положений статьи 198 АПК РФ следует, что для признания незаконными действий государственного органа необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых действий нормам закона, иных правовых актов и нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемыми действиями.
Вместе с тем, Обществом не указаны конкретные нормы закона и иных правовых актов, которым не соответствуют действия Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по осуществлению контроля за ходом выполнения работ в части сбора рыночной информации, проверки источников, достоверности сведений, объема, порядка сбора информации, а также норм закона, устанавливающих данную обязанность Управления Роснедвижимости по Кемеровской области.
В отношении действий Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по предварительной проверке отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
Согласно пунктам 9.1, 9.5 Административного регламента по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков составляется Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации.
Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации производит проверку представленного исполнителем работ Отчета на соответствие его состава условиям технического задания (предварительная проверка).
Данная проверка производится в срок не более трех рабочих дней с даты представления Отчета исполнителем работ.
Из имеющегося в материалах дела протокола предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области от 11.11.2008 г. следует, что отчет соответствует условиям технического задания.
При этом из указанного протокола следует, что предварительная проверка отчета проводилась по следующим параметрам: наличие копии государственного контракта (с техническим заданием) в составе отчета, соответствие технического задания документации, утвержденной 12.03.2008 г., соответствие отчета типовой форме отчета, утвержденной Роснедвижимостью, наличие файлов баз данных специального программного обеспечения, необходимых подписей на титульном листе, информации в тексте отчета об исполнителях работ, перечня и копий документов по организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории субъекта РФ, анализа рынка земельных участков, объектов недвижимости в тексте отчета, необходимых папок и таблиц, заполненность папок и таблиц.
В связи с чем, подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области предварительная проверка отчета об определении кадастровой стоимости земель на соответствие его техническому заданию проведена с нарушением закона.
Апелляционной инстанцией не принимается ссылка Общества на то, что при предварительной проверке отчета на соответствие его условиям технического задания, Управление Роснедвижимости по Кемеровской области должно было проверить, в том числе - выбор источников информации, порядок сбора рыночной информации, использование рыночной информации с учетом приведения значений факторов стоимости, наличие в отчете первоисточников рыночной информации с указанием на конкретные объявления.
Так, Общество не указывает конкретных норм закона, которыми устанавливается обязанность Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по проверке указанных параметров при проведении предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости.
В техническом задании установлено, что в содержание работ входит сбор рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости для каждой сформированной группы.
При проведении предварительной проверки отчета Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области установлено, что в тексте отчета содержится анализ рынка земельных участков, объектов недвижимости.
Указанное обстоятельство подтверждается протоколом предварительной проверки.
Судом первой инстанции на основании имеющихся в материалах дела доказательствах обоснованно отмечено, что спорный земельный участок относится к 9-му виду разрешенного использования; сведения об используемых источниках рыночной информации содержатся в таблице 06 приложения N 7 к отчету; указаны объекты-аналоги; источники информации об объектах-аналогах; отчет о статистическом анализе рыночной информации земельных участков вида разрешенного использования, указанного в пункте 1.2.9 Методических указаний, в составе городских населенных пунктов (таблица 16 Приложения N7 к отчету), в которых имеется информация о наименованиях объектов-аналогов, о цене за объект-аналог и 1 кв.м.
Управлением при проведении предварительной проверки отчета установлено соответствие отчета техническому заданию в отношении данных параметров. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Ссылка общества в апелляционной жалобе на отсутствие в отчете конкретной рыночной информации о спорном участке, выбор и использование исполнителем работ - ФГУП ФКЦ "Земля" в расчете кадастровой стоимости земельных участков по Кемеровской области недостаточных и недостоверных источников рыночной информации не может быть принята во внимание.
Так, в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области (раздел 3.2. расчет кадастровой стоимости земельных участков видов разрешенного использования, указанных в пунктах 12.1.-12.10 Методических указаний) в пункте 3.2.5 указано на сбор достаточной и достоверной информации о земельных участках для каждой сформированной группы, отражены этапы сбора рыночной информации, определение выбросов, определение и выбор источников сбора рыночной информации и проверка их достоверности (пункт 3.2.5.1), сбор информации о рыночных ценах и (или) величине арендной платы за объекты недвижимости (пункт 3.2.5.2).
Результаты сбора рыночной информации внесены в таблицу 7 приложения 7.
Таким образом, в отчете содержатся необходимые данные, позволяющие в указанной части определить соответствие отчета условиям технического задания.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в отчете об определении кадастровой стоимости земельного участка даты подписания отчета оценщиком, проводившим проверку, отсутствии доказательств наличия полномочий у лица, утвердившего этот отчет, несовпадением исполнителей по тексту отчета и отсутствие их подписей, касаются соответствия отчета по государственной кадастровой оценке Методическим рекомендациям и Федеральному стандарту оценки.
Вместе с тем, проверка такого соответствия не входит в обязанность Управления Роснедвижимости по Кемеровской области, проверяющего соответствие состава отчёта условиям технического задания.
Указанная обязанность согласно пункту 9.4 Административного регламента возложена на Роснедвижимость.
При этом требования к Роснедвижимости Обществом не заявлялись, к участию в процесс Роснедвижимость не привлечена, в связи с чем, указанные обстоятельства не имеют отношения к предмету рассматриваемого спора.
Доказательств, подтверждающих довод о том, что названные обстоятельства свидетельствуют о недостоверности спорной кадастровой оценки принадлежащего Обществу земельного участка, материалы дела не содержат.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает, что действующее законодательство устанавливает, что кадастровая стоимость земельных участков населённых пунктов не может значительно отличаться от рыночной стоимости.
Земельный кодекс РФ различает два вида стоимости земельного участка - кадастровую и рыночную.
Согласно пунктам 1, 2 Правил при государственной кадастровой оценке земель определяется кадастровая стоимость земельных участков различного целевого назначения для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Согласно Федеральному стандарту, утвержденному Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 г. N 255 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)" обязательному к применению субъектами оценочной деятельности существует рыночная стоимость объекта оценки как наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден, и перечисленные в пункте 5 Федерального стандарта три вида стоимостей отличных от рыночной. В том числе указывается кадастровая стоимость объекта для целей налогообложения.
Соответственно, представление Обществом отчета независимого оценщика о рыночной стоимости земельного участка не имеет доказательного значения, так как для расчета кадастровой стоимости применяется специальная методика, отличная от методики расчета рыночной стоимости, кадастровая оценка проводится уполномоченными лицами, в особом порядке.
Указанные нормативные правовые акты не устанавливают тождества кадастровой стоимости земельного участка и его рыночной стоимости и не содержат указаний на возможность произвольной замены кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимостью.
Согласно данным нормативным актам рыночная стоимость - наиболее вероятная цена продажи объекта; оценка, которая зависит от спроса и предложения на рынке и характера конкуренции продавцов и покупателей (принцип спроса и предложения), изменяется во времени и определяется на конкретную дату (принцип изменения).
Кадастровая стоимость - экономическая оценка, отражающая экономическую ценность территории в зависимости от целевого назначения и вида функционального использования.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ не содержит указаний на то, что кадастровая стоимость земельного участка не должна превышать его рыночную стоимость. Механизмы оценки рыночной стоимости земельного участка и перехода от нее к кадастровой стоимости в данной статье не приводятся.
В данной статье говорится о процентном соотношении кадастровой и рыночной стоимости, но не устанавливается ни конкретный размер, ни максимальный процент соотношения.
Соответственно, установление кадастровой стоимости в размере, превышающем размер рыночной стоимости, не противоречит пункту 3 статьи 66 ЗК РФ.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованности доводов апелляционной жалобы, в связи с чем, такие доводы не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Принимая во внимание, что выводы арбитражного суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.12.2009 года по делу N А27-17248/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Промстрой-жилищно-строительный комплекс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Т. А. Кулеш |
Судьи |
Е. А. Залевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-17248/2009
Истец: ОАО "Промстрой-жилищно-строительный комплекс"
Ответчик: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области
Третье лицо: Администрация Кемеровской области
Хронология рассмотрения дела:
02.05.2012 Определение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-17248/09
10.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3535/10
21.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7302/11
22.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7302/11
31.05.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7302/11
03.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-17248/2009
13.11.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1108/10
25.08.2010 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-17248/09
12.07.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-17248/2009
07.04.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1108/10
08.12.2009 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-17248/09